9 авг. 2024 г.

Ravinia. “Идоменей” Моцарта в “уникальном месте” (8 - 17 августа 2024 года)


8 и 14 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл
. Концерт студентов вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.

8 августа, 7.00 pm. Павильон. Снова в Равинии - “королева африканской музыки”, пятикратный лауреат премии “Грэмми”, певица из Бенина Анжелика Киджо. В программе: африканские мелодии и композиции в стиле рок-н-ролла и джаза.

В своем творчестве Киджо сочетает западноафриканские музыкальные традиции с элементами американского R&B, фанка и джаза. С 1983 года певица живет и работает в Париже. В 2021 году журнал Time Magazine назвал ее одной из самых влиятельных личностей в мире. Вместе с ней на фестивале дебютирует лауреат премии “Грэмми”-2021 за лучшую песню в стиле R&B, певица и композитор Мешель Ндегеочелло. Вместе с Киджо она участвовала в концерте-посвящении легенде сальсы Селии Крус и записала ее песню “La Vida Es Un Carnaval”.

9 августа, 7.00 pm; 11 августа, 1.00 pm. Театр “Мартин”. Концертное исполнение оперы “Идоменей” В.А.Моцарта. В главных партиях: Идоменей - Мэтью Поленцани, Идамант - Саманта Ханки, Илия - Андреа Кэрролл, Электра - Александрия Шинер. Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) и хор. Хормейстер - Уолтер Хафф. Дирижер - музыкальный руководитель Лос-Анджелесской оперы и бывший музыкальный руководитель Равинии Джеймс Конлон. Режиссер - Гарри Сильверстайн.

Одной из инициатив маэстро Конлона в Равинии стало концертное исполнение опер. Все началось в 2005 году с оперы “Отелло” Дж.Верди. Успех превзошел все ожидания, и маэстро стал регулярно проводить подобные вечера. 2007 год - “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини, 2009 - “Риголетто” Дж.Верди (в главной партии мы услышали Дмитрия Хворостовского), 2011 - “Тоска” Дж.Пуччини (с Патрисией Росетт). Все эти оперы проходили в большом зале Павильона. Казалось, зал театра “Мартин”, рассчитанный на восемьсот пятьдесят зрителей, совершенно не приспособлен для таких масштабных постановок. Для сравнения: зал Лос-Анджелесской оперы рассчитан на 2700 мест, в Лирик-опере - 3563 места, в Метрополитен-опере - 3800. Но Конлон думал иначе. С 2008 года дирижер регулярно выбирает именно этот зал для концертных исполнений опер. Маэстро говорит: “Театр “Мартин” - уникальное место. В зале театра устанавливается прямой контакт между исполнителями и аудиторией”.

В театре “Мартин” мы услышали малоизвестные оперы “Махагони зонгшпиль” Курта Вайля и “История солдата” Игоря Стравинского, именно здесь Конлон показал свой цикл “Все оперы Моцарта”. Дирижер убежден: “Театр “Мартин” гораздо ближе по своим размерам к театрам моцартовской эпохи. А тридцать музыкантов ЧСО - это обычное количество музыкантов для оркестра того времени”. В августе 2008 года дирижер представил “Похищение из Сераля” и “Дон Жуан“, спустя два года - “Так поступают все” и “Свадьба Фигаро”, в 2012 году цикл продолжился новым дублем - операми “Волшебная флейта” и “Идоменей”. Концертные исполнения опер продолжились и после ухода Конлона с поста музыкального руководителя Равинии. Летом 2022 года он показал в Равинии “Милосердие Тита” Моцарта. На этот раз Конлон вернулся к “Идоменею”. Опера создана на основе одной из древнегреческих легенд о царе острова Крит Идоменее. Возвращаясь с Троянской войны, его корабль затонул, но Идоменей чудом спасся, а в качестве благодарности пообещал принести в жертву богу морей Посейдону первого, кого встретит на своем острове. Первым оказался его сын Идамант. По легенде, Идоменей принес сына в жертву, остров Крит поразила чума, и Идоменей был изгнан гражданами города. Но Моцарт заранее отбросил плохой финал и воспользовался другой легендой (мифы и легенды в Древней Греции на любой вкус - кому что больше нравится). Идоменей действительно был готов принести в жертву сына, но в дело вмешалась троянская царевна Илия. Она беззаветно любит Идаманта и готова умереть с ним. Любовь побеждает смерть: растроганный любовью молодых, мудрый Посейдон дарует им жизнь. Финал оперы счастливый: молодые влюбленные живут в мире и согласии на острове Крит...

Моцарт написал “Идоменей” по заказу баварского курфюрста. Вольфгангу Амадею было двадцать три года. Премьера с огромным успехом прошла в Мюнхене 29 января 1781 года. Оркестром дирижировал сам композитор. При жизни Моцарта опера была исполнена еще один раз, в марте 1786 года в Вене. Только два представления оперы, имевшей успех. Почему? Джеймс Конлон предлагает такое объяснение: “Трудности постановки и исполнения. В этой опере безумно тяжелые партии, особенно сложен секстет. Непросто подобрать соответствующих исполнителей. Это - самая революционная опера Моцарта”. Добавлю, что в партитуру оперы были заложены личные воспоминания Моцарта о своих ссорах и противостоянии с отцом Леопольдом.

Сценическая история “Идоменея” небогата, оперу ставят редко и неохотно. Постановка в Немецкой опере Берлина в начале десятых и вовсе закончилась скандалом. Дело в том, что Моцарт сочинил счастливый финал, но немецкий режиссер Ханс Нойенфельс придумал эпилог, в котором Идоменей отрубaет головы Посейдону, а заодно Иисусу, Будде и Магомету. Отрубленные головы наш герой ставит на стулья и выходит на авансцену весь в крови. Надо полагать, режиссер хотел показать, что Идоменей отвергает диктатуру любых богов. Финал вызвал неоднозначную реакцию критики и зрителей, но к авангардным постановкам в немецких театрах уже давно привыкли. Пошумели и успокоились все, кроме представителей исламской общины. В результате, чтобы не нагнетать обстановку, театр снял оперу с репертуара.

Вот такие страсти до сих пор вызывает “Идоменей”. Надеюсь, в Равинии все пройдет мирно и ничьи религиозные чувства не будут ущемлены.

Исполнителя партии Идоменея, выпускника Центра оперного пения Райана при Лирик-опере тенора Мэтью Поленцани мы хорошо знаем и любим. Он родился в Эванстоне, там живут его родители. Музыкальная карьера Поленцани сложилась на редкость удачно. Он - солист ведущих оперных театров мира, но всегда с удовольствием возвращается в Чикаго, называя город своим домом. С 1995 года Поленцани исполнил в Лирик-опере пятнадцать партий. Часто именно в Чикаго он пробует себя в новом репертуаре. Здесь он спел своих первых Гофмана (“Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха, сезон 2011-12 годов), Вертера (”Вертер” Ж.Массне, сезон 2012-13 годов), Тита (“Милосердие Тита” В.А.Моцарта, сезон 2013-14 годов). Отмечу еще его партии Надира в “Искателях жемчуга” Ж.Бизе, Герцога Мантуанского в “Риголетто“ Дж.Верди (обе - сезон 2017-18 годов), Идоменея в одноименной опере В.А.Моцарта (сезон 2018-19 годов). Поленцани выступил солистом в Девятой симфонии Л.ван Бетховена, когда Лирик-опера чествовала многолетнего музыкального руководителя сэра Эндрю Дэвиса. На Музыкальном фестивале Равиния Поленцани дебютировал летом 2016 года. Летом 2022 года он исполнил партию Тита в “Милосердии Тита” Моцарта. В марте 2024 года мы слышали Поленцани в партии тенора в Реквиеме В.А.Моцарта в Лирик-опере.

10 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния посвящен “Оде к радости”. Вход свободный, требуется предварительная регистрация. Куратор - Кори Эллисон.

Двести лет назад Людвиг ван Бетховен включил стихотворение Фридриха Шиллера “Ода к радости” в последнюю часть Девятой симфонии. Великая музыка с оптимистичным посланием человечеству звучала в диктаторских странах и на протестах на площади Тяньаньмэнь, на церемониях Олимпийских игр и у Берлинской стены, на различных международных флешмобах и в концертных залах по всему миру. Через музыку разных стран, эпох и стилей программа прослеживает путь развития человечества от XVIII века до современности.

10 августа, 7.30 pm. Павильон. В Равинии продолжает звучать музыка Моцарта. В программе концерта ЧСО под управлением Джеймса Конлона: две соль-минорные симфонии - Двадцать пятая и Сороковая, а также Пятый скрипичный концерт (солист - Джеймс Энес) Вольфганга Амадея.

Канадский скрипач Джеймс Энес дебютировал на фестивале летом прошлого года. С оркестром “Music of the Baroque” он солировал в Третьем скрипичном концерте В.А.Моцарта (дирижер - Джейн Гловер). Выпускник Джульярдской школы, он активно гастролирует по всему миру. Лауреат премии “Грэмми”-2008 за концертный альбом, записанный с Ванкуверским симфоническим оркестром (дирижер - Брамуэлл Тови).


11 августа, 7.00 pm. Павильон
. Концерт Indigo Girls и певицы Мелиссы Этеридж.

В составе лауреата премии ”Грэмми”, дуэта Indigo Girls - Эми Рей и Эмили Салиерс. Они встретились в начальных классах школы и стали петь вместе. Сначала - на школьных концертах, потом - в Emory University (Атланта). Первый альбом выпустили в 1987 году. Среди хитов дуэта - “Closer to Fine”, “Power of Two”, “Galileo”.

Гитаристка, певица и композитор Мелисса Этеридж - еще одно культовое имя на фестивале в Равинии. Ее манеру пения сравнивают со стилем Брюса Спрингстина. Дебютный альбом певицы вышел в 1988 году, и с тех пор она не покидает музыкальный Олимп. Этеридж - лауреат премий “Грэмми” в номинации “Лучшая рок-вокалистка” (1993 год) и “Оскар” за песню к документальному фильму Альберта Гора о глобальном потеплении (2007 год). Среди самых популярных песен Этеридж - “I'm The Only One”, “Like The Way I Do”, “Come To My Window”.


12 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл
. Мастер-класс прославленного немецкого баритона Маттиаса Герне. Вход свободный, требуется предварительная регистрация.

Маттиаса Герне давно называют музыкальным наследником великого баритона XX века Дитриха Фишер-Дискау. Он учился у него, а еще у другой великой певицы Элизабет Шварцкопф. В основе репертуара Герне - произведения немецких композиторов-классиков. В прошлые годы в исполнении Герне мы слышали вокальные циклы Ф.Шуберта, песни Л.ван Бетховена и Г.Малера, вокальные циклы ”Любовь и жизнь женщины”, “Любовь поэта” и “Круг песен” Р.Шумана, Четыре песни для голоса и фортепиано А.Берга, “Три песни на стихи Микеланджело” Г.Вольфа, Три песни из “Сюиты на стихи Микеланджело” Д.Шостаковича, “Четыре строгих напева” И.Брамса. В 2017 году в Чикагском симфоническом центре Герне был одним из исполнителей Реквиема Г.Форе. В 2019 году Герне выступал вместе с Даниилом Трифоновым, который сказал: “Герне - потрясающий музыкант. Все время есть элемент импровизации, когда ты находишься внутри текущего момента. Это всегда ценно”. В 2022 году Герне исполнил в Равинии песни Ф.Шуберта с французским пианистом Александром Канторовым и был в составе солистов Немецкого реквиема И.Брамса.

13 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”. Камерный концерт Маттиаса Герне и двадцатитрехлетнего финско-кубинского пианиста Антона Меджиаса. В программе: вокальный цикл “Любовь поэта” Р.Шумана на стихи Г.Гейне, песни и баллады Й.Брамса.

14 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт четырехкратного лауреата премии “Грэмми” и премии “Эмми”, пианиста и композитора Роберта Гласпера и лауреата премии “Грэмми” поэта Джея Айви. Оба исполнителя дебютируют на фестивале.


15 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин”
. Камерный концерт лауреата премии “Грэмми”, барочного ансамбля Apollos FireVivaldis Four Seasons Rediscovered”. Солист - Алан Чу, скрипка. Дирижер, клавесинист, художественный руководитель и душа ансамбля - Дженнетт Соррелл.

Коллектив из Кливленда Apollos Fire всегда привозит на фестиваль необычные программы. В 2018 году мы услышали редко исполняемые произведения классиков жанра Г.Ф.Телемана, И.С.Баха, А.Вивальди, в 2021 году ансамбль представил программу “Летние ночи в Венеции” с произведениями К.Монтеверди, “виртуознейшей”, как ее называли современники, Барбары Строцци (1619-1677) и Николы Порпоры (1686-1768). В программе 2023 года прозвучали ирландские и шотландские мелодии и песни. В концерте этого года - великая музыка Антонио Вивальди и его современников в аутентичном исполнении. В аннотации сказано, что прозвучат все звуки - “от птичьих криков и шторма до лая собаки, жужжания мух и ос, криков пьяных крестьян и охоты на лис”. Любопытно, не правда ли?

16 августа, 7.30 pm. Павильон. Смотрим фильм Роба Райнера “Принцесса-невеста” (“The Princess Bride”, США, 1987) и в исполнении ЧСО слушаем музыку британского композитора и рок-музыканта Марка Нопфлера. Дирижер - Дэвид Ньюман.

Наверняка вы помните прелестную романтическую сказку о девушке по имени Лютик (Робин Райт) и рабочем Уэстли (Кэри Элвес). Экранизация романа Уильяма Голдмана приобрела огромную популярность в прокате и получила благосклонные рецензии критиков. Даже строгие чикагские мэтры Джин Сискель и Роджер Иберт в своей телевизионной программе дали фильму рейтинг “два пальца вверх”, а Иберт еще и написал хорошую рецензию в Chicago Sun-Times.

Музыка Нопфлера впервые прозвучит в аранжировке для симфонического оркестра.

17 августа, 1.30 pm. Беннетт Гордон холл. Программа “Наставник в муках” музыковеда Грэма Джонсона посвящена дружбе Франца Шуберта (1797-1828) и Иоганна Майрхофера (1787-1836) и прослеживает плодотворное влияние творчества поэта на музыку композитора. В программе представлена подборка песен, написанных в результате их сотрудничества. В программе принимают участие студенты вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния.

В 2014 году Грэм Джонсон получил медаль Хьюго Вольфа за вклад в изучение песенного искусства. В том же году он опубликовал книгу “Франц Шуберт: Полное собрание песен”.  В активе Джонсона - книги о вокальной музыке Б.Бриттена и Г.Форе. Его последняя по времени книга “Пуленк: жизнь в песнях” была опубликована в 2020 году и получила признание критиков.

17 августа, 7.00 pm. Павильон. Еще один фильм в Равинии - полнометражный анимационный шедевр студии Pixar “Вверх” (“Up”, США, США, 2009). Режиссер - Пит Доктер. Музыка Майкла Джаккино (премия “Оскар”-2009 за лучшую музыку) звучит в исполнении ЧСО. Дирижер - Энтони Парнтер.

Трогательная история о путешествии старика-ворчуна Карла Фредриксена (голос Эдварда Аснера) и мальчика Расселла (голос Джордана Нагаи) в Южную Африку в доме, к которому прикреплена огромная связка воздушных шаров, не может оставить равнодушным никого! На 62-м Каннском МКФ (2009 год) впервые в истории этого смотра анимационная лента была показана в день открытия. Каждому зрителю выдали специальные “космические” очки.

Nota bene! Подробности и билеты на концерты Музыкального фестиваля Равиния (200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035) - на сайте www.ravinia.org.

Фотографии к статье:

Фото 1. Дирижирует Джеймс Конлон. Фото - Мишель Рутильяно

Фото 2. Indigo Girls. Фото - Ravinia Festival

Фото 3. Маттиас Герне. Фото - Каролин де Бон

Фото 4. Apollos Fire. Фото - Стефан Коэн

Комментариев нет: