27 дек. 2024 г.

50 миллионов, интервью Мути, новые лица. Новости из ЧСО


Новое назначение в Чикагском симфоническом оркестре (далее - ЧСО): с 27 января 2025 года к секции первых скрипок присоединится скрипачка из Венесуэлы Габриэла Лара. С октября 2022 до декабря 2023 года она была одним из концертмейстеров Civic Orchestra и первой участницей стажерской программы ЧСО (CSO Fellowship program). Выступала с оркестром в сезоне 2022-23 годов, участвовала в турах по Европе и Северной Америке с дирижером-лауреатом ЧСО Риккардо Мути. С сезона 2023-24 годов - в секции вторых скрипок Симфонического оркестра Милуоки. Выиграла прослушивание в ЧСО в октябре 2024 года. Это - первое назначение будущего музыкального руководителя ЧСО Клауса Мякели.

Габриэла Лара родилась в городе Баркисимето (Венесуэла). Учиться игре на скрипке начала в восемь лет. Позднее стала студенткой Latin American Violin Academy и венесуэльской музыкальной образовательной программы El Sistema. (Особенность программы, созданной по инициативе знаменитого педагога Хозе Антонио Абреу, состоит в том, что дети не только учатся играть на музыкальных инструментах, но и непосредственно играют в оркестре. Нечто подобное в последние годы создано в рамках Музыкального фестиваля Равиния, где действуют образовательная программа “Ravinia’s Reach Teach Play”, объединяющая более двадцати тысяч школьников и студентов большого Чикаго, и музыкальная программа “Sistema Ravinia” для детей в возрасте от восьми до двенадцати лет.)

Лара участвовала в двух европейских турах двух оркестров: в 2014 году - с Teresa Carreño Symphony Orchestra, в 2016 году - в составе Simón Bolívar Symphony Orchestra под управлением Густаво Дудамеля. С 2017 года живет и работает в США. Победитель Frank Preuss International Violin Competition, лауреат Второй премии Sphinx Solo Competition (обе награды - 2021 год). Обладательница 2022 Project Inclusion Fellowship от Grant Park Symphony Orchestra. Диплом бакалавра получила в 2022 году в Chicago College of Performing Arts at Roosevelt University, в настоящее время там же получает степень мастера (Suzuki Pedagogy).

Стажерская программа была основана при поддержке Риккардо Мути во время его пребывания на посту музыкального директора ЧСО. Ежегодно начинающим музыкантам, играющим на струнных инструментах, присуждается до трех стипендий. Они репетируют, выступают с ЧСО, берут частные уроки у опытных музыкантов, при этом продолжают обучение и готовятся к прослушиванию для работы в профессиональных оркестрах. Стажеры программы могут продолжить получать стипендии еще в течение двух лет. В сезоне 2024-25 годов в составе ЧСО в качестве стажера остается контрабасистка Оливия Рейес, стипендиатом программы является скрипач Хесус Линарес.

Замечательная новость из Симфонического центра: ЧСО получит пятьдесят миллионов долларов от семейного фонда известных чикагских филантропов Хелен и Сэма Зелл (Zell Family Foundation). Как сказано в пресс-релизе, этот подарок призван обеспечить долгосрочную финансовую стабильность ЧСО. В рамках продолжающейся с 2020 года кампании SEMPER ALWAYS общая сумма собранных средств составила двести пятнадцать миллионов долларов. Подарок предназначен для обеспечения необходимого финансирования пенсионных пособий музыкантам и сотрудникам, гастрольной деятельности оркестра, специальных художественных проектов, инициатив в области цифрового контента.

Хелен Зелл является заместителем председателя правления Ассоциации ЧСО. Она была Председателем комитета по поиску нового музыкального руководителя ЧСО, ее голос стал решающим при выборе Клауса Мякели.


12 декабря в издании New City было опубликовано интервью, которое Риккардо Мути дал чикагскому музыкальному критику Деннису Полкоу (Dennis Polkow). Как мне кажется, интервью представляет большой интерес для всех любителей классической музыки. С любезного разрешения автора я перевел на русский язык наиболее интересные фрагменты беседы.

Интервью называется “Маэстро Кто? Мути о Мякеле, о связи с Копполой и состоянии оркестра (разумеется, имеется в виду ЧСО)”. Вот как начинается интервью.

“Добрый день, маэстро, - говорит, обращаясь к Риккардо Мути, улыбающаяся официантка.- Как дела?” “Я не знаю”, - иронично отвечает Мути, собираясь пообедать. Дело происходит во время пребывания дирижера в Чикаго. - Вчера было нормально, а завтра мы не знаем, что произойдет.” “Завтра - это тайна”, - соглашается официантка. “Большая загадка для нашей страны”, - добавляет она, имея в виду выборы, которые состоятся на следующий день (5 ноября. - Прим. мое.). “Для всего мира”, - говорит Мути.

- Было ли совпадением то, что вы во время предвыборной недели исполняли Третью (“Героическую”) симфонию Бетховена с темой свободы?

- Я никогда не смешиваю политику с искусством. Но каждое наше действие - политический акт в смысле греческого термина “полис”... А “Героическую”, как известно, Бетховен посвятил Наполеону, но потом удалил посвящение.

- Это случилось, когда Наполеон провозгласил себя императором... Как себя чувствует Мути в Чикаго после более чем годичного отсутствия?

- Когда ты так тесно сотрудничаешь с музыкантами, они становятся частью твоей семьи. Когда ты возвращаешься даже спустя много месяцев и выходишь на подиум, кажется, что ты ушел вчера. Это случилось со мной на прошлой неделе (в конце октября - Прим. мое) в Филадельфии. Я был там музыкальным руководителем [с 1979] по 1992 год. В оркестре до сих пор играют принятые мной двадцать два музыканта. Когда я начал репетировать, оркестр снова стал моим домом. Конечно, я нашел оркестр, который был не совсем тем, из которого я ушел. Другие музыканты, другие музыкальные руководители и т.д. Но я смог после второй репетиции вернуть звук, как я его понимаю. Это самое главное. У нас была замечательная неделя. Мне даже устроили вечеринку и приготовили торт “Benvenuto, Maestro”. Публика, как только я вышел на сцену, сразу же зааплодировала стоя. Это означает, что то, что я делал в то время с оркестром, все еще остается востребованным.

- Прошли десятилетия с тех пор, как вы вернулись в Филадельфию. Был ли это особенный разовый случай, или вы можете снова вернуться?

- Знаете, я все больше и больше тоскую по дому. Но если это произойдет, я буду рад. Я не хочу знакомиться с новыми оркестрами. Хочу выйти на подиум и сразу начать с музыкантов, которые знают меня, а я знаю их. Мне очень нравятся Венский и Берлинский филармонические оркестры, Чикагский симфонический, Симфонический оркестр Баварского радио. Сустя много лет я снова дирижировал Национальным симфоническим оркестром Франции, они меня тоже очень любят. В марте я дирижирую оркестром Филармония.

Мути был главным дирижером оркестра Филармония в Лондоне с 1972 по 1982 год, сменив Отто Клемперера.

- Вы не можете быть везде. Музыкальный руководитель должен быть предан оркестру, с которым работает. Именно поэтому я посвящал свое время этим оркестрам, а не шел куда-то еще. Теперь только эти оркестры. Венский филармонический стал оркестром моей жизни... Прошло пятьдесят четыре года со дня дебюта.

После Новогоднего концерта с Венским филармоническим оркестром, который Мути проведет через несколько недель, будет пятьдесят пять лет.

- Это будет мой седьмой новогодний концерт. В 2025 году исполнится двести лет со дня рождения Иоганна Штрауса, праздник семьи Штраусов. Мы впервые сыграем вальс женщины-композитора. Констанция Гейгер, 1835 года рождения. Она была современницей Штрауса.

Центральным произведением ноябрьских программ ЧСО под управлением Риккардо Мути стала мировая премьера написанного по заказу оркестра сочинения Освальдо Голихова - Сюиты из фильма “Мегалополис” (“Megalopolis”, 2024) Фрэнсиса Форда Копполы.

- Все началось с Копполы, моего родственника... Мы - двоюродные братья... Когда я был маленьким мальчиком в Неаполе, мой дядя, чья фамилия была Д'Авения, очевидно написал своему родственнику в Америке: “У меня есть племянник, который играет на фортепиано и изучает музыку. Мы думаем, что у него есть талант”. Он ни о чем не просил, просто делился информацией. Человек, получивший письмо, был отцом Фрэнсиса Форда...

- Он стал дирижером и написал музыку к некоторым фильмам Фрэнсиса.

- Я этого не знал. Он был флейтистом в Детройте... После объявления о моем назначении в Чикаго я приехал дирижировать Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Копполе сказали, что дирижер, который сейчас становится главным в Чикаго, родом из Неаполя. Коппола стал думать о том, как его отец получил письмо, и задался вопросом: “Возможно ли, что этот дирижер из Неаполя был тем самым мальчиком?” Мой секретарь получил письмо от Копполы, в котором говорилось: “Можете ли вы спросить маэстро Мути, есть ли в его семье родственники с фамилией Д'Авения? Если да, то был ли этот Д’Авения хозяином магазина роялей, которые он продавал в одном из районов Неаполя? Если это так, то мы родственники”. Я ответил: “Да, моим дядей был тот самый Д'Авения - хозяин магазина фортепиано”. Коппола позвонил мне и сказал: “Мы - двоюродные братья”. Я никогда не рассказывал эту историю. Я спросил его: “Вы говорите по-итальянски?” - “Нет. По-итальянски я могу только сказать: “La commedia è finita!” Финальную фразу из оперы “Паяцы” он произнес с южно-итальянским акцентом... Коппола надеялся, что меня заинтересует музыка к “Мегалополису”. Голихов написал Сюиту и посвятил ее мне и ЧСО. Произведение сложное, для его исполнения требуется большая работа...

Дальше Деннис Полкоу пишет: “Большой новостью стало апрельское объявление о том, что с сезона 2027-28 годов двадцативосьмилетний финский виолончелист и дирижер Клаус Мякеля станет преемником Мути на посту одиннадцатого музыкального руководителя ЧСО. В тридцать один год, когда начнется его пребывание в должности, Мякеля станет самым молодым музыкальным руководителем за 136-летнюю историю оркестра. Это заявление было встречено шквалом полемики, учитывая место, которое ЧСО занимает в музыкальном мире, и в сравнении с возрастом и отсутствием опыта у Мякели. Что Мути, который на сегодняшний день остается старейшим музыкальным руководителем ЧСО (он ушел в июне 2023 года в возрасте восьмидесяти одного года), думает об этом выборе?

- У меня есть свое мнение, но я вам его не скажу. Я не хотел принимать участие в поисках, был совершенно вне этого. Я даже не знал человека, которого выбрали.

- Вы не знали, кто такой Мякеля?

- Нет, я не слежу за тем, что происходит с другими оркестрами в Осло или в других городах.

- Мякеля выступал здесь в 2022 и 2023 годах, до того, как было сделано объявление.

- Да, но меня здесь не было. [Администратор] Кристина Рокка пригласила его.

- Будучи музыкальным руководителем, Мути не мог высказать свое мнение?

- Через оркестр проходит так много дирижеров. Я совершенно не мог принять решение. Я не делал комментариев до того, как мне говорили: “Этот хороший, этот плохой. Этот в порядке, этот не в порядке. Что показалось странным, если не беспрецедентным, так это то, что, объявляя о своем назначении, Мякеля никоим образом не упомянул своего предшественника. Райнера и Шолти - да. Но не Мути... Я его не знаю. Возможно, он меня не знает... Я считаю очень опасным, чтобы оркестр три года оставался без музыкального руководителя. В определенный момент им понадобился преемник. Но преемник через три года... В комнате [музыкального руководителя] Янника Незе-Сегена в Филадельфии висит фотография меня и [Юджина] Орманди в момент перехода оркестра от Орманди к Мути. Орманди улыбается, он счастлив передать свой оркестр молодому дирижеру. Мне было тогда тридцать девять лет. Именно это обеспечивает преемственность. Не “Не говори ничего Мути”... Я не знал, кто мой преемник. Весь мир говорил о Мякеле и спрашивал меня, а я сказал: “Я не знаю”... Я очень горжусь тем, что моим последним назначением стала первая альтистка [Тэн Ли]. Я горжусь тем, что привел в этот оркестр много замечательных музыкантов. Посмотрите, какая у нас группа деревянных духовых инструментов, одна из самых выдающихся в мире. Много хороших скрипачей. Я думаю, что на всю оставшуюся жизнь у меня останутся прекрасные воспоминания...

За кулисами после концерта Мути и Коппола пытались выяснить, кто старше. “Мне было шестнадцать, когда тебе - четырнадцать”, - сказал Коппола. Узнав, что беседует с музыкальным критиком, знавшим его отца Кармина, Коппола загорелся и сказал: “Я должен рассказать вам забавную историю. Обе мои семьи - Копполы и Пеннино - были представлены в симфоническом оркестре NBC. Однажды вечером Тосканини (руководитель оркестра. - Прим. мое.) пригласил моего отца, флейтиста, поужинать в доме Умберта Пеннино, трубача. Мой отец решил, что ему подадут неаполитанскую еду, и пошел. Младшей дочери Пеннино, моей матери Италии, было лет шестнадцать-семнадцать. Встреча превратилась в историю любви...”

Заканчивается 2024 год, и мы заглядываем в год будущий. Что смотреть и слушать в январе, когда ЧСО отправится в турне по городам США? В Симфоническом центре год начнется с детских концертов и с кино. 10 и 11 января будем смотреть фильм “Крадущийся тигр, затаившийся дракон” (“Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000) Энга Ли и слушать музыку Тань Дуня из этого фильма в исполнении музыкантов ЧСО. 11 января в серии “CSO for Kids: Once Upon a Symphony” басню “Красная курочка” (“The Little Red Hen”) исполнят музыканты ЧСО. Концерты готовятся совместно с Чикагским детским театром.


19 января в Симфоническом центре состоится сольный фортепианный концерт французского пианиста Жана Ива Тибоде. В программе: Двадцать четыре прелюдии К.Дебюсси.

20 января - первый в новом году концерт Civic Orchestra под управлением главного дирижера К.-Д.Мазура. В программе: пьеса “Фанфары необычных времен” американского композитора и флейтистки Валери Колман из Луисвилла (штат Кентукки), пьеса “Transfigure to Grace” бывшего резидента-композитора ЧСО Джесси Монтгомери (мировая премьера произведения состоялась в мае 2023 года в Чикаго, ЧСО дирижировал Риккардо Мути), Вторая симфония С.Рахманинова.


24 и 25 января нас ждут вечера Джазового оркестра при Линкольн-центре под управлением Уинтона Марсалиса. Это всегда интересно и непредсказуемо!

Первые концерты ЧСО в 2025 году в Чикаго состоятся 30 января - 4 февраля. В программе: симфоническая поэма “Дон Жуан” Р.Штрауса, Концертная симфония для органа и оркестра Э.-П.Салонена, Концерт для оркестра Б.Бартока. Солистка - дебютирующая в Чикаго органистка из Латвии Ивета Апкална. За дирижерским пультом - музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Эса-Пекка Салонен (он уходит со своего поста в конце сезона). Концерты посвящены восьмидесятилетию со дня смерти венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945). Подробности этих и многих других концертов читайте в следующем году в моей рубрике “Музыкальное обозрение”. Прямой эфир из Симфонического центра продолжается!

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Габриэла Лара. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Риккардо Мути и Фрэнсис Форд Коппола. Фото - Amy Aiello Photography

Фото 3. Жан Ив Тибоде. Фото - Ravinia Festival

Фото 4. Джазовый оркестр при Линкольн-центре. Фото - Клей Макбрайд

Комментариев нет: