Для базирующихся в Чикаго оркестра и хора “Music of the Baroque” нынешний сезон юбилейный - пятидесятый. К сожалению, из-за пандемии целый ряд творческих проектов пришлось перенести. Так, масштабные оратории “Страсти по Матфею” И.С Баха и “Мессия” Г.Ф.Генделя мы услышим в сезоне 2021-22 годов. Тогда же музыкальный руководитель Джейн Гловер обещает по-настоящему отпраздновать юбилей. В этом сезоне ансамбль концентрируется на камерных онлайн-концертах. Три из них уже состоялись. В январе оркестр исполнил “Времена года” А.Вивальди, в феврале прозвучали Концерты для двух скрипок И.С.Баха и А.Вивальди, несколько дней назад израильский пианист Инон Барнатан солировал в Четырнадцатом фортепианном концерте В.А.Моцарта. Посмотрим, что нас ждет впереди.
26 апреля, 7.30 pm. Программа №4. “Бранденбургские концерты Баха”. В программе: Третий, пятый и шестой Бранденбургские концерты И.С.Баха. Впервые с начала пандемии оркестром “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер. Концерт состоится в помещении Harris Theater (Чикаго). Доступен для просмотра онлайн и позднее по требованию.
9 мая, 7.30 pm. Программа №5. “Plus Fours”. В программе: Кончерто гроссо фа мажор Г.Ф.Генделя, Концерт для четырех скрипок Г.Ф.Телеманна, Кончерто гроссо для четырех скрипок, двух альтов и continuo П.Локателли, Концерт для четырех скрипок си минор А.Вивальди. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Николас Кремер.
Кончерто гроссо в переводе с итальянского (“concerti grossi”)
означает “большие концерты”. Основоположником жанра считается итальянский
скрипач и композитор Арканджело Корелли. Именно он придумал, чтобы солировал не
один, а группа однородных инструментов (чаще всего - скрипки, но бывают альты и
виолончели) или несколько разных инструментов (например, скрипка и альт, альт и
виолончель...). В случае с нашей программой четыре главных барочных композитора
сочинили концерты для четырех скрипок. Концерт состоится в Скоки (пригород
Чикаго) в помещении North Shore Center. Доступен для просмотра онлайн и позднее по
требованию.
6 июня, 2.00 pm. Программа №6. “Musica Sacra”. В программе: Месса для четырех голосов английского композитора Уильяма Берда (1540–1623), фантазия “In Nomine” в семи частях Г.Перселла, кантата “Глория” для хора и оркестра ре мажор А.Вивальди.
Пятидесятый сезон “Music of the Baroque”
завершается на высокой ноте - духовными сочинениями великих композиторов
прошлого. В этом концерте впервые в этом году участвует хор. Дирижер - Джейн
Гловер. Концерт состоится в Виннетке (пригород Чикаго) в помещении Faith, Hope, &
Charity Church.
Доступен для просмотра онлайн и позднее по требованию.
Продолжительность всех трех
концертов - примерно один час без антракта.
“Music of the Baroque” - уникальный творческий коллектив, в составе которого оркестр из тридцати двух музыкантов и хор из двадцати шести человек! Не зря журнал Opera News назвал его “одной из музыкальных жемчужин Чикаго”. Хор и оркестр “Music of the Baroque” был создан в 1970 году с конкретной целью познакомить жителей Чикаго с произведениями композиторов эпохи барокко. Коллектив впервые в городе исполнил огромное количество сочинений композиторов XVII-XVIII веков. В центре внимания - музыка Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна. Одним из направлений коллектива является программа художественного образования “Сильные голоса” (“Strong Voices”), предназначенная для поддержки и развития программ музыкального образования в средних школах Чикаго. Коллектив выступает в Театре музыки и танца Харрис (Harris Theater), Центре исполнительских искусств в Скоки (North Shore Center for the Performing Arts in Skokie), церквах Чикаго и пригородов. Записи оркестра транслируются на волне классической музыки 98.7WFMT (Чикаго).
Принцип формирования “Music of the Baroque” похож
на тот, что принят в Лондоне. Знаменитый лондонский оркестр Academy of St. Martin in the Fields
состоит из музыкантов столичных оркестров, а в оркестре “Music of the Baroque”
играют замечательные музыканты, известные по работе в Чикагском симфоническом
оркестре, оркестрам Лирик-оперы и Грант-парка. Возможно, сходство объясняется
британским “следом” в чикагском оркестре. С 2002 года музыкальным руководителем
“Music of the Baroque”
является известный британский дирижер Джейн Гловер. С самого начала
профессиональной карьеры Джейн интересовала барочная музыка. Ее
профессиональный дебют состоялся на фестивале в Вексфорде в 1975 году. Она
дирижировала оперой Ф.Кавалли “Эритрея” в собственной редакции. С 1981 до 1985
года была музыкальным руководителем Glyndebourne Touring Company, с 1984 до 1991 годов -
художественным руководителем ансамбля Loldon Mozart Players. С 2009 по 2016 год
Гловер возглавляла оперный факультет в Лондонской королевской академии музыки,
сейчас она является почетным профессором этого учебного заведения (Felix Mendelssohn Visiting Professor). Гловер известна по операм Моцарта, Монтеверди, Генделя, Бриттена. Она
активно выступает по всему миру с лекциями, пишет книги. Популярна ее книга
“Женщины Моцарта”, выпущенная издательством Harper Collins. Ее последняя книга
“Гендель в Лондоне” вышла в свет в 2018 году.
Много лет с оркестром и хором “Music of the Baroque” сотрудничает знаменитый британский дирижер и клавесинист, признанный специалист по музыке Баха и барочному репертуару Николас Кремер. Сначала - в качестве приглашенного дирижера, сегодня - в должности главного приглашенного дирижера. С 1985 по 1993 годы он возглавлял Лондонский баховский оркестр. В настоящее время является приглашенным дирижером оркестра “Manchester Camerata”.
Концертмейстер оркестра “Music of the Baroque” - Джина Дибелло. До прихода в барочный оркестр с апреля 2013 года она играла в группе первых скрипок Чикагского симфонического оркестра, до этого - в Симфонических оркестрах Миннесоты и Детройта. Джина родилась и выросла в Чикаго. Ее отец Джозеф Дибелло много лет играет в группе контрабасов ЧСО, мать Бонита - скрипачка Оркестра Лирик-оперы. Первые уроки скрипичного мастерства Джина получила в четыре года в Академии Бетти Хааг (Betty Haag Academy). Училась в Кливлендской школе музыки и Джульярдской школе. Живет в чикагском районе Uptown с мужем, перкуссионистом Яном Дингом, и тремя котами: Гровером, Мини и Софией.
Традиция исполнения барочной музыки в Чикаго существует. Периодически Чикагский симфонический оркестр устраивает барочные концерты, время от времени (далеко не каждый сезон) в Лирик-опере звучат барочные оперы. Я помню, как в начале десятых в театре несколько сезонов подряд ставили оперы Генделя. Потом, правда, на некоторое время композитора забыли. В 2000 году в Чикагском оперном театре поставили оперу К.Монтеверди “Орфей”. Это был первый спектакль нового генерального директора театра Брайана Дики. Позже он вспоминал: “Все думали, что я сумасшедший. Мне говорили: “Это абсурд. Ты не соберешь зал!” Но мы продали на пятьдесят процентов билетов больше, чем на оперу “Севильский цирюльник”. Вслед за Монтеверди в ЧОТ успешно ставили и Генделя, и Перселла, и забытого английского комедиографа Исаака Бикерстафа. Успех был грандиозный...
Восемь лет назад оперой Г.Ф.Генделя “Ацис, Галатея и Полифем”
музыкальную жизнь города взорвала Haymarket Opera Company - оперная компания, специализирующаяся на
барочном репертуаре в аутентичном исполнении. Свое название театр получил по
аналогии с лондонским Haymarket Opera House, где были впервые
исполнены более двадцати пяти опер Генделя. На
сегодняшний день Haymarket Opera Company - единственное место в Чикаго и на Среднем
Западе, где можно услышать шедевры Марка-Антони Шарпентьера, Пьера-Франческо
Кавалли и многих других. Театр создан во многом усилиями одного человека:
виолончелиста и исполнителя на виола да гамба Крега Тромпетера. Он говорит о
забытом трехсотлетнем временном пласте музыки: от вокального сочинения
итальянского композитора Якопо Пери “Эвридика”, датированного 1600 годом, до
опер Моцарта конца XVIII века. Именно эти три
века музыки находятся в сфере интересов театра. В Haymarket Opera Company исполнялись оперы “Амадис
Гальский” Г.Ф.Генделя, “Пимпинон” Г.Ф.Телемана, “Gli equivoci nel sembiante” (опера настолько редкая, что я даже не нашел ее перевода на русский язык)
А.Скарлатти, и каждая новая премьера театра становится событием...
В общем, барочная музыка в Чикаго хоть и известна, но до российского “бароккобесия”, как любит говорить оперный критик Вадим Журавлев, нам еще далеко. Тем ценнее становятся концерты оркестра и хора “Music of the Baroque”.
Nota bene! Вся информация и билеты на концерты оркестра и хора “Music of the Baroque” - на сайте www.baroque.org/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Оркестр и хор “Music of the Baroque”, дирижер - Джейн Гловер. Фото - Эллиот Мандел
Фото 2. Концертмейстер оркестра “Music of the Baroque” Джина
Дибелло. Фото - Эллиот Мандел
Фото 3. Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел
Комментариев нет:
Отправить комментарий