Действующие лица и исполнители:
Летучий голландец - Томаш Конечны, Сента - Тамара Уилсон, Даланд - Мика
Карес, Мария - Мелоди Уилсон (дебют в Лирик-опере), Эрик - Роберт Уотсон (дебют
в Лирик-опере).
Дирижер - Энрике Маццола. Режиссер - Кристофер Олден.
Постановка Канадской оперной компании. Новая для Чикаго постановка.
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
Продолжительность спектакля - 2 часа 20 минут без антракта.
23 сентября - 7 октября 2023 года (пять спектаклей).
Давно Лирик-опера не начинала сезон с Вагнера, особенно с “Летучего голландца” (“Der fliegende Holländer”, “The Flying Dutchman”). Последний раз опера шла в театре в сезоне 2000-01 годов в постановке Николауса Ленхоффа с Джеймсом Моррисом и Кэтрин Малфитано в главных партиях. Дирижировал только что ставший музыкальным руководителем сэр Эндрю Дэвис. До этого с 1983 года в Лирик-опере была старая постановка Жана-Пьера Поннеля с Зигмундом Нимсгерном и Кларис Карсон.
“Летучий голландец” - вторая опера Рихарда Вагнера и первая, раскрывшая
миру его талант. Премьера состоялась 2 января 1843 года в Дрезденской опере.
Позади - юношеский опыт под названием “Риенци, последний трибун”, принесший
композитору первый успех; впереди - “Тангейзер”, тетралогия “Кольцо нибелунга”,
любовная сага “Тристан и Изольда”, “Парсифаль”. Работу над “...голландцем”
Вагнер начал в 1840 году, когда ему исполнилось двадцать девять. Он сбежал от
кредиторов из Риги в Лондон и наслаждался свободой, занимаясь поиском сюжетов
для своих будущих произведений. Композитора заинтересовала опубликованная в
1834 году повесть Генриха Гейне “Мемуары господина фон Шнабелевопского” о
скитальце по морям, выходящем на берег раз в семь лет в поисках невесты. Вагнер
лихо сочинил либретто и тут же продал его Парижской опере. В 1841 году по этому
варианту состоялась премьера оперы “Корабль-призрак” Пьера Луи Дитша. С музыкой
Вагнер не так торопился, как с либретто, хотя биографы композитора пишут, что
на всю партитуру у него ушло немногим меньше двух месяцев. После премьеры опера
исполнялась в театрах Европы, но Вагнер постоянно возвращался к музыке, изменяя
и дорабатывая ее. Дважды - в 1846 и 1852 годах - он перерабатывал
инструментовку, в 1860 году дописал увертюру. Вагнер умер в 1883 году, а первая
постановка “Летучего голландца” в Байройте состоялась только в 1901 году.
В “Летучем голландце” отражены многие темы творчества Вагнера, в первую очередь - тема искупления через любовь. Голландец, как и другие вагнеровские герои, - обреченный романтик. За богохульную клятву Дьявол приговаривает его плыть на своем корабле, пока он не найдет женщину, которая будет преданно любить его. С другой стороны, это история одержимости молодой женщины. Сенте снится Голландец, которому суждено скитаться по морям. Он выходит на берег каждые семь лет в поисках женщины, которая будет ему верна до самой смерти. Она встречает Его, и история любви начинается... Голландец и Сента - психологически сложные, эмоционально травмированные персонажи. Такие партии-роли нельзя просто пропеть - их надо прожить. Поэтому так важны для нас фигуры исполнителей. Как мне кажется, в этот раз Лирик-опера собрала просто выдающийся актерский состав. В партии Голландца - польский бас-баритон Томаш Конечны. Мы слышали его в Чикаго только один раз в главной партии в завораживающем “Воццеке” А.Берга (сезон 2015-16 годов). Это был дебют Конечны в американском оперном театре. Тогда мне удалось поговорить с певцом. Я спросил у него, не страшно ли было начинать оперную карьеру с Вагнера. Конечны ответил: “Это не было моим открытием. В Любеке я встретил пианиста и преподавателя Зигфрида Шваба из Гамбургской оперы. Я готовил с ним партию Ореста в “Электре”. Он впервые сказал, что у меня “heldenbaritone” - драматический, героический баритон. Очень специфический голос... Шваб начал со мной репетировать “Валькирию”. Мне было тогда двадцать шесть лет... Мне тяжелее петь Моцарта, чем Вагнера. Вагнер для меня - “дом родной”. Я пел Голландца в самом начале карьеры. Моей первой вагнеровской ролью стал Амфортас.
- Кто ваш любимый вагнеровский персонаж?
- Конечно, Вотан. Еще мне нравится Альберих, но это не самая удобная партия
для голоса.
- Вам нравится играть на сцене. Но ведь в операх Вагнера не так много
действия, не так много игры в привычном понимании этого слова...
- Очень много! Как в кино. Главное - понимать вагнеровские язык и музыку.
Во втором акте “Валькирии” в монологе Вотана надо передать всю гамму чувств
героя, его беспокойство, мысли, тревоги. Это внутренний монолог со своим
действием, движением, развязкой... Или король Марк в “Тристане...”. Его монолог
из второго акта длится двадцать минут, и за это время перед глазами зрителей
проходит вся его жизнь. Вагнер был против экспрессионистского театра. В его
мире герои погружены в себя, их слова и поступки лежат в плоскости театра
психологического. Для меня, как для актера, нет ничего интереснее опер Вагнера.
Я уверен, что Конечны продемонстрирует все грани своего таланта, чтобы
раскрыть характер Голландца. В мае с этой партией впервые после своего дебюта в
2019 году Конечны вернулся в Метрополитен-оперу. Тогда критики писали о нем как
о главной звезде возобновленного “Кольца нибелунга”. Конечны исполнил партию
Альбериха. Рецензии на его майского “...голландца” были такие же восторженные.
Усамма Зар из New York Times писал: “Томаш Конечны привнес силу и ясность в
главную партию. Конечны обладает голосом гранитной мощи и медного резонанса...
Он может скрывать свой голос и наполнить его слезами...”.
В МЕТовской постановке партию Сенты исполняла сопрано из Южной Африки Эльза
ван ден Хевер. В Лирик-опере в этой роли мы третий раз услышим Тамару Уилсон.
Американская певица дебютировала в Лирик-опере в сезоне 2018-19 годов в партии
Леоноры в опере “Трубадур” Дж.Верди, но в Чикаго мы слышали ее задолго до
этого. В 2014 году она исполнила партию Донны Анны в концертном исполнении “Дон
Жуана” на Музыкальном фестивале Равиния (дирижер - Джеймс Конлон), летом 2018
года там же была одной из солисток Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Уилсон
родилась в Аризоне, выросла в пригороде Чикаго, закончила Международную
вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони
Фрейда - нынешнего президента и генерального директора Лирик-оперы.
В партии Даланда - эстонский бас Мика Карес, запомнившийся мне по
партии Командора в “Дон Жуане” В.А.Моцарта (сезон 2019-20 годов).
Нас ждут два интересных дебюта - меццо-сопрано из Делавэра (последние годы
она живет в Вене) Мелоди Уилсон (Мария) и тенор из Канзас-Сити Роберт
Уотсон. После Чикаго партию Эрика он исполнит в Берлинской опере и в театре
Реджо (Турин).
Для музыкального руководителя Энрике Маццолы “Летучий голландец”
станет первой вагнеровской оперой, которой он дирижирует в Чикаго.
Спешу обрадовать тех, кто боится “бесконечных” опер Вагнера. Второй раз в Лирик-опере “Летучий голландец” идет не в трех действиях с двумя антрактами, а в одном действии без антракта, как и задумывал композитор.
Nota bene! Билеты на “Летучего голландца”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2023-24 годов - на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org/, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Летучий голландец” (Канадская оперная компания).
Фото - Майкл Купер
Фото 2. Томаш Конечны в спектакле “Воццек”. Лирик-опера, 29 октября 2015
года. Фото - Кори Вевер
Фото 3. Тамара Уилсон в спектакле “Трубадур”. Лирик-опера, 14 ноября 2018
года. Фото - Lyric Opera of Chicago
Комментариев нет:
Отправить комментарий