В TUTA Theatre в эти дни идет спектакль “Кухонный лифт” (русское
название пьесы “The Dumb Waiter”) по
одноименной одноактной абсурдистской пьесе Гарольда Пинтера 1957 года. Сюжет
пьесы прост: заказные убийцы Гас и Бен заперты в замкнутом пространстве в
ожидании следующей жертвы. Приказы они получают откуда-то сверху через кухонный
лифт. Но время идет, а новые команды не поступают...
В этом спектакле необычно все. Зрителей ждет
настоящий лабиринт, через который по узкому проходу они попадают в замкнутое
пространство небольшой комнаты. Зала, сцены, всего того, к чему мы привыкли в
театре, - нет. Зрители стоят по периметру комнаты и смотрят вниз. А внизу наши
герои Гас (Трей Маклин) и Бен (Энди Хагер), запертые в замкнутом пространстве,
ждут следующую жертву... Придуманная режиссером Желько Дюкичем композиция
позволяет нам, зрителям, не только наблюдать за представлением, но и быть ее участниками. В какой-то момент
герои спектакля с удивлением обнаруживают нас, внимательно смотрят, как бы не
веря своим глазам, а потом продолжают заниматься своим делом.
Режиссер-постановщик спектакля Желько Дюкич говорит: “Эта, написанная одним
росчерком пера пьеса Пинтера поражает многообразием
тем и идей. Она говорит о современном состоянии человека, показывает, как невидимо и тонко работает механизм власти и угнетения в казалось бы демократическом обществе. Страх перед некой “организацией” – этот
страх распространяется не только на тоталитарные общества. В
наше время под организацией легко узнается “корпорация”, а идея “корпорация
– это люди” подается в пьесе с юмором и одновременно ужасом”.
С этого сезона в театре TUTA
появился свой дом – уютное помещение в Чикаго по адресу 2032 West Fulton Avenue. “Кухонный лифт” - двадцать третья постановка Дюкича в театре TUTA –
станет его первой работой в новой серии спектаклей “TUTAlab” в
новом доме.
Желько Дюкич родился и вырос в боснийском городе
Дервента. Закончив школу, поехал в Белград получать театральное образование.
Учился в Академии драматического искусства, а потом там же преподавал актерское
мастерство. Его театральным педагогом все четыре года учебы была ученица
Г.А.Товстоногова Борьяна Праданович. В конце пятидесятых – начале шестидесятых
годов она ставила спектакли в Москве. На третьем курсе Академии Дюкич поставил
свой первый спектакль - “Филоктет” по
пьесе Хайнера Мюллера. На этом спектакле он встретился с дизайнером по костюмам
и будущей женой Наташей. С тех пор они работают вместе. С югославскими актерами
Дюкич работал недолго – всего полтора года. Он поставил две пьесы: “Укрощение
строптивой” У.Шекспира и “Конец игры” С.Беккета. В 1990 году режиссер поехал
учиться в университет Мэриленда, потом стал там преподавать. Какое-то время они
с Наташей жили в Вашингтоне, однако потом сменили место жительства. Желько
Дюкич рассказывает:
-
Театр “TUTA” мы начали создавать в
Вашингтоне, но потом нам захотелось жить в Чикаго. Чикаго - театральный город.
Я думаю, что для театрального города нужна аудитория и актеры. В Чикаго есть и
то, и другое. А в Вашингтоне чувствуется недостаток аудитории и недостаток
интереса к театру вообще. Я считаю Чикаго уникальным городом благодаря его
мультикультурализму. В Америке множество городов не являются таковыми. Например,
Лос-Анджелес, Майами - огромные города, в которых люди не живут как городские
жители. Там есть лишь иллюзия города. А Чикаго – настоящий город. Здесь мы
нашли гораздо более благоприятную почву для театральной жизни.
-
По сути дела таких городов в Америке только два:
Нью-Йорк и Чикаго...
-
Да. В Чикаго можно найти плохие и хорошие стороны.
Все обнажено, ничего не спрятано. Чикаго - бурный живой город, такой же, как
любой другой мегаполис в мире. Мне нравится жить в Чикаго. Это - великолепное
место для развития культуры.
-
Почему вы решили создать свой собственный театр?
-
Я хотел работать, а никто мне ничего не предлагал.
Я не хотел ждать и взялся за создание собственного театрального коллектива.
Стал работать со студентами. Сегодня я счастлив, что так случилось. В своем
театре можно развивать собственную эстетику, свой театр накладывает
определенные обязательства. Кроме того, всегда приятно работать с
единомышленниками. В этом - отличие работы в своем доме от прихода в другой
театр в качестве гостя.
-
Почему такое странное имя – “TUTA”?
-
В некоторых диалектах югославского языка “tuta”
означает “судно”. Когда мы организовали театр, кто-то назвал нас так в шутку.
То есть, мол, ничего серьезного. Для американцев это слово ничего не значит. Но
интересно, что сейчас оно ассоциируется с нашим театром. В 1995 году мы создали
официальную театральную компанию “TUTA”. До этого мы были
экспериментальной группой. Я преподавал актерское мастерство в университете
Мэриленда и стал делать спектакли со студентами. Некоторые из студентов
переехали вслед за мной в Чикаго. Так что официально “TUTA”
существует с 2002 года.
-
Как бы вы определили ваш стиль работы?
-
Я не показываю актерам, как надо играть. Я вижу
препятствия, которые мешают им выразить себя. Моя работа – помочь актерам
устранить эти препятствия, направить их в нужное русло.
Недавно Желько Дюкич получил образовательный грант
по программе Фулбрайта и в течение 2012-13 академического года будет вести курс
“Современный американский театр” в Белградской школе драматических искусств (Сербия).
В пресс-релизе театра отмечается, что Дюкич сохраняет связи с театром TUTA и
планирует постановки новых пьес после его возвращения в США. С 1 сентября
Желько Дюкич становится директором- создателем TUTA Theatre, а его многолетняя
партнерша, актриса и режиссер Жаклин Стоун – художественным руководителем. Я
поздравляю Желько Дюкича и Жаклин Стоун с новыми назначениями, а Желько желаю
творческих успехов в Сербии и скорейшего возвращения в Чикаго! Мы вас ждем,
Режиссер!
По
многочисленным просьбам театр продлил показ спектакля “Кухонный лифт” еще на
две недели, до 1 сентября 2012 года. Адрес театра: TUTA Studio Theatre, 2032 West Fulton Avenue, Chicago IL 60612. Цена по принципу “Заплати,
сколько можешь” (“pay-what-you-can”). Предлагаемая
цена билета - $25. Количество мест ограничено, поэтому театр рекомендует
зарезервировать билеты заранее. Заказ билетов по круглосуточному телефону
800-838-3006 или на сайте www.brownpapertickets.com. Подробная информация о спектакле – на сайте www.tutato.com.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО TUTA Theatre
Фото 2. Сцена из спектакля “Кухонный лифт”. Фото
Лизы Силвы
Фото 3. Директор-создатель театра TUTA Желько
Дюкич
Фото 4. Художественный руководитель театра TUTA Жаклин
Стоун
Комментариев нет:
Отправить комментарий