С 15 марта по 9 мая чикагский Goodman Theatre покажет четыре спектакля, поставленные в разные годы разными режиссерами. Расскажу о первых трех.
15 - 28 марта 2021 года. “Как поймать творение” (“How To Catch Creation”) по пьесе Кристины Андерсон. Режиссер - Нигел Смит. В ролях: Карен Олдридж (Тами), Айанна Бриа Бакари (Натали), Жасмин Брейси (Джей Кей Марш), Бернард Гилберт (Стокс).
Спектакль идет на английском языке с английскими
субтитрами.
Жизнь молодой писательницы переворачивается с ног
на голову, когда ее девушка сообщает ей неожиданные новости. Пятьдесят лет
спустя четыре художника из Сан-Франциско ощущают отголоски этого события и его
неожиданные последствия. Они рассуждают о творческом импульсе, выясняют
культурное наследие и определяются в вопросах личной жизни... Мировая премьера
постановки состоялась в сезоне 2018-19 годов. Театральный критик газеты Chicago Tribune назвал
спектакль “поэтичным и амбициозным”.
29 марта - 11 апреля 2021 года. “Педро Парамо” (“Pedro Páramo”) по пьесе Ракель Каррио. Режиссер - Флора Лаутен. Композитор - Виктор Пикардо. Музыкальные руководители постановки - Виктор Пикардо и Хомари Хекавариа. В главных ролях: Генри Годинес (Педро Парамо), Чарин Альварес (Сусана Сан Хуан), Сандра Дельгадо (Анита/Ева), Лаура Кротте (Эдувигес), Стив Касиллас (Мигуэль Парамо/Донис).
Спектакль идет на испанском языке с испанскими и
английскими субтитрами.
В основе пьесы и спектакля -
одноименный роман 1955 года классика мексиканской литературы Хуана Рульфо. Он
написан в стиле, который позже назовут магическим реализмом. Герой романа
отправляется на поиски отца и попадает в царство мертвых. Необузданный аппетит
одного человека разрушает все, что он любит, включая город, сделавший его
великим...
Творчество Рульфо повлияло на таких признанных
классиков испанской прозы, как Хорхе Луис Борхес и Габриэль Гарсиа Маркес.
Последний называл “Педро Парамо” “самым прекрасным из всех романов, какие
когда-либо были написаны на испанском языке”. Он писал, что учился у Рульфо:
“Не один раз перечитав его произведения, я наконец-то нашел тот путь, который
так долго искал, и смог продолжить работу над собственными книгами”.
Постановка театра из Гаваны The
Teatro Buendia. Спектакль создавался в течение двух месяцев. Один из них
творческая группа провела в Чикаго, другой - в Гаване. Половина актеров из
Кубы, половина - из Чикаго. Мировая премьера состоялась в сезоне 2012-13 годов
в рамках Шестого международного театрального фестиваля испаноязычных театров. В
июне 2013 года спектакль участвовал в Международном театральном фестивале The
Encuentro в Монреале (Канада).
Самая знаменитая независимая театральная компания
Кубы “Буэндиа” известна необычной адаптацией классических текстов, темы которых
отражают проблемы современного кубинского общества. Театр основан в 1986 году
актрисой Флорой Лаутен. Дебютировал в Чикаго на Пятом международном театральном
фестивале испаноязычных театров в 2010 году. Тогда актеры из Гаваны показали
спектакли “Визит старой дамы” по пьесе Ф.Дюрренматта и “Шарантон” по пьесе
Р.Каррио.
12 - 25 апреля 2021 года. “Время не отпускает” (“Smokefall”, перевод мой) по пьесе Ноа Хейдл. Режиссер - лауреат премии “Оби” Анна Кауфман. В ролях: ветеран чикагской театральной сцены Майк Нуссбаум (Полковник/Джонни), лауреат премии “Джеф” Кэтрин Кеберлайн (Вайолет), Кэтрин Комбс (Красавица), Эрик Слатер (Дэниэль), Гай Месси (Сэмюэль), Анна Фогарти (голос Леноры). Спектакль идет на английском языке с английскими субтитрами.
Название пьесы Хэйдла
“Smokefall” дословно на русский язык перевести невозможно. Автору этой статьи
помог автор пьесы, отсылающий посвященных к поэме Т.С.Элиота “Четыре квартета”.
Вот фрагмент, в котором есть вынесенное в заглавие слово (перевод С.Степанова):
“В прошлом и в будущем Сознанью почти нет места. Сознавать значит быть вне
времени, Но только во времени помнится Миг в саду среди роз. Миг в беседке под
гулом ливня, Миг сквозняка при курении ладана, - Только между прошедшим и
будущим. Только времени покоряется время”. Поэма Элиота навеяна поздними
квартетами Л.ван Бетховена. Музыки Бетховена в спектакле нет, а вот тема
времени проходит лейтмотивом. Герои пьесы находятся в городке Гранд-Рапидс
штата Мичиган. Они вспоминают прошлое, думают о будущем, а меньше всего им
нравится настоящее. Она ждет двойню, Братья в утробе матери спорят, стоит ли
выходить в мир, Он готовится оставить семью, Дочка перестала разговаривать (ее
последними словами были: “Мне нечего больше сказать”), Дедушка-полковник
периодически впадает в маразм, а с проблесками сознания вспоминает любимую
жену... Веселенькая семейка, где все несчастны. Каждый - по-своему. Каждый
вечер каждый член этой семьи мечтает проснуться в другом мире, и каждое утро в
этой семье начинается одинаково...
“Время не отпускает” -
спектакль неожиданный. Первая сцена - торжество реализма в отдельно взятом
театре: мать готовит завтрак, дочь с отцом с удовольствием его поедают,
заставляя облизываться весь зрительный зал. Вторая сцена - абсолютный сюр: на
красном диване сидят двое младенцев в белых костюмах и бабочках и размышляют,
стоит ли выходить из уютной утробы матери в страшный, непонятный, рискованный
мир. Мир выглядит как ад. Он внизу, под ними - алая пропасть, куда им предстоит
направиться. Пуповина - длинная красная лента. Младенцы спорят, кому выходить
первому. И вот первый - Джонни - пошел, а второй испугался. Обмотал себя
пуповиной и так никогда и не увидел другой мир... Третья сцена - мы
отправляемся в будущее, четвертая - возвращаемся в прошлое... Будущее в
прошедшем, “ненаставшее и наставшее Всегда ведут к настоящему”...
Художественный руководитель
Goodman Theatre Роберт Фоллс говорит: “Время не отпускает” - артистический
триумф, идеально иллюстрирующий новое направление в области театральной игры.
Голос Ноа Хэйдла, его воображение, остроумие и честные эмоции уникальны среди
американских театральных художников”.
Газета “The Chicago Tribune”
назвала “Smokefall” лучшей пьесой 2013 года. Мировая премьера постановки
состоялась в сезоне 2013-14 годов. Тогда спектакль игрался на малой сцене Owen
Theatre, в сезоне 2014-15 годов перекочевал на большую - Albert Theatre. Такое
происходит третий раз за всю историю Goodman Theatre.
Драматург Ноа Хэйдл - выпускник
Принстонского университета и Джульярдской школы (какое-то время он работал там
резидентом-драматургом). Автор сценария фильма Фишера Стивенса “Реальные парни”
(“Stand Up Guys”, 2012) с Аль Пачино, Кристофером Уокеном и Аланом Аркиным в
главных ролях. “Время не отпускает” -
вторая пьеса Хэйдла на сцене Goodman Theatre. В сезоне 2006-07 годов в
театре состоялась мировая премьера спектакля по его пьесе “Бдения” (“Vigils”).
Nota bene! Показы бесплатные, но требуется предварительная регистрация. Все подробности - на сайте GoodmanTheatre.org.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Как поймать творение”.
Фото - Лиз Лоурен
Фото 2. Сцена из спектакля “Педро Парамо”. Фото - Лиз Лоурен
Фото 3. Сцена из спектакля “Время не
отпускает”. Фото - Лиз Лоурен
Комментариев нет:
Отправить комментарий