29 авг. 2019 г.

Карнеги-холл наш! Новые успехи хора “Campanella”


С 7 по 11 июня 2019 года в концертном зале Карнеги-холл (Нью-Йорк) состоялся Американский фестиваль детских хоров (2019 National Children's Festival Chorus) “Turn the World Around”. Среди участников фестиваля был чикагский детский хор Campanella. О выступлении в Нью-Йорке, итогах девятнадцатого сезона и предстоящих концертах хора рассказывает его основательница, художественный руководитель, хормейстер и дирижер Марианна Косая




-         Уровень фестиваля Turn the World Around - один из самых высоких в стране. Все коллективы проходят серьезное предварительное прослушивание. Мы отправили в Нью-Йорк наши записи и в итоге прошли в финал. На подготовку было отведено четыре месяца, и за это время мы должны были подготовить шесть произведений. На фестивале нас собрали в одну общую группу. Все участники пели под управлением руководителя - одного из дирижеров, фестиваля. Интенсивные репетиции проходили в течение трех дней, по три-четыре часа в день... Оценивали нас строго. Слушали, говорили, над чем стоит еще поработать.

-          Расскажи, пожалуйста, о составе хора.

-          От нас на фестивале участвовал концертный хор, в составе которого - старшие дети, от десяти до шестнадцати лет. Это только женские голоса: колоратура, сопрано, альт. Тенора и баса не было. В концерте принимали участие три смешанных коллектива, каждый из которых составлялся по категориям: юношеские женские (высокие) голоса, юношеские смешанные (мужские и женские) голоса, взрослые (от девятнадцати лет и старше) голоса. Но, мне кажется, детский хор выступил лучше всех... Дети пели везде. Пели и были абсолютно счастливы. Хотели даже спеть под мостом в Нью-Йорке, просили меня, уговаривали. Я сказала, что как-то неудобно, постеснялась. Теперь жалею. Могли бы целый концерт устроить.

-          С какой программой вы выступали?

-          Одно классическое произведение - “Аллилуйя” Генри Перселла. Остальные - произведения американских композиторов и народные песни в обработке, в том числе - испанская и госпел-спиричуэлс.

-          Как дети реагировали, когда ты первый раз сказала им о фестивале?

-          Они были необыкновенно возбуждены. Вначале я сказала, что мы говорим о возможной поездке. Дети с нетерпением ждали окончательного решения, готовились, волновались. Готовы были сколько угодно репетировать, только чтобы поехать. На дополнительные репетиции приходили все... После выступления одна девочка подошла, обняла меня и заплакала. Так эмоционально она восприняла это выступление. В целом дети выступили замечательно. Все прошло прекрасно.



-          Что тебе, как хормейстеру, дал этот фестиваль?

-          Общение и возможность наблюдать за методикой работы других специалистов. На всех репетициях я следила за работой дирижера и училась, потому что новый дирижер всегда привносит новые идеи. Я заметила, как велика сила слова. Дирижер спокойно и с большой любовью к детям вел репетицию. Он много говорил и смог “слепить” произведение, не поднимая хор на ноги. За три часа дети ни разу не меняли положений. Это было для меня удивительно. А в прошлом году на фестивале в Чикаго другой хормейстер постоянно включал в хоровую работу движения тела, что тоже помогало и приносило результат... От каждого хормейстера я беру все самое лучшее, прислушиваюсь, как они работают со звуком, как они его “оформляют”, и, конечно, наблюдаю за тем, как на это реагируют дети и какой получается результат... Очень интересно сравнить первую и последнюю репетиции. На первой репетиции звук не “причесан, к последней он становится единым целым. Заметьте, мы говорим о детях с разным опытом и разными наставниками, у которых вдруг звук становится одинаково общим... На фестивале я познакомилась с хормейстером из Кентукки, и у нас завязались прекрасные отношения. Хор приедет к нам в апреле будущего года, мы планируем сделать совместный (с двумя хорами) концерт. Flint Hills Childrens Choir привезет свою программу, а два произведения будут общими. Одним продирижирую я, другим - хормейстер из Кентукки. Мы даже договорились, что это будет русское произведение. Я смогу помочь с произношением и музыкой.

-          Хор “Campanella второй раз выступает на фестивале. Дебют в Карнеги-холл состоялся в 2012 году. В чем отличие двух выступлений?

-          Да, в 2012 году был тот же самый фестиваль, только мы были в другой компании - с другими американскими коллективами и другой программой. Тогда смешанный хор (взрослые и дети) исполнил сочинение Джона Раттера Mass of the Children. Сейчас мы выступали второй раз с большей интенсивностью, большим музыкальным материалом и количеством репетиций. С каждым годом мы набираемся опыта и повышаем мастерство. В прошлом году дети участвовали в чикагском фестивале. Уровень взлетел моментально. Когда осенью мы вернулись к занятиям, я не могла их узнать.

-          Каков был для тебя прошедший сезон?

-          Очень насыщенным. Мы много сделали. Пели Шуберта, композиторов эпохи Возрождения, мадригалы, народные произведения... Вообще, получилось так, что в этом году мы много пели на немецком языке. Я думала, что дети побегут учить немецкий. Всего мы выучили около двадцати новых произведений, создали много разных программ и помимо этого подготовили программу для Карнеги-холл.

-          На русском языке поете?

-          Мы поем на разных языках.



-          Что дальше, Марина?

-          Если будут деньги, хотелось бы поехать в Европу, встретиться с хорами из разных стран. Нам очень нужна материальная поддержка. Если бы у нас были спонсоры, мы бы выступали в Европе. В прошлом году я выбирала между Карнеги-холл и Веной, где проходит очень интересный хоровой фестиваль-конкурс. Там можно участвовать в конкурсе, а можно просто приехать на фестиваль. Я уже стала вести переговоры с руководителями, но остановила сумма. Она получилась дороже в два раза, чем фестиваль в Нью-Йорке, и я оставила венскую мечту на будущее.

-          То есть проблема - деньги? По художественному уровню вы проходите?

-          Да, по конкурсу мы проходим везде. Хор находится на хорошем уровне. Его принимают на любом фестивале и любом конкурсе. Другое дело - стали ли бы мы победителями? Там очень большие хоры - до шестидесяти человек. А у нас небольшая группа. Нам бы вырасти...

-          Может быть, получится в следующем году, когда хору исполнится двадцать лет? Встретить юбилей на фестивале в Вене - по-моему, отличная идея!

-          Я была бы счастлива. Недавно я узнала, что киевский хор “Щедрик”, в котором я пела в детстве, участвовал и победил в венском фестивале, занял первое место в своей категории. В конкурсе участвовали пятьдесят хоров из разных стран: Бразилии, Австралии, Америки, европейских стран. Дети поют сложные произведения, даже Арво Пярта поют. Если бы я нашла денег, я бы смогла встретиться с хором своего детства.

-          Я знаю, что вы ставите потрясающе интересные оперные спектакли...

-          Да, мы делаем оперные постановки. В прошлом году в летнем лагере даже замахнулись на святая святых - “Волшебную флейту” Моцарта. Мои маленькие дети пели взрослые оперные партии. Одна девочка пела партию Памины и справилась с ней прекрасно. А в этом году я нашла очень интересное произведение - двадцатипятиминутную детскую оперу “Брундибар” чешского композитора Ганса Краса. Он написал эту оперу в 1938 году. Она немного напоминает музыку Прокофьева, Стравинского... Не банальна, легка в восприятии, с большим количеством модуляций и ритмических украшений. Композитор был узником концлагера Терезиенштадт. Там опера была исполнена детьми пятьдесят пять раз. Краса погиб в Освенциме в 1944 году... Летом мы исполнили фрагменты из этой оперы в детском лагере. В этом произведении очень интересная оркестровка. Мы бы хотели исполнить эту оперу с оркестром. Дети для этого подготовлены. Они легко справляются с самым трудным музыкальным материалом. Во втором отделении мы бы могли сделать цикл хоровых произведений на стихи детей из концлагеря Терезиенштадт. Для этого нужен профессиональный режиссер и оркестр... Как замечательно было бы сделать такой концерт в следующем году, когда весь мир отметит семидесятипятилетие со Дня Победы.


-         Очень надеюсь, что меценаты Чикаго и пригородов откликнутся и ты сумеешь осуществить все свои впечатляющие планы. Принимает ли хор новых детей?

-         Двери хора Campanella всегда открыты для новых детей и взрослых. Я хочу через газету Реклама обратиться к родителям, которые планируют развивать своих детей музыкально. Замечательно, когда ребенок играет на фортепиано и других музыкальных инструментах. Но если он не общается с другими детьми -  своими сверстниками, то он не получает целостного музыкального образования. Очень важно ансамблевое, а не только индивидуальное развитие. Успешен тот человек, который умеет ладить с людьми, общаться, чувствовать другого человека. Это возможно получить только в хоре. Хор - модель общества. Совместное пение и музицирование дают основы взаимоотношений друг с другом. Ребенок должен слушать и находить свое место в гармонии звуков, не выскакивая и не прячась, и тогда гармония перенесется на жизнь. Каждый ребенок должен создавать свою краску для того, чтобы все краски расцвели. Когда все становится на свои места, происходит совершенно потрясающий обмен. Каждый ребенок отдает свои эмоции и чувства и в то же время получает обратно эмоции и чувства. В такие моменты происходит наиболее полное музыкальное развитие ребенка. Такое развитие можно получить только в группах. Я думаю, что именно по этой причине в Европе в XIX веке огромное внимание уделялось совместному (семейному) музицированию.



-          С чего начнется двадцатый сезон хора Campanella”?

-          Новый сезон начался 24 августа. Ближайший концерт состоится 1 сентября на крупнейшем в США фестивале польской музыки и еды “Taste of Polonia Festival” в чикагском центре Коперникус (Copernicus Center). Мы выступаем полчаса на улице и с большой часовой программой на сцене. Полтора часа живой музыки!

-          До новых встреч на концертах хора!



Nota bene! Подробности истории и сегодняшнего дня хора “Campanella” - на сайте https://www.campanellacenter.com/. Все вопросы - по электронной почте info@campanellacenter.org или по телефону 847-361-7989.



Фотографии к статье:

Фото 1-6. Хор “Campanella” на фестивале “Turn the World Around”. Все фото предоставлены Марианной Косой 

Комментариев нет: