16 августа, 7.00 pm; 18 августа, 1.00 pm, Театр
“Мартин”. Концертное исполнение оперы В.А.Моцарта
“Волшебная флейта”.
Действующие лица и исполнители:
Памина – Айлин Перез, Тамино – Рене Барбера (победитель конкурса “Operalia” 2011 года), Папагено – Натан Ганн (два года назад он пел Графа Альмавиву в “Свадьбе Фигаро” в театре “Мартин”),
Королева ночи – Эрика Миклоза (колоратурное сопрано из
Венгрии, пела на сценах Метрополитен-оперы, Ковент-гардена, Венской оперы),
Сарастро – Моррис Робинсон (в прошлом – профессиональный
футболист, ныне – известный бас с сильным и глубоким голосом).
Ведущий – американский актер Джон Де Ланси.
Дирижер – Джеймс Конлон. Режиссер – Майкл Эрман.
Чикагский симфонический оркестр. Чикагский симфонический хор.
Премьера оперы состоялась в театре
“Ауф-дер-Винден” в предместье Вены 30 сентября 1791 года за два с небольшим
месяца до смерти Моцарта. В октябре состоялось 24 представления. За год их было
100, а к 1795 году – 200! Опера быстро завоевала огромную популярность. “Волшебная флейта” – частый гость чикагской оперной сцены.
На протяжении семнадцати лет Лирик-опера несколько раз показывала одно и то же
возобновление классической постановки одного из крупнейших режиссеров оперного
театра XX века Августа Эвердинга. А в сентябре
“Волшебную флейту” в новой постановке покажет Чикагский
оперный театр (спектакль будет идти на английском языке). О “...флейте” я не
раз писал и говорил на радио, и к этой опере мы вскоре еще вернемся. А вот
“Идоменей” в Чикаго не слышали еще никогда.
Музыкальный руководитель фестиваля в Равинии Джеймс Конлон
17 августа, 7.00 pm; 19 августа, 1.00 pm, Театр
“Мартин”. Концертное исполнение оперы В.А.Моцарта
“Идоменей”.
Действующие лица и исполнители:
Идоменей, царь Крита – Роберт Крофт, Идамант, его
сын – Руксандра Донозе (меццо-сопрано из Румынии),
Илия, троянская царевна, дочь Приама – Сюзанна
Филипс (выпускница
Центра Райана, победительница конкурса “Operalia” 2005 года. Мне
запомнились ее Адина в “Любовном напитке” (Лирик-опера, сезон 2009-10 годов) и
Лючия ди Ламмермур в прошлом сезоне Лирик-оперы),
Дирижер – Джеймс Конлон. Режиссер – Дэвид Левковиц (два года назад он ставил “Свадьбу Фигаро” в театре “Мартин”).
Чикагский симфонический оркестр. Чикагский симфонический хор.
Опера “Идоменей” создана на основе одной из древнегреческих легенд о царе
острова Крит Идоменее. Возвращаясь с Троянской войны, его корабль пошел под
воду, но Идоменей чудом спасся, а в качестве благодарности пообещал принести в
жертву богу морей Посейдону первого, кого встретит на своем острове. Первым
оказался его сын Идамант. По легенде, Идоменей принес сына в жертву, остров
Крит поразила чума, и Идоменей был изгнан гражданами города. Но Моцарт заранее
отбросил плохой финал и воспользовался другой легендой (мифы и легенды в
Древней Греции на любой вкус – кому что больше нравится). Идоменей
действительно был готов принести в жертву сына, но в дело вмешалась троянская
царевна Илия. Она беззаветно любит Идаманта и готова умереть с ним. Любовь
побеждает смерть: растроганный любовью молодых, мудрый Посейдон дарует им
жизнь. Финал оперы счастливый: молодые влюбленные живут в мире и согласии, царствуя
на острове Крит...
Моцарт написал оперу “Идоменей” по заказу
баварского курфюрста. Вольфгангу Амадею было двадцать три года. Премьера с
огромным успехом прошла в Мюнхене 29 января 1781 года. Оркестром дирижировал
сам композитор. При жизни Моцарта опера была исполнена еще один раз, в марте
1786 года в Вене. Только два представления оперы, имевшей успех. Почему? Джеймс
Конлон предлагает такое объяснение: “Трудности постановки и исполнения. В этой
опере безумно тяжелые партии, особенно сложен секстет. Непросто подобрать
соответствующих исполнителей. Конфликт отца с сыном имеет богатые мифологические и библейские корни. Это – самая
революционная опера Моцарта”. Добавлю, что в партитуру оперы были заложены
личные воспоминания Моцарта о своих ссорах и противостоянии с отцом Леопольдом.
Сценическая история “Идоменея” небогата, оперу
ставят редко и неохотно. А последняя постановка в Немецкой опере Берлина и
вовсе закончилась скандалом. Дело в том, что Моцарт сочинил счастливый финал,
но немецкий режиссер Ханс Нойенфельс придумал эпилог, в котором Идоменей
отрубaет головы Посейдону, а заодно Иисусу, Будде и Магомету. Отрубленные
головы наш герой ставит на стулья и выходит на авансцену весь в крови. Надо
полагать, режиссер хотел показать, что Идоменей отвергает диктатуру любых
богов. Финал вызвал неоднозначную реакцию критики и зрителей, но к авангардным
постановкам в немецких театрах уже давно привыкли. Пошумели и успокоились все,
кроме представителей исламской общины. В результате, чтобы не нагнетать обстановку,
театр снял оперу с репертуара.
Вот такие страсти до сих пор вызывает “Идоменей”.
Надеюсь, в Равинии все пройдет мирно и ничьи религиозные чувства не будут
ущемлены.
За час перед каждым исполнением оперы в ресторане
“Mirabelle” в Равинии состоится встреча с дирижером Джеймсом Конлоном. Вход свободный
для всех обладателей билетов.
200
Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты
на все концерты фестиваля можно заказать по телефону 847-266-5100, факсу
847-266-0641 или зарезервировать на сайте www.ravinia.org.
Комментариев нет:
Отправить комментарий