14 июля, 8.00 pm. Павильон. После потрясающего финала сто тридцать второго сезона и короткого перерыва Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) на месяц перебирается на Музыкальный фестиваль Равиния. На торжественном открытии 87-й летней резиденции ЧСО прозвучит программа под названием (специально пишу без перевода) “Turn Up the Joy: Beethoven 9 Expanded” (with African percussion and jazz interludes; “Ode to Joy” text by Tracy K. Smith). Солисты: Дженай Бруггер, сопрано; Эшли Диксон, меццо-сопрано; Пол Эпплби, тенор; Райан Спидо Грин, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Adrian Dunn Singers. Ayodele Drum & Dance. Jim Gailloreto Trio. Senn Arts Advanced Vocal Ensemble. За дирижерским пультом - главный дирижер Музыкального фестиваля Равиния Марин Олсоп.
Итак, нас ждет так называемая “обновленная” версия Девятой симфонии Л.ван
Бетховена. Это значит, что между частями Симфонии прозвучат интерлюдии на
африканских барабанах и джазовые интерлюдии, а вместо поэмы “Ода к радости”
Фридриха Шиллера мы услышим текст, написанный по заказу Карнеги-холл бывшим
поэтом-лауреатом США Трейси Смит. Олсоп считает, что “новый текст вызывает
бОльший резонанс. Вторя призыву Шиллера к равенству и свободе, стихотворение
Трейси Смит отвечает на вызовы сегодняшнего времени”. Вечер откроет пьеса
сорокалетнего американского композитора Рины Исмейл “See Me”, специально
написанная по заказу Балтиморского симфонического оркестра для исполнения перед
Девятой симфонией. Впервые программу услышали в Карнеги-холл в 2020 году в честь
двухсотпятидесятилетия со дня рождения Бетховена. Программа называлась “Global
Ode to Joy”. Инициатором программы была Марин Олсоп. Равиния - второе место,
где прозвучит Бетховен вперемешку с африканскими барабанами и джазом.
Что тут сказать? Я всемерно поддерживаю исполнение современной музыки, но
почему это надо делать, меняя замысел Бетховена? Почему нельзя было в первом
отделении исполнить все то, о чем я написал выше, а во втором - Девятую симфонию
без всяких “обновлений” и “расширений”? Очень странные идеи у Марин Олсоп...
Перед началом концерта в исполнении ансамбля из двенадцати певцов Adrian
Dunn Singers прозвучит пьеса “Emancipation” чикагского певца и композитора
Эдриана Данна. В пьесе элементы классической музыки сочетаются с музыкой в
стилях госпел, хип-хоп и спиричуэлс. Пьеса “Emancipation” недавно звучала на
канале PBS.
15, 19 и 21 июля, 2.00 pm; 17 июля, 7.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерты студентов отделения фортепиано и струнных инструментов Музыкального института при фестивале Равиния (Ravinia Steans Music Institute).
15 июля, 7.30 pm. Павильон. В программе концерта ЧСО: пьеса “Chicago Skyline” Ш.Ран, Скрипичный концерт И.Брамса (солистка - Мириам Фрид), Пятая симфония П.Чайковского (27 июня мы слышали ее в парке “Миллениум” в исполнении ЧСО под управлением Риккардо Мути). Дирижер - Марин Олсоп.
Шуламит Ран родилась в Тель-Авиве. В четырнадцать лет переехала в Нью-Йорк.
Училась в Mannes College of Music. Лауреат Пулитцеровской премии (1990 год). С
1990 до 1997 года - композитор-резидент ЧСО. С 1973 по 2015 годы - профессор
композиции Чикагского университета. Пьеса “Chicago Skyline” написана Шуламит по
заказу чикагской радиостанции классической музыки 98.7WFMT в честь сорокалетия со
дня образования.
Кульминация концерта - Скрипичный концерт Брамса, одно из величайших сочинений
в истории музыки. В начале второй части Концерта звучит дивное трехминутное
соло гобоя. Я помню рассказ бывшего концертмейстера группы гобоев ЧСО Евгения
Изотова. Когда великого скрипача Пабло Сарасате спросили, почему он не
исполняет Скрипичный концерт Брамса, он ответил: “Я не хочу играть Концерт, в
котором самые красивые мелодии написаны для гобоя, а не для скрипки”. Исполнять
Концерт невероятно трудно. Известны слова дирижера Ганса фон Бюлова, что Скрипичный
концерт Брамса написан “против скрипки”. Первым исполнителем этого произведения
был великий Йозеф Йоахим. Он блестяще справился с техническими сложностями и
сочинил каденцию, которая на многие десятилетия стала эталонной. Скрипичный
концерт Брамса мы слышали в исполнении Вадима Репина (с каденциями Яши Хейфеца),
Пинхаса Цукермана, Гила Шахама, Лизы Батиашвили... Интересно услышать трактовку
этого сочинения Мириам Фрид.
16 июля, 6.00 pm. Павильон. Звезда Бродвея, лауреат премий “Тони” и “Грэмми” Хизер Хедли в концерте ЧСО под управлением Марин Олсоп. В программе: мелодии и песни из популярных мюзиклов. Хизер Хедли исполняла партии Налы и Аиды в премьерных показах мюзиклов Элтона Джона “Король Лев” и “Аида”. Прошлым летом в Равинии она участвовала в концерте “Yours, Stephen Sondheim: His Letters, Mentorship, and Music”, посвященном памяти Стивена Сондхайма.
19 июля, 8.00 pm. Павильон. Концерт ЧСО называется “Встречайте Малеров”. В программе: Песни Альмы Малер, пьеса “Blumine” (сочинение было написано для Первой симфонии), Пятая симфония Г.Малера. Солистка - двукратный лауреат премии “Грэмми”, выпускница Музыкального института при фестивале Равиния меццо-сопрано Саша Кук. Дирижер - Марин Олсоп.
Объединить одну из лучших симфоний Густава Малера с песнями Альмы Малер - вот
это, в отличие от “расширенного” Бетховена, интересная идея!
В 1901 году сорокаоднолетний Малер встретился с двадцатилетней красавицей,
кокетливой Альмой Шиндлер, дочерью и падчерицей известных австрийских
живописцев. На следующий год состоялась свадьба. (В том же году Малер закончил
свою Пятую симфонию.) Маленького (163 см) роста музыкант взял в жены одну из
первых красавиц Вены. Альма получила музыкальное образование и сочиняла музыку,
но Малер решительно запретил ей этим заниматься - хватит в семье одного
композитора! Впрочем, Альма не сильно сопротивлялась. Она продолжала сочинять
музыку, но гораздо больше ее интересовали талантливые мужчины. За ней ухаживал Густав
Климт, до знакомства с Малером у нее был роман с Александром фон Цемлинским и
художником Оскаром Кокошкой, после смерти Малера она вышла замуж за архитектора
Вальтера Гропиуса. Последним браком, завершающим охват всех муз, стал ее брак с
писателем Францем Верфелем.
Женитьба на Альме преобразила жизнь Малера. Она ввела его в мир венской
богемы, открыла для него композитора Арнольда Шенберга, художника Альфреда Роллера,
театрального режиссера Макса Рейнхардта. В первые годы XX века слава Малера стремительно распространялась по Европе.
При этом Малер был гораздо больше известен как дирижер, нежели композитор. Он
сочинял летом, в свободное от работы время, сочинял только песни и симфонии, в
каждой из которых пытался, по его собственным словам, “построить мир”. Мир
человеческих страстей, уникальный, разнообразный и самодостаточный мир...
20 июля, 7.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт “Expressive Friedom: A Tribute to Miriam Fried”, посвященный тридцатилетнему периоду руководства отделением фортепиано и струнных инструментов Музыкального института при фестивале Равиния Мириам Фрид. В программе: Двадцать девятое фортепианное трио Й.Гайдна, Фортепианное трио М.Равеля, Струнный квартет соль мажор Ф.Шуберта. Среди участников концерта - Ariel Quartet из Израиля (совсем недавно мы слышали Квартет на Двенадцатом фестивале камерной музыки в Норсбруке); Айяно Ниномийя, скрипка; Карен Озунян, виолончель; Генри Крамер, фортепиано.
Nota bene! Программа Музыкального фестиваля Равиния и заказ билетов - на сайте www.ravinia.org/. Все концерты фестиваля пройдут по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.
Фотографии к статье:
Фото 1. Марин Олсоп и ЧСО. Фото - Ravinia Festival
Фото 2. Хизер Хедли. Фото - Ravinia Festival
Фото 3. Саша Кук. Фото - Стефани Жирар
Комментариев нет:
Отправить комментарий