Действующие лица и исполнители:
Аида - Мишель Брэдли, Амнерис - Джейми Бартон, Радамес - Рассел Томас, Амонасро
- Реджинальд Смит-младший,
Рамфис - Онай Козе (дебют в Лирик-опере).
Дирижеры - Энрике Маццола (9 марта - 1 апреля) и Франческо Милиото (4 и 7
апреля). Совместная постановка Оперы Сан-Франциско, Вашингтонской национальной
оперы, Оперы Сиэттла и Оперы Миннесоты. Режиссер - Франческа Замбелло.
9 марта - 7 апреля 2024 года (десять спектаклей).
Продолжительность спектакля - 3 часа с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
После успеха “Чемпиона” Лирик-опера Чикаго возвращается к традиционному репертуару и представляет “Аиду” - одно из самых совершенных творений Джузеппе Верди. История создания оперы необычна. В 1868 году к знаменитому композитору обратилось правительство Египта с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Поначалу Верди отказался, но два года спустя, уступая настояниям друга, французского либреттиста Камилла дю Локля, вернулся к этому предложению, положив в основу будущей оперы либретто Антонио Гисланцони и дю Локля по сценарию известного египтолога Огюста Мариэтта. Гисланцони сам выступал на сцене, у него был сильный голос. Впоследствии, потеряв его, он занялся литературной деятельностью. Гисланцони - автор более восьмидесяти либретто, в том числе и к “Аиде”, к которой написал стихотворный текст по прозаическому оригиналу. Премьера оперы прошла в Каире 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Шестью неделями позже состоялся триумф “Аиды” в Ла Скала, после которого опера начинает победное шествие по европейским сценам. “Аида” мгновенно становится произведением, которое стремятся включить в свой репертуар все театры мира. Успех нового произведения превзошел успех всех предыдущих опер Верди. После триумфа оперы Верди поселился в местечке Сант-Агата, занялся хозяйством и долгое время вообще не подходил к инструменту, отказываясь встречаться с издателями и либреттистами. До сенсационного слуха, что Верди вновь взялся за перо (Арриго Бойто привез ему в деревню либретто оперы “Отелло”), оставалось шестнадцать лет...
“Аида” регулярно ставится на сцене Лирик-оперы. Последний раз опера звучала в пятьдесят седьмом сезоне 2011-12 годов. Мы увидели возобновление постановки французского режиссера Николаса Джоэля с Сондрой Радвановски, Джилл Гров и Марчелло Джордани. На этот раз в главной партии выступит Мишель Брэдли. В 2018 году она окончила Молодежную программу при Метрополитен-опере и уже успела завоевать славу одной из главных вердиевских певиц нашего времени. В Лирик-опере певица дебютировала в партии Тоски в опере Дж.Пуччини (сезон 2021-22 годов). Там ее партнером был Рассел Томас - Радамес в постановке Замбелло. Дебютом американского тенора в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини (сезон 2016-17 годов). После этого были Манрико в “Трубадуре” Дж.Верди (сезон 2018-19 годов) и Эрнани в одноименной опере Дж.Верди (сезон 2022-23 годов). На сайте Лирик-оперы в свободном доступе находится фильм-опера “Паяцы” Р.Леонкавалло с Томасом в партии Канио.
Победительница конкурса “Певец мира” 2013 года Джейми Бартон исполнит партию Амнерис. Бартон закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони Фрейда. Бартон запомнилась по выразительному исполнению партии Джованны Сеймур в “Анне Болейн” В.Беллини (сезон 2014-15 годов). Тогда Сондра Радвановски - она пела Болейн - сказала мне, что “работать в паре с такой замечательной певицей, как Бартон, - подлинное наслаждение! У голоса Джейми есть сила, диапазон, гибкость...”. После Сеймур мы слышали Бартон лишь один раз - в партии Азучены в “Трубадуре” Дж.Верди (сезон 2018-19 годов).
В партии Рамфиса в Лирик-опере дебютирует бас из Турции Онай Козе.
Выпускник Джульярдской школы, он активно выступает на оперных сценах Европы.
Несколько лет был в труппе Комической оперы Берлина, где исполнил, в числе
прочих, партии Принца Гремина в “Евгении Онегине” П.Чайковского, Зарастро в
“Волшебной флейте” В.А.Моцарта и Плуто в опере “Орфей” К.Монтеверди
(оркестровка Елены Кац-Чернин). Кроме Лирик-оперы, в этом сезоне Козе
дебютирует в Опере Тулона (Лоренцо в “Капулетти и Монтекки” В.Беллини).
В партии Амонасро - Реджинальд Смит-младший. Он замечательно
справился с ролью Эмиля Гриффита в недавней чикагской премьере “Чемпиона”
Т.Бланчарда.
Этот сезон - третий на посту музыкального руководителя Лирик-оперы - Энрике Маццола называет сезоном премьер. Маэстро впервые в Чикаго продирижировал немецкоязычной оперой и оперой Вагнера (“Летучий голландец”), оперой XXI века (“Чемпион” Т.Бланчарда), впереди у него (тоже впервые) Реквием Моцарта. А еще в этом сезоне маэстро впервые обращается к полной партитуре “Аиды”, до этого были только отдельные фрагменты. “Аида” станет сотой оперой в репертуаре Маццолы! В интервью музыкальному критику Джону фон Рейну маэстро сказал: “Поскольку это будет моя первая полная “Аида”, я не рассматриваю ее как “репертуарную” оперу. Я “чистейшими глазами” глубоко вникаю в партитуру, чтобы впитать в себя всю музыкальную и драматическую палитру Верди. Надеюсь провести эту работу с помощью sacro fuoco (“священного огня”) новичка!”
Художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы и фестиваля
“Глиммергласс” (Glimmerglass Festival), театральный и оперный режиссер Франческа Замбелло родилась в США,
а выросла в Европе. Она знает четыре иностранных языка: французский,
итальянский, немецкий и русский. В 1976 году она поступила в Московский
государственный университет. Правда, проучилась там недолго. В 1978 году
закончила Colgate University (штат Нью-Йорк). Там же защитила докторскую диссертацию. Была ассистентом
режиссера Жана-Пьера Поннеля. Живет в Нью-Йорке. Преподает в Йельском
университете. Ставит спектакли по всему миру, включая самые престижные оперные
сцены: Баварская опера, Парижская опера, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Ла
Скала.
В Чикаго Замбелло шестой раз. Четыре ее постановки шли в Лирик-опере: оперы
“Саломея” Р.Штрауса (сезон 2006-07 годов) и “Тристан и Изольда” Р.Вагнера
(сезон 2008-09 годов), первый американский мюзикл “Плавучий театр” Дж.Керна и
О.Хаммерстайна (сезон 2011-12 годов) и “Вестсайдская история” Л.Бернстайна,
С.Сондхайма и Дж.Роббинса (сезон 2022-23 годов). В декабре прошлого года она
поставила в Чикагском оперном театре “Нос” Д.Шостаковича.
Последний раз в Лирик-опере мы слышали “Аиду” двенадцать лет назад, но больше всего мне запомнилось концертное исполнение оперы в Симфоническом центре в июне 2019 года. Тогдашний музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра маэстро Риккардо Мути (сейчас он носит звание Почетный пожизненный дирижер-лауреат) собрал на одной сцене команду мечты - Крассимира Стоянова (Аида), Анита Рачвелишвили (Амнерис), Франческо Мели (Радамес).
Репетиции продолжались больше недели. Три дня маэстро Мути работал с хором,
провел несколько репетиций с солистами. Мне посчастливилось услышать “Аиду”
трижды, включая генеральную репетицию. Это были незабываемые дни.
Риккардо Мути изменил стереотип исполнения “Аиды”, когда, по его словам, “в
музыке слышатся слоны, львы, лошади, а Амонасро, отец Аиды, выходит одетым, как
Тарзан”. Такой подход дирижер называет стилем Арены ди Вероны: “В этой опере
есть клише, которые очень трудно устранить. Торжественная “Аида” - это только
вторая часть второго акта. Музыка всех остальных частей - одна из самых
утонченных в истории оперы. Тем не менее она обычно исполняется очень громко,
начиная с первой арии Радамеса “Celeste Aida”. Подобное пение делает Радамеса идиотом. Нельзя одновременно мечтать об
Аиде и кричать, как дикое животное... Для многих людей, включая критиков,
громко - значит по-итальянски. Italianita, Mozzarella, Mandalina, Tomatos, Mama Lucia...”.
Маэстро останавливал оркестр, просил играть тише, спокойнее, мягче.
Скрипичной группе во время первой арии Аиды он сказал: “Аида плачет, и вы
должны в музыке показать плач”; хор в начале второго акта попросил петь “чувствительнее,
нежнее”. Тенору Мели в третьем акте он посоветовал: “Спокойнее. Зачем так
громко? Аида объясняется в любви, а вы... Пойте тише”. Солистам говорил:
“Музыка Верди напрямую связана со словами. Каждая фраза, каждый нюанс выражает
что-то во взаимоотношениях между персонажами... Что значит tenore Verdiano, soprano Verdiano? Фентон в “Фальстафе” не имеет ничего общего с
Риккардо в “Бале-маскараде”, с Форесто в “Аттиле” или с тенором в “Набукко”.
Эти оперы требуют разных голосов. Неверно считать, что tenore Verdiano означает особый вердиевский голос. Каждая опера требует особого
голоса...”. Еще о композиторе: “У Верди очень важно произношение. Оно остается
одинаковым от первой оперы до последней. Не голос, а именно произношение. В
любой опере важны произношение и артикуляция слов, но одно дело - петь “Una furtive lagrima” в “Любовном напитке” Доницетти, и совсем другое - арии Дона Альваро в
“Силе судьбы”. Верди в музыке, как Микеланджело в скульптуре”.
Сегодня, вспоминая те концерты, можно сказать, что маэстро сделал не просто
“хорошо”. Концертные исполнения “Аиды” для многих (в том числе, для меня)
оказались откровением. Как и хотел маэстро Мути, в музыке не было слонов с
колесницами, помпезности, пышности (кроме второй сцены второго акта, когда под
музыку Триумфального марша с победой возвращается войско во главе с Радамесом).
Все остальное - спокойно и даже тихо. Оказывается, можно петь “Аиду” без
надрыва, добиваясь при этом потрясающего эффекта. Оказывается, “Аида” - опера
не про воинов и сражения, а про нежность и страсть, опера камерная, лиричная,
нежная. Войны и сражения происходят где-то далеко. А здесь, рядом с нами, на
сцене остаются лишь главные герои. Одна Аида, один Радамес, Аида и Радамес, Аида
и Амнерис... Монологи и диалоги героев интимны, они говорят о любви, делятся с
нами беспокойством и болью. К третьему акту оперы стало понятно, что Радамес -
герой, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, - постепенно отошел на задний
план. Мути шутит: “Может быть, это потому, что Верди недолюбливал теноров. В
начале оперы Радамес объявляет, что идет на войну: “Я убью твоих людей, твоего
отца, вернусь героем, и ты будешь любить меня.” В этой сцене Радамес выглядит
идиотом...”.
Центральным сюжетом оперы стали взаимоотношения Аиды и Амнерис - двух
женщин, цариц, двух сильных характеров, которые символизируют взаимоотношения
между различными культурами, расами, религиями. “Аида” - опера о любви, и любовь в финале торжествует. Аида и
Радамес умирают, но их любовь бессмертна. Они лишаются жизней, но остаются
непобежденными. Амнерис теряет все.
ЧСО впервые исполнял “Аиду”, но как же это было здорово! Как тонко звучал
оркестр, как слушали музыканты маэстро, как взаимодействовали с солистами!.. В июньские
дни 2019 года музыкальный мир с завистью смотрел в сторону Чикаго. Но то было
почти пять лет назад. Посмотрим, какую “Аиду” покажет нам Лирик-опера. Ждать
осталось недолго.
Напоминаю, что только два дня - 22 и 24 марта - в Лирик-опере прозвучит Реквием В.А.Моцарта. Солисты: Хайди Стобер, сопрано; Элизабет Дешонг, меццо-сопрано; Мэтью Поленцани, тенор; Кайл Кетелсен, бас-баритон. Из четверки солистов - два выпускника Центра оперного пения Райана при Лирик-опере: Элизабет Дешонг и Мэтью Поленцани. Оркестром и хором Лирик-оперы дирижирует музыкальный руководитель театра Энрике Маццола. Хормейстер - Майкл Блэк.
Nota bene! Перед каждым спектаклем состоятся тридцатиминутные беседы драматурга Колина Уре. Билеты на оперу “Аида” и Реквием - на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org/, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из спектакля “Аида”. Лирик-опера, март 2024 года. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий