Впервые в Чикаго, впервые в Лирик-опере, впервые в Америке, впервые в партии Тамино - это все о нем, о победителе конкурса “Operalia”, лирическом теноре Павле Петрове, который в эти дни поет в опере В.А.Моцарта “Волшебная флейта”. В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту Павел рассказывает об учебе в Минске и Цюрихской опере, работе в Оперном театре Граца, ролях, волнении и репетициях с Пласидо Доминго.
- Как вас встретили Чикаго и Лирик-опера?
- Театр
встретил меня прекрасно. Мне очень нравится коллектив. Работаем спокойно, без
стрессов. Коллеги все молодые, так что мы хорошо понимаем друг друга, смеемся,
шутим, импровизируем...
- Дебютантов среди вас много: Папагено - Хью Монтаг Рендалл, Зарастро - Тарек Назми, Царица ночи - Лайла
Дафи, дирижер - Карен Каменсек. Вам это нравится, или вы
предпочитаете иметь рядом опытных партнеров?
- По-разному. Если партнер хороший, то он будет
помогать. А бывает наоборот, и тогда ты ощущаешь дискомфорт. Все зависит от
человека. В “Волшебной флейте” я со всеми на одной волне. Работается очень
комфортно... Город огромный, красивый, современный. Друзья спрашивают: “Как
тебе в каменных джунглях?” Мне нравится в “джунглях”. Масштабы, конечно,
поражают. Все другое, с Европой не сравнить. Я был в Австралии. Она ближе к
Америке по менталитету. Мне повезло, что открытие страны начал с Чикаго. Это
город с историей. Идя в театр, рисую себе картины гангстеров на улицах, что-то
такое... Единственное, что меня удивило, - оперный театр в Чикаго ничем не
выделяется, просто большое, многоэтажное здание.
- Я вас понимаю, у меня те же ощущения. Если не
знаете точного адреса, театр никогда не найдете. Обычная большая загруженная
улица с небоскребами. Я недавно говорил на эту тему с новым музыкальным
руководителем Лирик-оперы Энрике Маццолой. Он сказал, что следует “поставить
более яркие витрины, сделать здание более видимым и привлекательным”...
- Но потом попадаешь внутрь, и все становится на
свои места. Ты в Опере!
- Для вас есть технические сложности в партии Тамино, или все идет как “по маслу”?
- Технических сложностей нет. Диапазон в партии не
слишком большой, супервысоких нот нет. Скорее, язык. Я живу в Австрии, но петь
на немецком для меня не очень удобно. Возможно, пока не прочувствовал этот
язык. До Тамино пел на немецком языке лишь однажды - в “Проданной невесте”
Сметаны. Чешская опера, но в Опере Граца она шла на немецком языке. Так что
вопросы были языковые, но только на стадии подготовки.
- Кто явился толчком к вашему решению стать
оперным певцом?
- Я родом
из Беларуси: родился в Бресте, вырос в Борисове. Моя тетя работает директором
Центра детского и юношеского творчества, поэтому все детство я провел рядом с
музыкой. Мальчик, который всегда где-то пел. Пел на концертах, на городских
площадях, открывал на стадионе игру футбольного клуба БАТЭ (серьезный клуб для
Беларуси). А потом... Это банально, но я всегда так говорю, потому что правда.
Я увидел концерт трех теноров: Доминго, Каррераса и Паваротти. Слушал их и
думал: “Хочу так!” В девятом классе понял, что должен поступать в
консерваторию. После двух лет подготовительного отделения поступил на вокальное
отделение Белорусской академии музыки. На подготовительном отделении учился у
профессора Леонида Ивашкова (его, к сожалению, уже нет в живых), в
консерватории - по классу профессора Петра Ридигера. Мне всегда нравилось, что
он давал мне свободу творчества, поощрял самостоятельность. Он дал мне азы
профессии и выпустил в свободное плавание.
- Вы начинали с Большого театра Беларуси. Что
вы там пели?
- Моя первая серьезная работа - Ленский в “Евгении
Онегине”. Эту партию я спел впервые в двадцать два года. В Минске я пел
Альфреда в “Травиате”, Лыкова в “Царской невесте”. Постановка оперы
Римского-Корсакова запомнилась, она была очень хороша.
- В 2016 году вы поступили в Оперную студию
Цюрихской оперы. Что вам дала учеба?
- С нами
не занимались вокалом, хотя приезжали преподаватели из разных стран. Среди них
были известная немецкая певица и педагог Хедвиг Фассбендер и Дмитрий Вдовин -
руководитель Молодежной программы Большого театра. Оперная студия дает
возможность молодым солистам поработать в серьезном, большом оперном театре, но
на маленьких партиях. В театр приезжают агенты и кастинг-директора из разных
стран, устраивают прослушивания. Это трамплин к дальнейшей карьере. Мне
предлагали остаться солистом в цюрихской труппе, но я выбрал Оперный театр
Граца, потому что в Граце мне предложили главные партии: Ленский, Рудольф в
“Богеме”, Альфред.
- Не жалеете, что не остались в Цюрихе?
- Я сделал правильный выбор. В Цюрихе мне пришлось
бы петь во второстепенных ролях. Мне предложили партию Артура в “Лючии ди
Ламмермур”, но когда мы с агентом спросили, могу ли я спеть Ленского (а тогда
как раз шел “Евгений Онегин”), мне ответили отрицательно. Для наработки
репертуара лучше подошла Опера Граца. Меньший по уровню театр, но первые роли.
Я очень переживал, когда уходил из Цюриха. Цюрихская опера - один из лучших
оперных театров мира. Жизнь показала, что я не ошибся.
- Вы участвовали в более чем пятнадцати вокальных конкурсах, получили большое количество призов, но один конкурс стоит особняком. Это, конечно, “Operalia” 2018 года в Лиссабоне. Как вы попали на конкурс?
- Со
второй попытки. Первый раз у меня не было записей хорошего качества. Не был
выставлен свет, не было хорошего микрофона... Я поступил опрометчиво. Могу
посоветовать молодым исполнителям: делайте хорошие качественные записи! Это
важно! На следующий год я подал запись моего выступления с оркестром в финале
Международного конкурса королевы Сони в Норвегии и прошел. Перед самым отъездом
у меня спросили, не хочу ли я поучаствовать в конкурсе сарсуэлы. Я согласился и
выслал записи двух песен: “No puede ser” и “La Roca Fria del Calvario”. Переводить потом стал и на второй ахнул: три куплета
неповторяющегося текста с серьезным религиозным содержанием. Песня про то, как
дева Мария идет на Голгофу и видит на кресте распятого Христа. Исполнять такую
песню было волнительно...
- Правда, что на “Operalia” все решает один человек - Пласидо Доминго?
- Миф такой есть, но не знаю, правда ли это. Лично
я этого не почувствовал. Расскажу, как я выбрал программу для финала. Обычно
это делает жюри, но на “Operalia” певцам
позволяют выбирать самим. Пласидо Доминго предложил: “Спой Ленского. Я люблю
русскую оперу”. Я согласился, а мой концертмейстер Нино (она работает в Опере
Лос-Анджелеса, у них с Пласидо хорошие отношения) возмутилась: “Какой Ленский,
Пласидо? Он хочет петь Рудольфа!” Пласидо спрашивает: “Ты хочешь Рудольфа?” Я
честно говорю: “Я хочу “до” верхнее спеть”. - “Как хочешь. “Богема” тоже
хорошо.” Так в финале “Operalia” я спел
арию Рудольфа из “Богемы” и сарсуэлу. Финальный тур репетировали трижды. С утра
- с Пласидо под фортепиано. Спел арию. Никаких нареканий. Ухожу за кулисы,
спрашиваю: “Ну что, я свободен?” Они: “Секундочку”. Спросили у маэстро. Он: “Подожди.
У меня сейчас будет пауза. Еще раз пройдем все с фортепиано”. Спел еще раз.
Спрашиваю: “Могу идти?” - “Нет, подожди, давай еще раз.”
- Может быть, Доминго к вам уже в тот день
относился, как к победителю?
- Я не
знаю. Я отметил про себя, что это хороший знак, но не знаю, что он думал в тот
момент. Возможно, повторял арию, чтобы найти контакт друг с другом. Это тяжелая
ария... Пласидо дирижировал финальным концертом, хотел сделать все хорошо, и я
хотел сделать все хорошо.
- Какая была ваша первая реакция, когда вас
объявили победителем?
- Шок.
Первыми объявили победителей конкурса сарсуэлы. Назвали мое имя, я был счастлив
и думал, что на этом все закончится. Объявляют победителей главного конкурса.
Третье место, второе... Радуюсь за своих коллег, тем более они все -
русскоязычные. Третье место - тенор Арсений Яковлев, второе - тенор из
Мариинского театра Мигран Агаджанян. Тут объявляют первое место - мое имя.
Шепчу Миграну: “Не могу, сейчас заплачу”. Он мне в ответ: “Возьми себя в руки”.
- Что вам сказал Доминго?
- Он
вручал приз, тепло поздравил, пожелал дальнейших творческих успехов. Если
честно, конкретных слов не запомнил, все было очень торжественно и волнительно.
Такие мгновения остаются в памяти навсегда.
- Говорят, что человек, победивший на “Operalia”, на следующий день
просыпается знаменитым. Вы почувствовали это на себе?
- На следующее утро я улетал в Зальцбург, оттуда -
в Вену. В Зальцбурге меня встретила жена, и на машине мы отправились в Вену. По
дороге останавливался в поле и отвечал на вопросы журналистов. Так я
почувствовал себя известным.
- Правда, что “Operalia” открывает огромные
возможности для будущих контрактов?
- Такого - ах, и ты суперстар - не произошло.
Наверно, это и хорошо. Расслабляться нельзя, надо всегда быть в тонусе. Да,
есть понимание, что в оперном мире появился новый певец, но все равно я также
езжу на прослушивания. Возможно, изменился уровень театров.
- Можно ли сказать, что ваш дебют в Лирик-опере
- это тоже результат победы?
- Да,
учитывая, что директор театра Энтони Фрейд был членом жюри и слышал все мои
выступления. В Чикаго, кстати, я попал без прослушивания.
- Если вам предложат новые контракты в Чикаго,
согласитесь?
- Это было бы прекрасно. Очень на это надеюсь. В “Operalia” я выступал, будучи уже в труппе театра в Граце.
Первое, что у меня спросил кастинг-директор после победы: “Ты у нас больше не
будешь петь?” Но я решил остаться. В Граце меня все устраивало. Я благодарен
театру за то, что поверил в меня, дал серьезные, большие роли. Я проработал в
Граце пять лет. Это был прекрасный опыт, но все хорошее когда-то заканчивается.
С августа 2021 года я не являюсь солистом Оперного театра Граца.
- После пяти лет стабильности решили уйти в
свободное плавание. Почему?
- Решил рискнуть. Теперь я - свободный художник,
не привязанный к конкретной труппе, открытый к предложениям и контрактам. У
меня в визе так и написано: “selbstständig” - “самозанятый”... Это всегда
вопрос: или уверенность в завтрашнем дне, или риск, но, возможно, большие
возможности. Сейчас, во время пандемии, риск серьезный… Возможно, мы еще будем
с Грацем работать. В качестве приглашенного артиста мне никто не мешает туда
вернуться. Надо только найти промежутки в расписании, чтобы состыковаться по
времени с репертуаром театра.
- Среди ваших партий выделяются Альфред,
Ленский и Дон Оттавио в “Дон Жуане” Моцарта. Это ваши любимые партии, или
просто вам их больше всего предлагают?
- Я
полюбил Ленского после очень хорошей постановки “Евгения Онегина” в Граце. Я
получил тогда австрийскую театральную премию за лучшую мужскую роль.
- Ого, австрийский “Оскар” - серьезное
достижение!
- Именно тогда - казалось бы, не в русскоязычной
стране - мне удалось хорошо прочувствовать эту роль...
- Русскоязычные певцы всегда ассоциируются на
Западе с русским репертуаром...
- Это
естественно. В любой опере хорошо бы понимать язык, на котором поешь, а тут
речь идет о носителях языка. Я всегда дословно перевожу тексты. А русский
репертуар особенно сложный, потому что он не столько эмоциональный, сколько
душевный. Требуется душа! Душа требуется для всех партий, но особенно для
Ленского. В последней арии ты должен “отделить” от себя кусочек сердца и отдать
его зрителям.
- Вы
всегда выкладываетесь на все сто?
- Если ты
настроен на проходной спектакль, зритель это обязательно почувствует. Ты,
возможно, хорошо споешь, но не зацепишь зрителя, не ощутишь связи с ним... Так
вот о партиях. Люблю петь Альфреда. В партии есть моменты лирические и
романтические, когда ты окрылен и поешь про любовь, а есть момент с картами,
когда пение требует совсем другой энергетики. Я люблю “покричать”. Не в
голосовом плане, а позлиться на сцене. Это мне легко играть. “Поиграть в
злость” я люблю.
- Есть две потрясающие теноровые партии в русском
репертуаре - Герман в “Пиковой даме” Чайковского и Сергей в “Игроке”
Прокофьева. Вот уж где и карты на месте, и “в злость поиграть” можно! Правда,
наверно, вам еще Германа рано петь...
- Я уверен, что сегодня “Пиковая дама” не для
меня. Герман лет так после сорока - сорока пяти, если правильно к этому
подходить. Невозможно петь Моцарта, а потом “Пиковую даму”. Это неправильно.
Тот, кто так делает, - глупец! Пока я не питаю особых симпатий к образу
Германа. Мне в этом плане больше нравится Эдгардо в “Лючии ди Ламмермур”.
- Что-то азартное в нем тоже есть!
- Да,
особенно момент, когда он узнает всю правду. Еще мне очень нравится трагический
финал. В постановке в Граце я последнюю арию пел у тела Лючии. Прямо мурашки по
коже. Я слишком много через себя пропускал - может быть, поэтому было сложно
физически. Я запомнил слова моего педагога: “Ко всему надо подходить с холодной
головой”. В противном случае можно “переэмоционировать” (новое слово придумал).
- Особняком в вашем репертуаре стоит поэт
Прюнье в “Ласточке” Пуччини. Это же по сути дела оперетта. Как вы работали над
ролью?
- Да, есть в этой роли что-то легкое и воздушное.
Наверно, поэтому она мне понравилась. В Минске, когда я приехал учиться, нужно
было как-то зарабатывать, и я пошел в хор Театра музыкальной комедии.
Параллельно с хором сочинял какие-то маленькие номера. Моей первой ролью на
сцене была роль бомжа. В одном фрагменте балет закончился, а на сцене остались
бутылки. Режиссер никак не мог придумать, как их лучше убрать. Я предложил, что
выйду, как бомж, и начну их собирать. Режиссер сказал: “Гениально”, мне сделали
фингал на пол-лица, и я очень красиво выходил, собирал бутылки... Я очень люблю
такие авантюры и с удовольствием в них участвую.
- Когда вы поете Альфреда или Ленского,
ответственности, наверно, больше, потому что у всех на слуху великие
исполнители этих партий. А когда вы поете Прюнье, вас особо сравнивать не с
кем. Это помогает?
- Я как-то
не думал об этом. Прюнье - партия небольшая. Там по сути дела даже арии большой
нет. Прюнье - роль игровая. Поэтому она похожа на опереточную. У сопрано есть
такое выражение - “субретка”. Не знаю подобного термина для мужского голоса.
Согласитесь, для див слово “субретка” может звучать немного оскорбительно, но
все зависит от того, как сделана роль. Бывает такая субретка, что затмит любую
диву... В театре Граца “Ласточка” шла в постановке Роландо Вильясона, сделанной
им для Немецкой оперы Берлина. Тот образ, который мы с ним сделали, похож на
его характер. Роландо живой, энергичный, подвижный. Мне понравилось с ним
работать. Он сейчас пошел в режиссуру. Мне кажется, он на правильном пути.
Всегда важно, чтобы не только дирижер, но и режиссер понимал певцов. Вильясон
всегда спрашивал: “Так тебе удобно петь? А если здесь вот так, будет удобно
петь?” Такого ни один режиссер не спрашивает, а Вильясон спрашивает, потому что
сам певец, потому что понимает.
- Как вы работаете над новыми партиями?
Слушаете других исполнителей?
- Если у
меня достаточно времени, то я не слушаю никого. Я, как губка, впитываю все. Если
я кого-то послушаю, буду не сам петь, а другого имитировать. Зачем? Почему не
сделать что-то свое? Возможно, это кому-то не понравится, но это будет только
мое. Мы же все разные люди и поем по-разному. Если будут ошибки, то это будут
только мои ошибки. У меня так повелось с консерватории: всегда старался создать
что-то свое, не попадать под чужое влияние.
- То есть кумиров для вас не существует?
- Кумиров
нет. Мне просто может нравиться - не то, чтобы голос, - какая-то партия, даже
одна ария у какого-то певца. А вот другой момент у того же певца не такой яркий
- у другого лучше. Чтобы любить и пытаться подражать - нет. Не сотвори себе
кумира!
- У вас отсутствует французский репертуар.
Почему?
- До
первого карантина мы в Граце репетировали “Искателей жемчуга” Бизе. Теперь это
моя самая любимая опера, которую я очень хочу спеть. Я думаю, в Граце будет
красивая постановка. Единственное, что мне очень жаль, покинув Грац, - что я не
спел Надира. Каждый момент в музыке восхитителен. Раньше я не мог сказать такого
ни про одну оперу. Что-то нравилось, что-то - не очень. “Искатели жемчуга” мне
нравится целиком.
- Партия готова - осталось найти театр. Это
вопрос к вашему агенту...
- Беда в том, что эта опера - не знаю, почему -
редко ставится.
- В Лирик-опере она шла несколько лет тому
назад. Пели Марина Ребека, Мэтью Поленцани и Мариуш Квечень.
- Поленцани - это хорошо. Я смотрел с ним
постановку в МЕТ. Кстати, насчет подражания. Я был бы не против в каких-то
моментах ему подражать. Даже не в плане голоса, а в характере героя. В голосе
Надира должно быть что-то воздушное. Это очень сложно сделать. Петь forte мы все умеем, а вот чтобы сделать тончайшее piano, надо постараться.
- В плане оперных партий в какую сторону вы
планируете двигаться в будущем?
- В сторону драматического репертуара - больше
некуда. Не хочу петь Россини и сказал об этом своему агенту. Как можно петь
Россини, а потом Рудольфа? Именно так было в Граце. Мы спели “Путешествие в
Реймс”, а потом была “Богема”. Глупо.
- Но если вы сейчас не споете Россини, вы не
споете его никогда.
- Конечно. Дмитрий Вдовин пророчит, что я приду к
Россини; говорит, что я - россиниевский тенор. У меня все хорошо с верхами, у
меня, мол получится... Я преклоняюсь перед певцами, которые поют это хорошо, но
сам не хочу. Впрочем, не будем загадывать. Как говорится: “Хочешь рассмешить
Бога - расскажи ему о своих планах”. Не думаю, что когда-нибудь спою Калафа. Вряд ли.
А вот Каварадосси, Пинкертона, Вертера спою обязательно. Петр Бечала Вертера
спел только недавно.
- В недавнем интервью Ирине Никитиной в
программе “Энигма” на канале Россия-Культура он говорил, как осторожно подходит
к новым партиям.
- Именно. Таким путем и я хочу идти. Это важно для
долголетия голоса.
- Предположим, предлагают вам сотый раз
Альфреда или сто пятидесятый - Рудольфа. Чувства повторяемости-скуки не
возникает?
- С
чувством скуки далеко не уйдешь. На то я и артист, чтобы каждый раз людям
показывать образ, характер, вживаться в своего героя, отдавать всего себя
зрителям. А скука легко убирается, когда после нескольких классических
постановок играешь в современной. В Граце шла “Травиата” в постановке Петера
Конвичны. Один стул на сцене и больше ничего! Я играл Альфреда-аутиста. Был в
свитере, очках, молчаливый, запуганный. С книгами арии пел, на бал приходил и
всего боялся. Я такого Альфреда еще не играл, для меня это было интересно.
- Аутистом был и Гвидон в “Сказке о царе
Салтане” Дмитрия Чернякова...
- Я люблю
классические постановки, но иногда полезно попробовать себя в других.
- Есть какой-то театр, в котором вы мечтаете
выступить?
- Я все время думал, что мне все равно, в каком
театре выступать, но после того, как выступил в Арене-ди-Верона, понял, что
есть непререкаемые глыбы: Ла Скала, МЕТ, Ковент-Гарден, Арена-ди-Верона. Места,
которые дышат историей... Я бы очень хотел вернуться на сцену Цюрихской оперы.
Была возможность спеть “Богему”, но из-за карантина этого не случилось. Мне
очень нравится город и театр, очень хочется в нем еще раз выступить.
- Вы чувствуете дыхание зрительного зала?
- Зависит от театра и публики. В Чикаго публика
много хлопает, и это приятно для певца. С другой стороны, не знаю, какая от
зрителей идет атмосфера. Скажу после премьеры... Мне очень понравилась публика
в Москве. У меня было два концерта в Московской консерватории с Екатериной
Семенчук, Юлией Лежневой и Асмик Григорян. Люди знали, куда пришли и что хотят
получить. Приятно выступать в таких залах.
- После Чикаго у вас Европа, новые дебюты:
Ленский в Большом театре в декабре, Дон Оттавио в Опере Бастилии в феврале-марте
2022 года, Ленский в Опере Лозанны в апреле 2022 года. Волнуетесь?
- Да, но это нормально. Волнение должно быть.
Только один раз у меня было неадекватное волнение - в финале “Operalia”. У меня было два дня до финала, я себя хорошо чувствовал, следовал
правилу конкурсантов: есть, спать и не волноваться. В день финала, когда дошел
до здания театра, у меня вдруг так заколотилось сердце. Это продолжалось вплоть
до моего последнего выступления. Пел Рудольфа, и меня прямо очень сильно
трясло. На записи это не слышно, но я помню свои ощущения. Такое волнение
мешает петь. Моя жена помогает справиться с волнением. Она - мой
пианист-репетитор (как здесь говорят - “couch”). Она занимается со мной как
музыкой, так и языком. Репетитор - очень важный человек для певца. Мне повезло,
что этим занимается моя жена.
- Расскажите немного о ней. Где вы
познакомились?
- В Минской консерватории (Белорусской академии
музыки). Мы с Дашей учились на одном курсе: она - на фортепианном отделении, я
- на вокальном. Она поступила в консерваторию после Музыкальной школы имени
Ахремчика (теперь - Гимназия-колледж искусств имени Ахремчика).
- Моя мама проработала педагогом в этой школе
тридцать восемь лет...
- Наверняка она знает педагога Даши Татьяну
Градкову. Даша собиралась быть пианисткой, а потом пошла по пути репетитора.
- Вопросы типа “Как уживаются в одной семье
вокалист и пианистка?” к вам не относятся, верно? Вы работаете вместе
совершенно нормально...
- Мы
занимаемся очень эмоционально. Я - человек взрывной, она - менее взрывной, зато
настойчивый. Часто сталкиваемся лбами, обсуждаем, спорим, ругаемся, злимся друг
на друга, миримся, опять спорим... Это называется творческий процесс! У нас
такое правило - дома о работе не говорим, только во время занятий. Если вдруг
не повздорили, то дальше живем. Если повздорили, можем пообижаться часа два...
С одной стороны, это минус - спорить дома о работе. С другой стороны - с кем
еще ты можешь это обсудить? Даша - мой самый лучший помощник и критик... Мы
поженились, когда я был в Цюрихе, вместе уехали в Грац, и вот уже пять лет
вместе. Сейчас Даша учится на музыкальном отделении университета Граца. Она
приезжает в Чикаго на премьеру.
- Я желаю вам удачного дебюта! Встретимся после премьеры!
Фотографии к статье:
Фото 1. Павел Петров с женой Дашей. Фото из
личного архива П.Петрова
Фото 2.
П.Петров - Герцог Мантуанский. “Риголетто”, Музыкальный фестиваль в Брегенце,
2021 год
Фото 3. П.Петров - Альфред. “Травиата”,
Музыкальный фестиваль Арена-ди-Верона, 2019 год
Фото 4. П.Петров - Феррандо, С.Дундас - Гульельмо, Р.Андерсон - Дон Альфонсо. “Так
поступают все женщины”, Мельбурн, 2019 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий