24 авг. 2019 г.
Дом, где показывают Кино! Music Box Theatre - 90 лет!
Старейшему, но по-прежнему самому элегантному, изысканному, интересному чикагскому кинотеатру “Music Box” (“Музыкальная шкатулка”) исполняется девяносто лет!
В истории “...Шкатулки” как в зеркале отразились главные вехи мирового кинематографа. Здание кинотеатра было построено по проекту архитектора Луи А. Саймона, создавшего в годы Великой депрессии почтовые отделения и частные дома в чикагских пригородах. По словам архитектурного критика Chicago Tribune Пауля Гаппа, “архитектурный стиль “Music Box” является эклектичным смешением итальянского и испанского стилей, соединенных с фантазией и страстью”. Украшение стен, круглые башни, ниши с гипсовыми фигурами и мраморные лоджии напоминают об итальянском дворике, а “мерцающие звезды” создают иллюзию ночного неба. Прибавьте еще живую музыку перед сеансами - театр был построен с ямой для оркестра и с органом. Планировалось это в том случае, если в звуковых фильмах вдруг пропадет звук: чтобы было, чем заполнить паузу. Располагающую атмосферу кинотеатра создают и красный бархатный занавес, и домашний интерьер... Сцены как таковой в кинотеатре нет, поэтому “Музыкальная шкатулка” использовалась только как место, где показывают кино.
Торжественное открытие кинотеатра “Music Box” состоялось 22 августа 1929 года - время, когда в Чикаго, да и по всей Америке строили не кинотеатры, а целые дворцы кино. Они так и назывались “Movie Palaces”. Скромный, рассчитанный на 748 мест зрительный зал кинотеатра, конечно, не мог конкурировать с окружающими его “монстрами”: “The Uptown Theater”, вмещающий 4800 зрителей, “The Century Theater” и “The Belmont Theater” (оба - на 2400 мест). Кто тогда мог предположить, что пройдет каких-нибудь двадцать-тридцать лет и огромные дворцы уступят место кинотеатрам с большим количеством залов, где в одно и то же время показывают (в зависимости от кинотеатра) до двадцати разных фильмов, часто - весьма невысокого качества.
“Music Box” с первых лет своего существования избрал для себя иной путь. Для владельцев кинотеатра первичным всегда было Искусство и только, они всегда ориентировались на независимое кино в подлинном смысле этого слова: независимое от государства, кассы и толпы. Именно поэтому “Музыкальная шкатулка” выжила в годы Великой депрессии, когда Чикаго превратился в некоронованную столицу преступного мира, когда на улицах орудовала банда знаменитого гангстера Аль Капоне. Став лидером организованной преступности в Чикаго, он отдал приказы о ликвидации своих противников в гангстерской среде - как настоящих, так и потенциальных. Чтобы обезопасить себя, Аль Капоне заказал персональный “кадиллак” весом три с половиной тонны. Машина имела мощную броню, пуленепробиваемые стекла и съемное заднее стекло для стрельбы по преследователям. За четырнадцать лет правления гангстера в Чикаго произошло семьсот убийств, из них четыреста - по приказу самого Капоне. Казалось бы, какое тут кино, когда такие дела в городе?! Однако кино в городе было. На открытии “Музыкальной шкатулки” зрителям был продемонстрирован немой фильм “Маменькин сынок” (“Mother's Boy”, 1929). Первоначально планировавшаяся на церемонии открытия картина “Рио Рита” (“Rio Rita”, 1929) была показана в день открытия соседнего кинотеатра “Ramova Theatre” на один день раньше. В тридцатые годы этот кинотеатр, находившийся на углу Тридцать пятой и Холстед, конкурировал со “Шкатулкой”. Вот лишь один пример. Владельцы крупнейших чикагских кинотеатров побоялись пустить на свои экраны шедевр Чарли Чаплина “Великий диктатор” (“The Great Dictator”, 1940). Фильм вначале шел лишь в двух вышеперечисленных кинотеатрах, причем на премьеру в “Ramova Theatre” приезжал Чаплин, а “Музыкальная шкатулка” принимала у себя исполнителя роли диктатора Джека Оуки. Конечно, жаль, что не наоборот, и я не могу сегодня написать, что великий актер заходил в “...Шкатулку”. Радует уже то, что он был неподалеку...
Кинотеатр выжил и в годы Второй мировой войны, когда людям было совсем не до кино, и в послевоенные годы. Кинотеатр пережил бум голливудского кино, найдя свою, особую нишу в жесткой конкурентной борьбе за зрителя. Осенью 1977 года в “Музыкальной шкатулке” показывали фильм Уильяма Фридкина “Изгоняющий дьявола” (“The Exorcist”, 1973). Потом в кинотеатре стали демонстрировать знаменитые фильмы прошлых лет, неанглоязычные (в основном, на испанском и арабском языках) фильмы и откровенную порнографию. После реконструкции 1983 года в кинотеатре демонстрировалась ретроспектива лучших фильмов киностудии “XX век Фокс”.
Репертуар “...Шкатулки” менялся два раза в неделю. Хозяева кинотеатра пробовали и вариант с изменением репертуара трижды в неделю, но он оказался неэффективным. Методом проб и ошибок был выработан оптимальный принцип, который действует и сегодня - репертуар обновляется каждую пятницу.
В 1991 году в кинотеатре появился малый зал на семьдесят пять мест.
Сегодня в кинотеатре проходят премьерные показы фильмов, “засветившихся” на самых престижных международных кинофестивалях. Каждую неделю - в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье - устраиваются специальные ночные сеансы. В “...Шкатулке” можно увидеть спектакли Национального театра (проект NT Live), лучшие спектакли российских театров (проект Stage Russia) и еще много-много всего интересного и привлекательного.
В старых театрах и кинотеатрах витают духи и бродят привидения, и “Музыкальная шкатулка” - не исключение. Знающие люди говорят, что в здании живет дух директора, управлявшего кинотеатром с 1929 до 1977 годов. Семья директора жила в двух кварталах от кинотеатра. Муж директорствовал, жена работала кассиром, дети проводили все свободное время в кинотеатре. Директор следил за порядком, но был он добрым малым: бывало, словит безбилетника, спросит его строго: “Ты чего это тут без билета делаешь?” А ему в ответ: “Дяденька, я в кино хочу”. Директор заплачет, сжалится над любителем зрелища и отпустит его. Вернее, пропустит. В зал. Да еще, может, конфеткой угостит. Духа директора зовут Витти, он - талисман “...Шкатулки”, “заслуженный менеджер” кинотеатра. Денно и нощно следит он за порядком, караулит у задних дверей, создает положительную ауру. В общем, трудится в поте лица для нас с вами. Если вы встретите Витти перед началом сеанса или он проскользнет перед вами во время действия, не пугайтесь. Витти - добрый ангел-хранитель “...Шкатулки”, его добрая душа.
Кинотеатр “Music Box” празднует свой День рождения целую неделю. Вы сможете увидеть черно-белую картину Ричарда Уоллеса 1929 года (года рождения кинотеатра)
“Невинные Парижа” (“Innocents of Paris”, США, 78 мин.) с Морисом Шевалье в главной роли - первый мюзикл в истории, сделанный компанией Paramount Pictures; снятый в Чикаго фильм “Беглец” (“The Fugitive”, США, 1993, 130 мин.) с Харрисоном Фордом и Томми Ли Джонсом в главных ролях, после показа фильма состоится его обсуждение с участием режиссера Эндрю Дэвиса; марафон “Dolly Parton” - с 9 вечера до 5 утра демонстрируются четыре мюзикла, а также музыкальные номера с участием популярной актрисы и кантри-певицы Долли Партон; знаменитые двойные показы Music Box Films Double Feature, когда подряд идут две картины; и многое другое.
С Днем рождения, “Music Box”! С Днем рождения, дорогая “...Шкатулка”! До новых встреч в зрительном зале. Приятного просмотра!
Nota bene! Расписание показов и билеты - на сайте https://musicboxtheatre.com//, по телефону 773-871-6604 или в кассе Music Box Theatre по адресу 3733 North Southport Avenue, Chicago, IL 60613.
Фотографии к статье:
Фото 1. Music Box Theatre (1929 год). Фото из архива театра
Фото 2. Music Box Theatre (1983 год). Фото из архива театра
Фото 3. Music Box Theatre (2019 год). Фото из архива театра
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий