18 ноября, 7.30 pm; 19 ноября, 1.30 pm; 20 ноября, 8.00 pm; 21 ноября, 3.00 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО): Чакона ми минор Д.Букстенхуде (аранжировка и оркестровка К.Чавеса), Концерт для бандонеона с оркестром (Аконкагуа) А.Пьяццоллы (солист - Даниэль Бинелли), Первая симфония Л.ван Бетховена. Дирижер - Джанкарло Герреро.
Концерт начнется сочинением немецкого композитора
датского происхождения Дитриха Букстехуде (1637-1707). Он работал органистом в
соборах Дании и Германии, в том числе - восемь лет - в Эльсиноре, где
происходит действие шекспировского “Гамлета”. Один из наиболее известных
композиторов эпохи барокко.
Эта и следующая программы Симфонического центра
посвящены столетию со дня рождения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы
(1921-1992). Он родился в Буэнос-Айресе в семье бедных итальянских эмигрантов.
В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк. Позже Пьяццолла вспоминал: “Это было
время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Моими
кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей
“Коттон-клуба” - я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. Мой
отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя, поэтому на девятилетие я
получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне
основы классической музыки”. В Буэнос-Айресе Астор слушает выдающихся “тангейрос” (так называют
исполнителей танго), среди которых был и Карлос Гардель, в Нью-Йорке -
импровизации Чарли Паркера и фортепианные концерты Сергея Рахманинова в
авторском исполнении. В начале тридцатых годов Астор берет у
Рахманинова уроки игры на фортепиано... Первыми пьесами
музыканта стали композиции, написанные для кино и театральных постановок. Эта
музыка стала очень популярной в Аргентине. Удивительный талант
Пьяццоллы-мелодиста будет помогать ему и дальше, когда музыканта на долгие годы
отгородит от родины стена непонимания. Уже тогда Пьяццолла начинает
экспериментировать с танго, пытаясь синтезировать традиции милонги и джазовые
ритмы. Публика в полном недоумении: зачем преуспевающему композитору писать
сложные и малопонятные пьесы?! Музыканту даже начинают угрожать расправой, и в
пятидесятых годах Пьяцолла переезжает в Париж, где берет частные уроки у Нади
Боланже. Она сказала: “Астор, следуй своему интуитивному чутью - твоя
индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики
и джаза”. Творчеством Пьяццоллы начинают интересоваться выдающиеся джазовые и
классические музыканты, у них он имеет безоговорочный авторитет. Однако на
родине музыканта по-прежнему не принимают, с умеренным успехом идет одноактный
балет с великой Плисецкой в Буэнос-Айресе, холодный прием встречает опера
“Мария из Буэнос-Айреса”, поставленная в 1967 году. Известной становится лишь
пронзительная пьеса, написанная в 1959 году... В восьмидесятые годы Пьяцолла
много гастролирует со своим Квинтетом (о нем - ниже). Постаревший и больной
композитор появляется на джазовых фестивалях в Монтре и Лозанне с джазовыми
музыкантами Джерри Маллиганом, Гэри Бертоном, Эл Ди Меолой. Наверное, все-таки
горько, когда за тридцать лет сценической деятельности выходит лишь несколько
записей музыканта, а за последние пять лет жизни - более пятидесяти альбомов!
Друг Пьяццоллы, джазовый кларнетист Фил Вудс вспоминал: “Когда я впервые
встретился с Астором в 1956 году, он с жаром рассказывал мне, насколько важны и
интересны афро-кубинские и боповые композиции Диззи Гиллеспи. Джазовая
революция не просто затронула аргентинскую культуру, она стала ее составной
частью. Если нет ничего удивительного в том, что Мендельсон писал “Шотландскую
симфонию”, Чайковский - итальянское “Каприччио”, Дебюсси и Равель - пьесы в
испанском стиле, Майлс Дэвис экспериментировал с культурой фламенко, то почему
бы не обогатить традиционное танго новой гармонией?” В 1989 году Пьяццолла
навсегда возвращается в Аргентину, ему сопутствует триумфальный успех. Но
Мастер смертельно болен. 4 июля 1992 года Пьяццолла умирает, и в эти же годы
его музыка приобретает всемирную известность. Альбомы с его музыкой записывают
скрипач Гидон Кремер (в 1996 году он организует в Мюнхене и Москве фестивали
его музыки), виолончелист Йо Йо Ма, Эл Ди Меола, Фил Вудс. Танго Пьяццоллы
исполняют Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, пьесы композитора включают в свои
программы поп-звезды... После смерти Пьяццоллы его вдова Лаура Эскалада
основала Фонд его памяти (Astor Piazzolla Foundation) с благородной миссией
сохранения и популяризации творческого наследия маэстро.
Концерт для бандонеона с оркестром Пьяццоллы называется Аконкагуа - в честь высочайшей вершины в Андах, расположенной на территории аргентинской провинции Мендоса. Солирует известный интерпретатор музыки Пьяццоллы, бандонеонист Даниэль Бинелли. Он - музыкальный руководитель Tango Metropolis Company, с 1989 года - член Astor Piazzolla ́s New Tango Sextet.
19 ноября, 8.00 pm. Концерт лауреата премии Латиноамериканской академии звукозаписи (Latin Grammy Awards) Квинтета Астора Пьяццоллы. В программе - произведения композитора. В составе квинтета: Пабло Маинетти, бандонеон; Барбара Варасси, фортепиано; Сердар Гельдымурадов, скрипка; Армандо де ла Вега, гитара; Даниэль Фаласка, контрабас.
Фирменным стилем Пьяццоллы было сочетание пяти
инструментов: бандонеона, скрипки, фортепиано, электрогитары и контрабаса.
Поэтому абсолютно логичной была идея композитора объединить эту пятерку в
квинтет. Первый квинтет был основан в 1960 году, в его составе были лучшие на
то время музыканты. Квинтет быстро стал любимым детищем Пьяццоллы и непременным
участником всех его концертов. Когда Пьяццолла уехал из Аргентины в Европу,
коллектив на какое-то время (до 1978 года) перестал существовать. Потом
композитор возродил ансамбль с другими музыкантами и стал с ним гастролировать.
Репертуар был основан на танго шестидесятых и экспериментальных композициях,
многие из которых стали шедеврами.
Мы увидим и услышим третью (с 1998 года) “реинкарнацию” квинтета с новыми музыкантами. За последние годы ансамбль выпустил пять альбомов (“Revolucionario”, “Fugata”, “En 3×4”, “Triunfal”, “Operation Tango”), каждый из которых получил международное признание. Последний альбом “Operation Tango” состоит из пьес, написанных Пьяццоллой и переработанных другими композиторами. В их числе ранняя пьеса Пьяццоллы для кино “Танго-балет”, композиции “Tocata Rea” и “Fuga y Misterio” из оперы “Мария из Буэнос-Айреса” и пьеса “Los Sueños” из саундтрека к фильму “Sur”. Концерт Квинтета проходит в рамках международного тура, приуроченного к столетию со дня рождения Пьяццоллы.
Обратите внимание! 9, 10, 16 и 17 ноября примерно в 1.30 pm (чуть раньше - чуть позже,
возможны варианты) в рамках моей еженедельной программы “Свободный стиль” на
волне “Реклама-радио” (1240 AM) слушайте специальную передачу “Танго
вчера, сегодня, завтра”, посвященную столетию со дня рождения Астора Пьяццоллы.
Прозвучат архивные записи танго Оркуэста Типика и Карлоса Гарделя.
Произведения Пьяццоллы исполнят “Астор-квартет”, камерный ансамбль “Кремерата
Балтика” под управлением Гидона Кремера, виолончелист Йо Йо Ма, скрипач Антонио
Агри, гитарист Горацио Мальвичино, бандонеонист Нестор Маркони, пианист
Леонардо Маркони.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов - на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Астор Пьяццолла со своим бандонеоном (1971
год). Фото - wikimedia.org
Фото 2. Даниэль Бинелли. Фото предоставлено
пресс-службой ЧСО
Фото 3-4. Квинтет Астора Пьяццоллы. Фото - Маурисио Велез
Комментариев нет:
Отправить комментарий