28 апр. 2012 г.

Чикагский симфонический центр представляет...


Чикаго везет на выдающихся музыкантов. Музыканты любят Чикаго и часто выступают здесь с концертами, а музыкальные институты города привлекают их к работе, раскрывая новые таланты. Так, в прошлом году к обязанностям консультанта Лирик-оперы приступила одна из лучших вокалисток нашего времени Рене Флеминг. Есть свой консультант и у Чикагского симфонического оркестра. Им является один из самых выдающихся музыкантов нашего времени Йо Йо Ма. Он родился в Париже в семье музыкантов, начал занятия музыкой в возрасте четырех лет и через год дебютировал, играя на крошечной скрипке-восьмушке. Одаренность ребенка была столь очевидной, что его заметил великий Исаак Стерн, а один из лучших педагогов-виолончелистов своего поколения Леонард Роуз принял десятилетнего Йо Йо в свой класс в Джульярдскую музыкальную школу Нью-Йорка. На сегодняшний день музыкант выступил едва ли не со всеми знаменитыми оркестрами мира и записал с ними самые известные виолончельные концерты. Репертуар виолончелиста простирается от Баха до новейших произведений. Им записано огромное количество музыки в самых разнообразных стилях: старинная, классическая, современная, в содружестве с джазовыми и рок-музыкантами, авангард. Йо Йо Ма давно тесны рамки классической музыки, и он с удовольствием “прогуливается” по смежным музыкальным жанрам и стилям. Чего стоит, например, его музыкальный ансамбль “Шелковый путь”, состоящий из музыкантов Центральной и Восточной Азии, концертная программа, посвященная воссоединению Гонконга с Китаем, выступления и запись альбома с Бобби Макферрином, вечера латиноамериканской музыки с пианисткой Катрин Скотт и бразильскими гитаристами-виртуозами, братьями Серджио и Одаиром Ассад. Йо Йо Ма настолько увлекся “другой” музыкой, что почти забыл о классике. И вот, наконец, после долгого перерыва музыкант сыграет в Чикаго легендарные классические виолончельные концерты.

5 мая, 8.00 pm; 6 мая, 3.00 pm. Концерт А.Дворжака для виолончели с оркестром. Чикагским симфоническим оркестром руководит мексиканский дирижер Карлос Мигуэль Прието. В программе также – оркестровая фантазия “Хуапанго” Хосе Пабло Монкайо (Гарсиа) и Вторая симфония Л.ван Бетховена. Исполнение “Хуапанго” приурочено к национальному мексиканскому празднику Чинко де Майо 5 мая. В этот день американцы мексиканского происхождения отмечают день победы мексиканцев над французами в битве при Пуэбло в 1862 году.

10 –11 мая, 8.00 pm. Концерт Й.Гайдна для виолончели с оркестром. Чикагским симфоническим оркестром руководит дирижер из Дании Тон Купман. В программе также – Шестая симфония Й.Гайдна, Introduzione Teatrale П.Локателли, “Хаос” Ж.-Ф.Ребеля и Двадцатая симфония В.А.Моцарта.

12 мая, 8.00 pm. В соревнование с Йо Йо Ма вступает лауреат Первой премии и Золотой медали XIV Международного конкурса имени П.Чайковского (Москва, 2011) двадцатидвухлетний армянский виолончелист Нарек Ахназарян. После двух исполнений Гайдновского виолончельного концерта Йо Йо Ма этот же концерт исполнит Ахназарян. Он родился в Ереване в музыкальной семье. С двенадцати лет в Москве. Учился в Консерватории в Новой Англии в Бостоне в классе Л.Лессера. В настоящее время заканчивает учебу в Московской консерватории в классе А.Селезнева. Играет на виолончели 1698 года работы Тесслера. 12 мая состоится дебют Ахназаряна с Чикагским симфоническим оркестром. Вся остальная программа та же, что в концертах 10 и 11 мая.

13 мая, 3.00 pm. В мире классической музыки существует огромное количество всевозможных премий и наград, но только некоторые из них можно назвать по-настоящему значимыми. Среди них – премия имени Ирвинга Гилмора (Gilmore Artist Award), которую, начиная с 1991 года, раз в четыре года вручает международный фортепианный фестиваль в Каламазу (штат Мичиган). Предыдущими лауреатами премии становились известные сегодня всему миру пианисты Петр Адержевски, Лейф Ове Андснес, Ингрид Флитер. В январе 2010 года жюри фестиваля объявило имя нового лауреата. Им стал наш соотечественник, тридцатидвухлетний американский пианист российского происхождения Кирилл Герштейн. 4 марта 2010 года в Симфоническом центре состоялось первое выступление музыканта в Чикаго. Кирилл Герштейн и Чикагский симфонический оркестр под управлением Чарльза Дютои исполнили Второй концерт С.Рахманинова для фортепиано с оркестром. Во второй приезд в Чикаго Кирилл Герштейн представит сольную программу. Мы услышим Шестую английскую сюиту И.Баха, “Молодежи” Ф.Бузони, “Приглашение к танцу” Вебера, Вальс-каприз N6 Ф.Шуберта-Ф.Листа из цикла Венские вечера”, “Вариации на тему меланхолии” Брэда Мелдау, “Карнавал” Р.Шумана.

Перед прошлым приездом в Чикаго я общался с Кириллом, и он сказал мне, что конкурсы (несмотря на обилие полученных призов и наград) недолюбливает. Считает, что “гораздо здоровее играть концерты”. О своих музыкальных вкусах и предпочтениях говорит так:

-        Мои вкусы меняются ежедневно в зависимости от изменения репертуара. Конечно, есть традиционные центры притяжения. Музыка Баха, сонаты Бетховена. Как сказал Бузони: “”Хорошо темперированный клавир” Баха – это Ветхий завет пианиста, а Лунная соната Бетховена – Новый завет”. Конечно, Лист, Шуман. Безусловно, Рахманинов – невероятная фигура и в личностном, и в музыкальном смысле... У меня достаточно эклектичный вкус. Прелесть заключается в разнообразии жанров, авторов, стилей, направлений.

-        А есть композиторы, чьи произведения вы бы не стали исполнять?

-        Я бы не сказал, что есть композиторы, музыка которых меня совершенно не интересует. Скорее, отдельные произведения. Есть пианисты, которые прекрасно играют Третий концерт Прокофьева, но я не огорчен, что я его не исполняю. Безусловно, какие-то композиторы ближе, какие-то – дальше, и это ощущение постоянно меняется. Я уважаю фортепианную музыку Мессиана, но у меня не “чешутся руки” ее играть. С другой стороны, квартет “На конец времени” – замечательная пьеса, и я играю ее с огромным удовольствием. Я обожаю Рахманинова, но не чувствую, что мне надо обязательно сыграть его Вторую сонату. (Кстати, я когда-то ее играл.) У пианистов такой богатый репертуар, что всегда есть возможность выбора.

В числе моих вопросов пианисту был и такой: ”Вы не пробовали соединить в одном концерте классические произведения с джазовыми и пригласить сыграть с вами джазовых музыкантов?” Кирилл ответил:

-        Это у меня в планах. Я это делал, когда учился в Беркли. Потом был достаточно длительный классический период. Сейчас опять появляются мысли о возвращении к джазу.

Судя по представленной программе, “мысли о возвращении к джазу” перестали быть только мыслями. Между Шубертом-Листом и Шуманом мы впервые в Чикаго услышим Вариации на тему меланхолии канадского джазового пианиста и композитора Брэда Мелдау. Концерт обещает быть очень интересным!

220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604, справки и заказ билетов по телефону 312-294-3000 или на сайте www.cso.org. Там же можно приобрести абонементы на сезон 2012-13 годов. Одиночные билеты поступят в продажу в августе 2012 года.

Комментариев нет: