6 июля 2019 года в своем доме в Линкольн Парке (Чикаго) умер художественный руководитель Синематеки (Facets Multimedia) Милош Штелик (Milos Stehlik) – человек, посвятивший
жизнь Его Величеству Кино.
Штелик - кинокритик, радиокомментатор, популяризатор кино, интеллектуал, философ... Его знали в
Чикаго все, имеющие отношение к искусству. Он родился в вырос в бывшей
Чехословакии. Покинул ее в начале шестидесятых, задолго до “пражской весны”.
Обосновавшись в Чикаго, Штелик стал владельцем книжного магазина возле улиц
Холстед и Вебстер. Его страстью с юности было Кино! Когда он узнал, что
театральная труппа Drama Shelter испытывает трудности с посещаемостью, он решил
помочь, используя... шестнадцатимиллиметровый проектор и простыню. “Я сказал: “Почему бы нам не показывать фильмы по ночам? Мы не будем
брать деньги - мы просто будем показывать кино”, - вспоминал Штелик на встрече в Чешском музее.
Ставший впоследствии другом Штелика, живший в
Чикаго первый кинокритик США Роджер Эберт вспоминал, как Милош показывал фильмы
Вернера Херцога в церкви и советовал прихожанам приходить со своими подушками,
так как скамьи были из твердой древесины. За два месяца до смерти, 11 мая, Штелик организовал в Синематеке мастер-класс с Херцогом, где
немецкий режиссер рассказал о своей последней работе - документальном фильме “Знакомьтесь, Горбачев” ( “Meeting Gorbachev”, 2018).
Никакой Синематеки Штелик и не думал основывать.
Он просто хотел показывать зрителям европейское и независимое кино. Одним из
первых помещений, подходящих для этого занятия, стала в 1975 году Лютеранская
церковь в Чикаго (Grace Lutheran, 555 West Belden). Жена
Роджера Эберта Чаз говорила, что это - “настоящий
храм кино”. Название родилось сразу - Facets on the North Side.
Два года спустя, в 1977 году, Штелик переехал в
новое здание на Фуллертон-авеню (1517 West Fullerton) и убрал из названия лишние слова, оставив главное - Facets.
Штелик стал развивать видеопрокат, предлагая на продажу или в рент тысячи
фильмов: сначала - видеокассеты (VHS), потом - DVD, потом
- в формате Blu-ray... Картины можно было взять в
самой Синематеке или заказать по почте (позже - по электронной почте). Штелик
стал показывать фильмы прямо в Синематеке, основал собственную студию, стал
заниматься дистрибьюцией. “Фасеты“ на Фуллертон стали настоящей Меккой для
киноманов. Видеопрокатов в Чикаго было много, но, в отличие от других, Стелик
показывал фильмы уникальные. Впервые в США только в Facets можно
было посмотреть такие картины, как “Декалог” (“Decalogue”,
Польша, 1989) К.Кесьлевского, “Сатанинское танго” (“Satantango”, Венгрия-Германия, 1944) Бела Тарра, “В доме темно” (“The House Is Black”, 1962,
Иран) Форуг Фаррохзад, экспериментальные работы американского режиссера Джеймса Бротона,
немецкого режиссера Хайнца Эмигольца, британского архитектора и режиссера
Патрика Келлера. Для Штелика было важно показать Америке фильмы его родной
Чехословакии (позже - Чехии). Среди них были дебютная работа Милоша Формана
“Черный Петр” (“Black Peter”, 1964)
и “Адельгейд (“Adelheid”, 1970) Франтишека Влачила. Во многом благодаря Штелику в Америке стали
известны картины режиссеров - представителей чешской “новой волны“, а в Чикаго
зародилась традиция - ежегодный Фестиваль нового кино Чехии.
Во времена, когда не было YouTube и сотовых
телефонов, Штелик открывал зрителям новый мир, показывая фильмы из бывшего
СССР, Европы, Африки, Латинской Америки. На протяжении многих лет преданными
клиентами Facets были Мартин Скорсезе, Стивен Сондхейм и Шер, услугами
Синематеки пользовались и продолжают пользоваться сотни университетских и
публичных библиотек. В 2000 году, когда Сьюзен Сонтаг прилетела на два
дня в Чикаго, она нашла время, чтобы зайти в Facets и посмотреть иранский
фильм “Путешественники” (“Travelers”).
В 1998 году в статье, опубликованной в New York
Times, Роджер Эберт написал: “Если вы не можете найти фильм в Facets, вы не
сможете найти его нигде”.
Синематека стала настоящим киноклубом с
постоянными зрителями, возможностью смотреть и обсуждать новинки.
Долгие годы Штелик рассказывал о кино в эфире National Public Radio station WBEZ. Он был откровенен в своих оценках. В 1986 году, когда вышла раскрашенная
версия фильма “Это прекрасная жизнь” (“It’s a Wonderful Life”), он назвал ее
“абсолютной чепухой”. “Я не пурист, но если бы режиссер хотел снимать цветное
кино, он бы снял его”, - сказал Штелик. Когда в начале нового тысячелетия стали
переснимать старые фильмы, он сказал: “Вся культура ремейков похожа на конец цивилизации.
Как будто все лишены идей, и мы обречены смотреть одну и ту же вещь - просто
немного другую версию - снова и снова”. После того, как в этом году фильм
“Зеленая книга” (“Green Book”)
получил “Оскар” за лучший фильм, он сказал в эфире WBEZ: “Это
пародия”.
Когда Роджер Эберт болел, Милош обычно приходил к
нему с собакой. “Он знал, как сильно Роджер любил собак, - вспоминала Чаз
Эберт. - Пока собака сидела у ног Роджера, Милош “угощал“ мужа новостями из
мира кино. Милош всегда был таким терпеливым... Он был настоящим сокровищем“.
Штелик и Эберт были достойны друг друга. После
смерти Эберта в 2013 году Штелик вспоминал, как римско-католическая церковь
критиковала фильм Жан-Люка Годара “Приветствую тебя, Мария” (“Hail Mary”,
1985), а Эберт отстаивал наше право показывать эту картину, хотя и не считал ее
хорошей. Штелик говорил: “Для меня Роджер определил, что было самым прекрасным
в Америке. Он жил словами Вольтера: “Я не одобряю того, что вы говорите, но
буду защищать до смерти ваше право сказать”.
Штелика знали во всем мире. Он был постоянным
гостем самых престижных кинофестивалей, выступал с лекциями, “большие“ люди с американских независимых каналов (в том числе - с канала Bravo) приглашали его в качестве консультанта. Помимо
публикации ежегодного каталога Facets - мечты киноманов всего мира, Штелик стал
соавтором видеоэнциклопедии.
В 1983 году Штелик и его коллега Николь Дриске
основали Чикагский международный фестиваль детских фильмов, сегодня -
крупнейший и старейший в США. В октябре фестиваль отмечает тридцать шестую
годовщину. По словам Чаз Эберт, одним из самых интересных
проектов Штелика было приложение, разработанное
для фестиваля: “Он был достаточно практичным, чтобы понять, насколько
влиятельным может быть интернет, и знал, что для детей в маленьких городах
приложение может быть единственным способом получить доступ к замечательным
фильмам”.
Штелик умер от рака в семьдесят лет. Его дело
продолжает жена Элизабет Найда. Начиная с этого года, Telluride Film Festival будет
ежегодно называть именем Штелика (Milos Stehlik/Facets Scholar) одного из пятидесяти студентов - участников
программы Student Symposium. Синематека открывает фонд памяти своего основателя - Milos Stehlik Legacy Fund. В ней по-прежнему показывают фильмы независимых режиссеров, классику и
новинки, устраивают ретроспективы, встречи с режиссерами, актерами, деятелями
кино. Синематека жива! Это - лучший памятник,
который возможен для Милоша Штелика: человека, посвятившего
жизнь Его Величеству Кино.
Фотографии к статье:
Фото 1. Милош Штелик. Фото - www.twitter.com
Фото 2. Милош Штелик. Фото - www.wbez.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий