Сорок третий сезон Steppenwolf Theatre (чикагский “Степной
волк“) завершает спектаклем “Настоящий Запад“ (“True West“) по пьесе
Сэма Шепарда. Режиссер - Рэндалл Арни. В ролях: Джон Майкл
Хилл (Остин), Намир Смолвуд (Ли), Френсис Гинан (Сол Киммер), Жаклин Уильямс
(Ма).
Калифорния. Пригород
Лос-Анджелеса. Старый дом. Кухня. На заднем плане - раковина со шкафчиками,
плита, холодильник, на переднем - стол с тремя стульями. На столе - пишущая
машинка. Остин сидит с блокнотом, рядом - бумаги, пепельница, чашка кофе. Остин
думает, что-то записывает, снова думает... Сзади, прислонившись к раковине,
стоит Ли. У него в руке - банка пива, остальные в упаковке стоят рядом. Ли
спрашивает что-то про мать, Остин рассеянно отвечает... Так начинаются пьеса
Сэма Шепарда “Настоящий Запад“ и спектакль Steppenwolf Theatre. Остин и Ли - братья. Остин живет в доме матери; Ли
появляется из пустыни. Остин - сценарист, мечтающий покорить Голливуд; Ли - бродяга-воришка-хулиган.
Остин - умный, целеустремленный, настойчивый выпускник престижного
университета; Ли - бестолковый, без определенных занятий, без образования и
планов на будущее. После пяти лет разлуки братья встречаются в доме матери и
начинают заново выстраивать взаимоотношения друг с другом. Их судьбы
сталкиваются, они любят-завидуют-ненавидят друг друга, пытаются и не могут уйти
друг от друга, проживают не одну, а много жизней...
Вместе с пьесами “Проклятье голодающего класса” (“Curse of the Starving Class”, 1977) и
“Погребенное дитя” (“Buried Child“,
1978) “Настоящий Запад” образует так называемую “семейную”
трилогию Шепарда. Филолог Д.Баишева пишет о ней так: “Мы герои своих кухонь, своих ферм, своих судеб. Это сквозная мысль семейной
трилогии Шепарда. Нужно уметь увидеть то, что дано здесь и сейчас. Увидеть себя самого. Если царь Эдип бежал от
судьбы и невольно к ней приближался, то для героев Шепарда важно разгадать
самих себя. Только тогда смогут сложиться в мозаику кубики их бытия. Этим занимаются Остин и Ли. Они недовольны данной им судьбой и, пытаясь отыскать
свое я, меняются социальными ролями. Может быть, поэтому любят американцы
сравнивать Шепарда с Чеховым, где
будто “ничего не происходит”. В семейной
трилогии жизнь вокруг
героев тоже меняется мало. Жизнь, она течет и течет, а вот характеры,
сами герои постоянно меняются. Тот, кто стал отшельником, стремится стать
кинозвездой, а тот, кто
успешен в бизнесе,
грустит по свободе пустынь... Остин не может решиться уехать один, а Ли - написать сценарий. Все обречены страдать, и никто ничего не делает, чтобы как-то это изменить...
Шепард пишет о том, что есть
вещи вечные, ценности непреходящие, которые остаются сквозь все века и эпохи - вплоть до сегодняшнего дня: есть земля, есть
горящий очаг, есть семья”.
Несмотря на все отличия, они
очень похожи - эти американские почти Авель и Каин второй половины XX века. А рядом - безлюдная пустыня, откуда пришел Ли и
куда стремится в финале Остин. Американская трагедия, крушение американской
мечты, отсутствие семейных родственных связей... Остин
говорит Ли: “Нет больше никакого запада,
он иссяк“. Серьезный диагноз, не правда ли? Если бы не личность
автора, его вполне могли бы заподозрить в антиамериканизме. Да вот только Сэм
Шепард (1943-2017) - плоть от плоти тот самый средний американец: настоящий
белый ковбой с голубыми глазами и красавицей-женой (Джессика Ланж). Он родился
и вырос в Иллинойсе, в городке Форт-Шеридан. Впрочем, место рождения автора не так важно. Будучи сыном военного,
детство он провел в постоянных разъездах, а потом осел в Калифорнии, так что “настоящий
Запад“ прекрасно знал сам. Успел освоить множество профессий, в том числе -
актерскую, год проучился в колледже... С 1963 года Шепард в Нью-Йорке. Ходит по
театрам, знакомится с актерами, пробует писать... Его первые одноактные пьесы “Cowboys” и “The Rock Garden” были поставлены в Theatre Genesis, они
шли на сцене легендарного нью-йоркского театра La Mama. Первая большая пьеса “La Turista”
(1967) получила премию “Оби” за лучшую пьесу сезона 1966-67 годов.
Всерьез о Шепарде
заговорили в 1970 году после выхода на экраны фильма Микеланджело Антониони
“Забриски-пойнт” (“Zabriskie Point”). Дерзкий американец - соавтор
сценария вместе с великим Микеланджело и гуру сценарного искусства Тонино Гуэрра.
Так что Европа обратила внимание на Шепарда раньше, чем Америка. Тем более, что
в те годы Шепард жил в Англии.
В 1984 году по сценарию Шепарда Вим Вендерс сделал
картину “Париж, Техас” (“Paris, Texas”). А еще Шепард обожал сниматься сам. Среди
фильмов с его участием - “Воскрешение” (“Resurrection”, 1980), “Бродяга“
(“Raggedy Man“,
1981), “Фрэнсис” (“Frances”, 1982), “Деревня” (“Country”,
1984), “Детский бум” (“Baby Boom“,
1987), “Беззащитный” (“Defenseless”, 1990), “Путешественник” (“The Voyager“, 1991),
“Паутина Шарлотты” (“Charlotte's Web”,
2006), “Август: Графство Осейдж” (“August: Osage County”,
2013). За фильм “Настоящее дело” (“The Right Stuff”, 1983) Шепард был номинирован на премию “Оскар“
за лучшую второстепенную мужскую роль.
Шепард - автор более трех десятков пьес, которые
ставятся по всему миру. Время от времени к ним обращаются театры Чикаго.
Вот только два недавних примера. В сезоне 2012-13 годов в Red Orchid Theatre членом труппы театра Дадо был поставлен спектакль “Симпатяга” (“Simpatico”) по пьесе Шепарда 1994 года о двух друзьях, занимавшихся в прошлом
ставками на бегах. Главные роли сыграли Майкл Шеннон и Гай Ван Сверинген.
Заметным театральным событием
сезона 2017-18 годов стал спектакль “Погребенное дитя“ (“Buried Child“) по
пьесе Шепарда в Writers Theatre в постановке режиссера-резидента театра Кимберли Синьор с
Шеннон Кокран, Марком Монтгомери и Ларри Яндо. В 1979 году эта пьеса Шепарда
получила Пулитцеровскую премию.
Мировая премьера спектакля по пьесе “Настоящий
Запад“ (режиссер - Джон Шлезингер) состоялась 23 ноября 1981 года в Лондонском
Национальном театре. После этого спектакль увидели в Нью-Йорке. В 1982 году чикагский “Степной волк“ начал бороться за
право первой в Чикаго постановки пьесы. Один из основателей и на тот момент
художественный руководитель театра Гэри Синиз обратился с этой просьбой к
агенту Шепарда. Постановка в Нью-Йорке не получила должной оценки критики и
зрителей. Молодая чикагская труппа была готова сделать лучше, но агент Шепарда
хотел, чтобы в Чикаго пьесу поставил Goodman Theatre. Синиз вспоминает слова
агента: “Мы не знаем, кто вы такие. Что это - Steppenwolf? Мы не
знаем такого театра”. Как ни странно, помогли конкуренты - театр “Гудман” не
проявил интереса к пьесе, и права получил “Степной волк”.
Джефф Перри в роли Ли, Джон Малкович в роли
Остина, Гэри Синиз в качестве режиссера - молодые, дерзкие, талантливые! И
постановка “Настоящего Запада” в 1982 году была такой же, как они, - дерзкой,
яркой, громкой. На вопрос, какие слова приходят вам на ум, когда вы вспоминаете
спектакль, Перри ответил: “Война между братьями”, Арни сказал: “Отважный и
дикий”, Лори Меткалф (она играла роль Ма) добавила: “Агрессивный”, а Синиз
резюмировал: “Как будто два койота рвутся в бой друг на друга”. Единственный
участник двух спектаклей Френсис Гинан (в роли продюсера Сола Киммера) добавил:
“Страшный. Я вспоминаю, как Джон подносил пятерню к лицу Джеффа и
замахивался... Это было одновременно страшно и смешно”.
Спектакль играли в помещении Jane Addams Hull House, потом
- в Apollo Theater. После
триумфа в Чикаго театр впервые в истории отправился с ним на гастроли в
Нью-Йорк. “Настоящий Запад” играли в Cherry Lane Theatre. И снова - успех! Все в
один голос заговорили о рождении нового театра. Перри и Малкович принесли славу
театру и себе. Из местного коллектива Steppenwolf превратился в труппу
национального масштаба, имена актеров и руководителей стали известны по всей
стране. За роль Остина Малкович был награжден премией “Оби”. Позднее он сыграл
роль Ли в одной из двух киноэкранизаций “Настоящего Запада”.
Спектакль, который в эти дни идет на сцене Steppenwolf Theatre, - первое возобновление в истории театра. Спустя тридцать семь лет в новой версии
“Настоящего Запада” играют звезды нового поколения Джон Майкл Хилл и Намир
Смолвуд. Спектакль поставил Рэндолл Арни, художественный руководитель театра с
1987 по 1995 годы. Тот, первый вариант, остался в легендах участников и
зрителей; вторая
версия идет на сцене театра сегодня. Текст звучит по-прежнему актуально. Как и
тридцать семь лет назад, мы напряженно следим за сюжетом. Ну а взаимоотношения
братьев - это уж совсем вечное...
5 августа 2019 года два состава
встретятся на сцене Steppenwolf, чтобы
вспомнить, с чего все начиналось. Вечер называется “True West Through The Decades”. В нем примут участие Рэндалл Арни, Френсис Гинан, Джон
Майкл Хилл, Джефф Перри, Намир Смолвуд. Модераторы дискуссии - актеры театра
Гленн Дэвис и Кэролайн Нефф.
О “Настоящем Западе” вспомнили и
в Нью-Йорке. Новая постановка Roundabout Theatre шла на сцене театра American Airlines с 24 января по 17 марта 2019
года. Режиссер - Джеймс Макдональд. В главных ролях были заняты лауреат премии “Тони” Итан
Хоук (Ли) и Пол Дано (Остин).
После недавних экспериментов с формой и содержанием “Степной волк” вернулся
к старому доброму психологическому театру и одержал победу. Рекомендую!
Спектакль идет до 25 августа. “Настоящий Запад” - пожалуй, лучшее, что есть
сегодня в драматических театрах Чикаго. Желаю долгой и счастливой жизни
спектаклю!
Nota bene! Спектакль “Настоящий Запад“ идет на большой
сцене театра (Downstairs Theatre) до 25 августа 2019
года. Билеты на этот спектакль, а также абонементы на спектакли
сезона 2019-20 годов - по телефону 312-335-1650, в кассе театра по адресу: 1650
North Halsted Street, Chicago, IL 60614 или
на сайте http://www.steppenwolf.org/. Там же вы найдете подробную информацию об истории Steppenwolf Theatre и предстоящих спектаклях.
Фотографии к статье:
Фото 1. Джон Майкл Хилл и Намир Смолвуд в
спектакле “Настоящий Запад” (Steppenwolf Theatre, 2019 год). Фото - Майкл Бросилоу
Фото 2. Джон Малкович и Гэри Синиз в спектакле
“Настоящий Запад” (Steppenwolf Theatre, 1982 год). Фото - www.guideposts.org
Фото 3. Джон Майкл Хилл, Френсис Гинан и Намир
Смолвуд в спектакле “Настоящий Запад” (Steppenwolf Theatre, 2019 год). Фото -
Майкл Бросилоу
Фото 4. Джон Майкл Хилл и Намир Смолвуд в
спектакле “Настоящий Запад” (Steppenwolf Theatre, 2019 год). Фото - Майкл Бросилоу
Фото 5. Жаклин Уильямс, Джон Майкл Хилл и Намир
Смолвуд в спектакле “Настоящий Запад” (Steppenwolf Theatre, 2019 год). Фото -
Майкл Бросилоу
Комментариев нет:
Отправить комментарий