2021 год для компании Stage Russia юбилейный. Проект открылся пять лет назад в сентябре 2016 года спектаклем “Евгений Онегин” Московского театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. Сколько замечательных постановок увидели мы за эти годы, сколько прекрасных актеров прошли перед нашими глазами! Рената Литвинова и Сергей Дрейден в “Вишневом саде” Адольфа Шапиро (МХТ имени Чехова), Валерий Баринов, Игорь Ясулович и Сергей Маковецкий в “Черном монахе” Камы Гинкаса (Московский ТЮЗ), Евгения Крегжде и Сергей Маковецкий в “Евгении Онегине”, Виктор Сухоруков и Юлия Рутберг в спектакле “Улыбнись нам, Господи” Туминаса, Ольга Лерман и Евгений Князев в “Анне Карениной” Анжелики Холиной (все три спектакля - Московский театр имени Вахтангова), Марьяна Спивак и Агриппина Стеклова в “Чайке” Юрия Бутусова (Московский театр “Сатирикон”)... Какими замечательными были “Самоубийца” Студии театрального искусства в постановке Сергея Женовача и “Сверлийцы” Московского Электротеатра Станиславский в постановке Бориса Юхананова. Открытием стали для многих из нас спектакли Тимофея Кулябина и Новосибирского театра “Красный факел” с замечательными Дарьей Емельяновой, Ириной Кривонос, Павлом Поляковым, Андреем Черных... Украшением проекта явился фильм Лео Габриадзе “Резо” (“Знаешь, мама, где я был?”), основанный на рисунках и детских воспоминаниях отца режиссера - легендарного драматурга и художника, основателя Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе...
Недавно компания Stage Russia объявила программу
театрального сезона 2021-22 годов. Первым спектаклем нового сезона станет
“Борис” по мотивам драмы А.Пушкина “Борис Годунов”. Впереди нас ждут “Иранская
конференция” по пьесе Ивана Вырыпаева (Такой театр, Санкт-Петербург; релиз -
январь 2022 года), “Все тут” (Театр “Школа современной пьесы” и продюсерский
центр “Человек”, Москва; релиз - февраль 2022 года), “Солнечная линия” по пьесе
Ивана Вырыпаева (Центр имени Мейерхольда, Москва; релиз - апрель 2022 года),
“Финист - Ясный сокол” по пьесе Светланы Петрийчук (Независимый театральный
проект “Дочери СОСО”, Москва; релиз - май 2022 года).
Все прошлые и будущие показы были бы невозможны без основателя и продюсера проекта Stage Russia Эдди Аронофф. Вот уже пять лет он неутомимо пропагандирует в Америке и во всем мире лучшие достижения российского театрального искусства. Я позвонил в Москву господину продюсеру, чтобы узнать подробности предстоящего сезона. Разговор начался с моих поздравлений.
- Я помню, как все начиналось, помню полный зал и ажиотаж перед первым показом “Евгения Онегина” в Чикаго. Вы тогда приезжали и представляли спектакль в театральном зале Северо-Западного университета. И вот - первый юбилей, проекту Stage Russia - пять лет. Довольны ли вы тем, как все получилось?
- Мне кажется, да. Я счастлив, что у меня
получилось. Мы начинали с нуля, а теперь у нас появилось много партнеров. Люди
в разных странах мира смотрят спектакли нашего проекта. Знаете, я больше думаю
не о том, что сделал, а о том, что мне хотелось бы или предстоит сделать в
будущем.
- Хорошо, тогда от воспоминаний перейдем к будущему или почти уже настоящему. Первый спектакль нового сезона я нахожу символическим. Снова, как и пять лет назад, - Пушкин. Снова, как и пять лет назад, - яркий представитель авторского театра. Пять лет назад им был Римас Туминас, сегодня - Дмитрий Крымов. Я посмотрел “Бориса” весной в рамках программы Russian Case фестиваля “Золотая маска”. Для меня спектакль стал ярчайшим впечатлением последних лет, я влюбился в постановку сразу и навсегда. Поделитесь вашими впечатлениями.
- Я мечтал поработать с Дмитрием Крымовым с первых дней существования
нашего проекта. Не знал, как с ним встретиться, да он и не был большим
поклонником показа спектаклей в кино. (Он, кстати, в этом не одинок. Лев Додин
всегда выступает против показа театральных спектаклей в кино.) Я познакомился с
Дмитрием через профессора Гарвардского университета Дэвида Чемберса. Дмитрий
оказался благосклонен ко мне, и наша компания сняла киноверсию спектакля “Все
тут”. Мы показываем в новом сезоне именно нашу версию, а не ту, которая
использовалась в программе Russian Case. Мне кажется, наша версия лучше.
Дмитрий сам упомянул о спектакле “Борис” и познакомил меня с продюсером
Леонидом Роберманом, который быстро согласился показать уже снятую киноверсию
спектакля в рамках нового сезона Stage Russia. Я счастлив, что спектакли
Крымова, наконец, войдут в программу нашего проекта. Мы очень рады сотрудничать
с Леонидом Роберманом. Он участвует во многих театральных проектах, в том числе
является продюсером нового спектакля Крымова “Двое” (о встрече Чаплина и
Михоэлса) в Музее Москвы... Мне тоже очень нравится спектакль “Борис”. Решение
открыть новый сезон этим спектаклем отражает внимание нашей аудитории к классическим
именам, но в новой интерпретации. Вы правы, снова Пушкин, но в “Борисе” Крымова
больше, чем Пушкина. Честно говоря, я бы предпочел открыть новый сезон
спектаклем “Все тут”. С одной стороны, это личная история Дмитрия; с другой -
речь идет об американском романе Торнтона Уайлдера “Наш городок”. Через
“...городок” возникает связь с американской аудиторией. Все дело в том, что мы
сняли “Все тут” недавно, киноверсия будет готова только в следущем году.
Поэтому мы решили начать сезон с “Бориса”, а “Все тут” показать в феврале.
- Из пяти пьес нового сезона две написаны одним драматургом - Иваном Вырыпаевым. Что заставило вас обратить на него внимание?
- Я обратил внимание на пьесы Ивана, потому что они блестяще написаны.
Они не повторяют друг друга. Одна (“Солнечная линия”) - пьеса в стиле Вирджинии
Вульф о взаимоотношениях женщины и мужчины; вторая (“Иранская конференция”) -
философский разговор о мире, разделенном религией и фанатизмом. Одна пьеса
говорит о мире, вторая - о семье. Темы, подходы, сюжеты - все разное.
Единственное, что их объединяет, - фигура автора. То же самое с пьесами
Крымова. Когда вы смотрите спектакли Крымова, вы можете увидеть его
неповторимый стиль, чувство юмора. “Сережа” в МХТ имени Чехова, “Моцарт. “Дон
Жуан”. Генеральная репетиция” в театре “Мастерская Петра Фоменко”, “Борис” в
Музее Москвы, “Все тут” в театре “Школа современной пьесы” - спектакли Крымова
настолько разные, настолько не похожи друг на друга, что трудно, невозможно
поставить их рядом. Мы показываем два спектакля по пьесам Ивана и два - по
текстам Дмитрия, так что я называю новый сезон Stage Russia сезоном Димы и
Ивана.
- Большинство театров, представленных в проекте
Stage Russia, давно и хорошо известны. Исключение составляет Такой театр
Санкт-Петербурга с “Иранской конференцией”. Уверен, многим театралам название
театра ни о чем не говорит. Расскажите, пожалуйста, как Такой театр появился на
вашей театральной карте.
- Такой театр - молодой независимый коллектив из
Санкт-Петербурга. Они ставят замечательные спектакли. Киноверсию “Иранской
конференции” они сняли сами. Получилось просто прекрасно, и это при том, что
подобные спектакли тяжело снимать для кино. Каждый герой рассказывает свою
историю войны - все! Съемочная группа придумала интересную форму, и получилось
своеобразное кино. Мы обратились к Такому театру не для того, чтобы просто
представить публике новый коллектив, а чтобы показать именно этот спектакль -
“Иранскую конференцию”. Одна из целей нашего проекта заключается в том, чтобы
показывать миру спектакли небольших российских театров. Настоящее искусство
рождается не только в крупных компаниях с огромным бюджетом, но и в маленьких
независимых труппах. Мы всегда обращаем на них внимание.
- Еще одно открытие ждет театралов в мае следующего года, когда запланирован релиз киноверсии спектакля Жени Беркович “Финист - Ясный сокол” по пьесе Светланы Петрийчук. Я видел этот спектакль, он производит ошеломляющее впечатление. Провокативный, жесткий, мужской мир спектакля далек от мейнстрима и коммерческой составляющей, поэтому отдельное спасибо, Эдди, что вы не побоялись включить “Финиста...” в программу нового сезона...
- Как и вы, я посмотрел этот спектакль в программе Russian Case и сразу
влюбился в него. Вы знаете, мы много времени тратим на рекламу спектаклей, сделанных
мужчинами, а между тем у России с гендерным вопросом плохая репутация в мире.
При этом в России есть много феминистских театров, и их повестка должна быть
услышана. Женя Беркович - очень хороший режиссер. Мы давно хотели показать ее
спектакли. До нее у нас был только один спектакль, поставленный
режиссером-женщиной, - “Анна Каренина” Анжелики Холиной... По поводу “не
побоялись”. Мы сотрудничаем со стриминговыми платформами, и они предоставляют
нам определенную “подушку безопасности”, поэтому сегодня я могу быть более
открыт в плане выбора некоммерческих и экспериментальных спектаклей. Это
касается и “Иранской конференции”, и “Финиста...”... Я уверен, что зрители
оценят эти спектакли по достоинству.
- В целом новый сезон кажется мне просто
революционным! После Пушкина и Чехова, после многих классических названий мы
видим спектакли о сегодняшнем дне и на материале сегодняшних тем, включая
крымовскую интерпретацию пушкинского “Бориса”...
- Да, таким мог бы быть сезон в американском
театре, если бы они почаще ставили драматические спектакли, а не шли по линии
мюзиклов. Немаловажным обстоятельством является длительность спектаклей.
Большинство из них - “Чайка”, “Три сестры”, “Евгений Онегин”, “Дядя Ваня”,
“Вишневый сад” - длятся больше трех часов. Для наших партнеров в кинотеатрах
представляет большую проблему найти место в сетке сеансу с таким большим
хронометражем. Я бы мечтал показать премьеру Римаса Туминаса “Война и мир” в
Вахтанговском театре, но спектакль длится пять часов. Какой кинотеатр покажет такой
спектакль? Спектакли нового сезона короче. Каждый из них (кроме “Иранской
конференции”) длится меньше двух часов. Это легче в плане показа спектакля в
кино.
- Я знаю, что кроме сеансов в кинотеатрах вы
предлагаете зрителям возможность посмотреть спектакли виртуально. Расскажите,
пожалуйста, как это можно сделать.
- Для тех, кто чувствует себя более комфортно,
находясь в домашних условиях (особенно в условиях нынешней пандемии), есть
возможность купить абонемент (Season package) на все пять спектаклей сезона или
билет на какой-либо отдельно. Абонемент стоит $34.99 и начинает работать в день
релиза первого спектакля. Зритель получит ссылки на киноверсии спектаклей в те
же дни, в какие они выходят в кинотеатрах. Если зритель хочет купить билет на
определенный спектакль, он платит $9.99 и смотрит спектакль через тридцать дней
после его выхода на киноэкраны. В этом случае приоритет отдается кинотеатрам.
Первый месяц со дня релиза спектакль идет только в кинотеатрах. Например,
“Борис” идет в кинотеатрах с 11 ноября,
а виртуальный просмотр начнется 11 декабря. На просмотр дается тридцать
дней, с момента начала просмотра - семьдесят два часа. Кинотеатры в “большом”
Чикаго те же самые - The Wilmette Theatre (Wilmette) и с 2022 года Regal
Lincolnshire & IMAX (Lincolnshire).
Итак, пятый сезон проекта Stage Russia начнется со спектакля Дмитрия Крымова “Борис” - блестящей постмодернистской интерпретации пушкинской трагедии. Театральное агентство Арт-Партнер XXI, Москва. Автор проекта - Дмитрий Крымов. Продюсер - Леонид Роберман. Композитор - Дмитрий Волков. В ролях: Тимофей Трибунцев (Борис Годунов), Виктория Исакова (Марина Мнишек), Михаил Филиппов (Шуйский), Мария Смольникова (Лжедмитрий), поэт Герман Лукомников (Юродивый).
Режиссер говорит о “Борисе Годунове” как о “вещи
опаснейшей и нетрадиционной”: “Пушкин написал это хулиганство двести лет назад,
мы к нему привыкли, как привыкают к разбитому окну. Оно уже не опасно, осколки
уже не режутся и из него уже не дует. Нужно искать остроту в другом месте.
Может быть, надо еще раз разбить”. И Крымов “еще раз разбивает окно”. Спектакль
начинается с концерта в честь воцарения на троне Бориса. Мальчик за красным
роялем фирмы “Москва”, Распорядительница концерта с картонным кокошником и
объявлением, что будут исполнены произведения русских и зарубежных (на этом
слове ведущая брезгливо поморщилась) композиторов, любовная лирика Пушкина, как
приношение царю из уст бояр... - при пересказе эти сцены становятся пресными и
теряют все свое очарование. Режиссер играет с литературными, поэтическими и
музыкальными смыслами, высмеивает мифы имперского прошлого, высказывается о
России и ее власти, смеется над патриотизмом. Замечателен эпизод, когда Годунов
с боярами кланяются “гробам почиющих властителей России”. На сцену выносятся
настоящие гробы с полуистлевшими останками, а бояре зажимают носы, чтобы
избежать неприятного запаха... Замечательный, умный, тонкий спектакль о власти
и народе. И как-то мучительно тоскливо становится на душе, когда Женский хор
широко, по-советски начинает запевать трагическую балладу Галича: “Облака
плывут, облака... Облака плывут в Абакан...”. Борису “советская песня”
нравится, он комментирует: “Ну, полегче как-то стало”... Перефразируя Булата
Шалвовича, хочется сказать: “Злодейство, растворенное в крови, неистребимо, как
сама природа”. Злодейство перестает быть трагедией и становится стилем жизни и
фактом истории. Пусто, грустно, страшно... Спектакль идет в помещении бывших
Провиантских складов Музея Москвы на фоне исторических артефактов времен Ивана
Грозного и Бориса Годунова. Парад великолепных актеров возглавляет Тимофей
Трибунцев, получивший за своего Бориса премию “Золотая маска”-2021 за лучшую
мужскую роль. Кроме этого, спектакль был номинирован на премии “Золотая маска”
в категориях за лучший спектакль в драме (малая форма), лучшие работу
режиссера, художника и мужскую роль второго плана (Михаил Филиппов).
С театральным творчеством
Тимофея Трибунцева зрители проекта Stage Russia знакомы по роли Треплева в
“Чайке” Юрия Бутусова - киноверсии спектакля Московского театра “Сатирикон”. В
кино мы видели актера совсем недавно в фильме Натальи Меркуловой и Алексея
Чупова “Капитан Волконогов бежал”. Североамериканская премьера картины
состоялась на прошедшем в октябре 57-м Чикагском МКФ. Тимофей почти не дает интервью,
поэтому я был очень рад, когда для меня он сделал исключение. Мне
посчастливилось поговорить с ним, и он рассказал о репетициях с Дмитрием
Крымовым, музейном пространстве “Бориса”, различиях в режиссерских стилях
Крымова, Бутусова и Константина Райкина, о своих работах в кино и многом
другом. Интервью с актером читайте в ближайших выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! В “большом” Чикаго киноверсия спектакля “Борис” демонстрируется 28 ноября в 2.00 pm в кинотеатре The Wilmette Theatre (1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091). Все новости о проекте Stage Russia, абонементы и билеты - на сайте www.stagerussia.com/.
Фотографии
к статье:
Фото 1. Эдди Аронофф. Фото из личного архива
Э.Аронофф
Фото 2-5. Сцены из спектакля “Борис”.
Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля “Золотая маска”
Комментариев нет:
Отправить комментарий