Действующие лица и исполнители:
Дон Жуан - Лукас Мичем (14-30 ноября) и Давиде Лучано (3-8 декабря, дебют в Лирик-опере),
Лепорелло - Мэтью Роуз,
Донна Анна - Рейчел Уиллис-Серенсен (дебют в Лирик-опере),
Донна Эльвира - Аманда Маески,
Церлина - Инг Фэнг (дебют в Лирик-опере), Командор - Мика Карес.
Дирижер - Джеймс Гаффиган.
Режиссер-постановщик - Роберт Фоллс.
Оригинальная постановка Лирик-оперы Чикаго.
14 ноября 2019 года - 8 декабря (девять спектаклей).
Продолжительность спектакля - 3 часа 20 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Лирик-опера Чикаго возвращается к вечной классике и повторяет постановку главного режиссера Goodman Theatre Роберта Фоллса пятилетней давности.
Вечный странник, одержимый
авантюрист, дерзкий искатель приключений, ниспровергатель всех запретов, игрок,
актер и соблазнитель женщин - все это Дон Жуан. Он тот, кто рожден быть
свободным. Готовый к смерти, он имеет дерзость жить свободным. Изощренный
лицедей, агрессивный и безоглядный, чувствующий в себе избранничество
сверхчеловека, весело путешествует этот авантюрист по краю бездны. Он - вне
общества, а, значит, вне морали. Кажется, сами дамы под наркозом этого имени
падают в объятия рыцаря, владеющего эликсиром любви. Издавна блуждает он по
литературному полю. Возникшая в средневековой Испании, легенда о Дон Жуане
приобрела широкую известность во многих европейских странах. Тирсо де Молина и
Жан-Батист Мольер, Байрон и Пушкин, Мериме и Шоу, Гольдони и Гоффман, Алексей
Толстой и Гумилев, Мюссе и Дюма-отец, Леси Украинка - вот неполный список
авторов, писавших о Дон Жуане. Неоднократно использовали эту тему и музыканты.
В 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка “Дон Жуан”. Моцарту в тот год было
пять лет. Через шестнадцать лет, после огромного успеха “Свадьбы Фигаро” Моцарт
получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на
легенду о Дон Жуане. К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года...
Прага. 27 октября 1787 года.
Премьера “Дон Жуана” должна состояться через два дня. У Моцарта все готово -
кроме увертюры. Моцарт тянет с работой. Предпочитает веселиться, принимает
участие в вечеринке. Эпизод происходит в саду виллы под Прагой, на Бертрамке.
Вилла принадлежит друзьям Моцарта: композитору Францу Душеку и его жене
Жозефин. Среди гостей - высокого роста смуглый человек лет шестидесяти Джакомо
Казанова. Друзья Моцарта волнуются: сговорившись, они под каким-то предлогом
ведут композитора в комнату на верхнем этаже и там его запирают. Моцарт
высовывается из окна, кричит, требуя, чтоб его освободили. Друзья говорят, что
выпустят его после того, как будет готова увертюра. Тут вмешивается Казанова -
он осуждает поступок друзей, уверяя, что Моцарт и так закончит увертюру.
Казанова сам поднимается в комнату и отпирает дверь. Моцарт благодарит
Казанову, обещает, что будет сидеть и работать. К семи утра увертюра готова...
Премьера “Дон Жуана” состоялась в Праге 29 октября 1787 года. Моцарт назвал свою оперу “dramma giocosa”, что означает “веселая драма” или трагикомедия. Название это подчеркивает своеобразие сочинения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Композитор создал произведение, полное страстей и столкновений характеров. Драматургия оперы строится на сопоставлении противоположных начал - радости, света и рокового возмездия, бурлящего потока жизни и холода смерти, воплощенных в образах Дон Жуана и Командора. Именно так строит свой спектакль Роберт Фоллс. Особенно впечатляет финал оперы, когда жизнелюб и покоритель сердец Дон Жуан дерзко бросает вызов статуе Командора и вступает в борьбу с судьбой. Нигде в мировой музыке не сталкивались на одном небольшом пространстве, в течение нескольких минут такая безумная жажда жизни и счастья, которые вместил в себя Дон Жуан, и такое неумолимое, такое роковое предопределение, которое символизирует статуя Командора. Презрев смерть, Дон Жуан подал руку Командору и, сраженный его ледяным пожатием, упал замертво. Как там у Пушкина: “О, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти - пусти мне руку... Я гибну - кончено - о Донна Анна!”
Первоначально планировалось, что с Дон Жуаном в Лирик-опере впервые выступит прославленный российский бас-баритон Ильдар Абдразаков. К сожалению, по семейным обстоятельствам певец отменил американский контракт. Вместо него эту партию исполнит американский баритон Лукас Мичем. Певец родился и вырос в Северной Каролине. Учился в Школе музыки Истман, Йельском университете, прошел программу для молодых исполнителей при Сан-Францисской опере (аналог Центра оперного пения Райена при Лирик-опере). Международная карьера началась у Мичема в Великобритании. На сцене Ковент-Гарден он спел несколько ведущих партий, в том числе - Фигаро в “Севильском цирюльнике”. На меня большое впечатление произвел дебют Мичема в Лирик-опере в партии Ореста в опере “Ифигения в Тавриде” К.В.Глюка (сезон 2006-07 годов). Весной Мичем вернется в Чикаго с партией князя Елецкого в “Пиковой даме” Чайковского.
В трех декабрьских спектаклях партию Дон Жуана исполнит молодой итальянский баритон Давиде Лучано. Он родился в музыкальной семье в городе Беневенто (регион Кампания). Начал с занятий на фортепиано. Потом были перкуссин, контрабас и классическая гитара. В девятнадцать лет отец посоветовал ему пойти на уроки пения. Вскоре Давиде понял, что его призвание - вокальное искусство. Начал он с провинциальных оперных театров Италии, потом стал выступать по всей Европе. В 2018 году дебютировал в Ла Скала и Метрополитен-опере.
В партии Донны Анны в Чикаго дебютирует тридцатипятилетняя американская певица Рейчел Уиллис-Серенсен. Выпускница Brigham Young University, она училась в Оперной студии при Хьюстонской опере, работала с Долорой Заджик. Оперный дебют Рейчел состоялся в 2010 году в партии Маши в “Пиковой даме” на сцене Хьюстонской оперы. С 2012 по 2015 годы была постоянным членом труппы Дрезденской оперы. Спела, среди других партий, Ганну Главари (“Веселая вдова” Ф.Легара), Фьордилиджи (“Так поступают все женщины” В.А.Моцарта) и Электру (“Идоменей” В.А.Моцарта). В 2014 году она получила все главные награды на Международном конкурсе Опералия - Первый, приз имени Биргит Нильссон и приз за лучшее исполнение сарсуэлы. После этого восхождение певицы на оперный Олимп было быстрым. Сегодня в репертуаре Рейчел - партии в диапазоне от Моцарта до Вагнера. Из главных дебютов прошлого сезона отмечу партии Елены в “Сицилийской вечерне” Дж.Верди в Баварской опере и Русалки в одноименной опере А.Дворжака в Опере Сан-Франциско. В планах у певицы - три новые партии: Маргарита в “Фаусте” Ш.Гуно на гастролях Ковент-Гарден в Токио, Валентина в “Гугенотах” Дж.Мейербера в Женевской опере, Альцина в одноименной опере Г.Ф.Генделя в Дрезденской опере. Партию Донны Анны Уиллис-Серенсен успешно пела в прошлом сезоне на сцене МЕТ.
Вторая фамилия у певицы - от мужа-датчанина Расмуса Гранда Серенсена. У молодой пары - трое детей.
В партии Донны Эльвиры - обладательница красивого лирического сопрано Аманда Маески. Получив образование в Институте Кертиса и Северо-Западном университете, она прошла полный курс обучения в Центре оперного пения Райена при Лирик-опере, исполнив на чикагской сцене множество маленьких, а потом и больших партий. Карьера певицы развивается стремительно. Желанный гость в лучших оперных театрах мира, своим домом Маески считает Лирик-оперу и всегда с удовольствием возвращается в чикагский театр. После первых репетиций партии графини Розины в “Свадьбе Фигаро” - опере-открытия сезона 2015-16 годов - она написала на своем сайте: “Как это здорово - просыпаться каждое утро в своей постели и репетировать каждый день в родном театре с фантастическими коллегами!” Мне запомнилась Маески в партии Маршальши в “Кавалере розы” Р.Штрауса (сезон 2015-16 годов).
В партии Командора на сцене Лирик-оперы дебютирует бас из Финляндии Мика Карес. У него огромный репертуар, он легко переходит от опер бельканто к Верди, Пуччини и Вагнеру. Американский оперный дебют певца состоялся в Опере Сиэттла. В 2018 году Карес номинировался на премию “Грэмми” (Даланда в “Летучем голландце” Р.Вагнера, запись студии Naïve). В феврале в Симфоническом центре мы слышали его в басовой партии в Реквиеме В.А.Моцарта. ЧСО дирижировал Риккардо Мути.
С “Дон Жуаном” Моцарта у Лирик-оперы особые отношения. Этой оперой шестьдесят пять лет назад открылся чикагский театр. Спектакли прошли 5 и 7 февраля 1954 года с огромным успехом. В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы: Никола Росси-Лемени, Элеонор Стебер, Джон Браунли. Музыкальный критик Chicago Tribune всемогущая в те годы Клаудиа Кассиди назвала постановку “ярко поставленным и блестяще спетым, притягательным Моцартом”.
В сентябре 2004 года в честь полувекового юбилея Лирик-оперы новую постановку “Дон Жуана” представил выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн. Главные партии в спектакле исполняли сэр Брин Терфель (2 февраля 2020 года состоится его вечер в Лирик-опере), Карита Маттила и Сьюзен Грэм (в эти дни в Лирик-опере она исполняет партию Миссис де Роше в опере Дж.Хегги “Мертвец идет”). Постановка Роберта Фоллса впервые была показана в сезоне 2014-15 годов. Тогда больше всех запомнилась замечательная латышская певица Марина Ребека в партии Донны Анны.
С солистами “Дон Жуана” Амандой Маески и Мэтью Роузом мы встретимся 6 декабря в камерном вечере в театре “Харрис”. Концерт проходит в рамках программы “Beyond the Aria”. В концерте участвует меццо-сопрано Кейли Декер. За роялем - художественный руководитель Центра Райена при Лирик-опере и программы “Beyond the Aria” Крейг Терри.
Nota bene! Билеты на оперу “Дон Жуан” и другие спектакли Лирик-оперы сезона 2019-20 годов - на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244 или в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Дон Жуан” (Лирик-опера, 2014 год). Фото – Тодд Розенберг
Фото 2. Лукас Мичем. Фото -
Саймон Поли
Фото 3. Давиде Лучано. Фото - Саймон Поли
Фото 4. Мэтью Роуз. Фото - Лена Керн
Фото 5. Рейчел Уиллис-Серенсен. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы
Фото 6. Аманда Маески. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы
Комментариев нет:
Отправить комментарий