8 мар. 2025 г.

Новая встреча с Лиз Давидсен. The Met: Live in HD


Продолжается восемнадцатый (2024-25 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). В марте нас ждет опера Людвига ван Бетховена.

15 марта 2025 года, 12.00 pm; 19 марта 2024 года, 1.00 и 6.30 pm. “Фиделио” Л.ван Бетховена. Возобновление постановки Метрополитен-оперы. Дирижер - Сусанна Мялкки. Режиссер - Юрген Флимм. В главных партиях: Леонора - Лиз Давидсен, Флорестан - Дэвид Батт Филип, Дон Фернандо - Стивен Миллинг, Дон Пизарро - Томаш Конечны, Рокко - Рене Папе, Марселина - Джин Фанг (дебют в МЕТ), Жакино - Магнус Дитрич (дебют в МЕТ).

В 1803 году во главе театра “Theater an der Wien” на окраине Вены, в Видене, стоял Эмануэль Шикандер. Известный импрессарио, он заказал Бетховену оперу “Фиделио” и сказал, что сам напишет либретто. Бетховен охотно принял заказ, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном. Но Бетховен никак не мог примириться с поверхностным, плоским либретто, которое сочинил директор театра. Композитор требовал текста, равнозначного его музыке. Известно, например, что он даже порицал Моцарта за то, что тот согласился написать музыку на фривольный сюжет “Дон Жуана”. Бетховен забраковал либретто Шикандера. Его выбор пал на пьесу Жана Никола Буйи “Леонора”. Маэстро не смущал тот факт, что композитор Пьер Гаво уже написал музыку к этой драме. Было это в 1798 году.


Премьера единственной оперы Бетховена состоялась в “Theater an der Wien” 20 ноября 1805 года. Спустя год после премьеры Бетховен снова решил переписать либретто. В этом ему помогал его друг Стефан фон Брейнинг. Вторая редакция оперы называлась “Леонора или триумф Супружеской любви”. Но и новый вариант не принес успеха. Наконец, через 8 лет, 23 мая 1814 года музыка “Фиделио” прозвучала на сцене театра “Кернтнертор” в третьем варианте, в обработке Трейчке. Именно эта, третья постановка, принесла опере Бетховена мировой успех.

Центральный персонаж оперы - отважная и преданная Леонора. Долгие годы она ищет своего исчезнувшего мужа Флорестана. Когда она узнает, что его держат глубоко под землей в тюрьме, Леонора, переодевшись в мужское платье, поступает на работу помощником тюремного смотрителя. Теперь ее имя - Фиделио.

Леоноре противостоит злобный и мстительный Пизарро. Он решает, что таинственный узник должен умереть и сам берется совершить убийство. Леонора-Фиделио подслушивает разговор Пизарро и проникает в тюрьму...


Не буду подробно останавливаться на содержании оперы. Скажу только, что все закончится хорошо. Король помилует всех осужденных, Леонора выведет на свет страдающего Флорестана, Пизарро постигнет заслуженная кара: его бросят в то же самое подземелье, в котором он мучил своих пленников.

Опера “Фиделио” - принципиально новое явление в музыкальном и театральном искусстве. Новое, несмотря на связь оперы со сценическими традициями XVIII века. Герои, одушевленные идеей гражданского долга и ненависти к тирании; многообразие действующих лиц; оркестр, являющийся подлинным средоточием драматургического развития, - все это создает разительный контраст между “Фиделио” и операми предшествующих времен. В опере заложены принципы оперного симфонизма, оказавшие заметное влияние на многих мастеров музыкального театра XIX века.

Осенью в Лирик-опере Чикаго мы увидели первую за двадцать лет постановку “Фиделио”. В 2004 году в главной партии блистала финская певица Карита Маттила, а в партии тюремщика Рокко - немецкий бас Рене Папе (он снова споет эту партию в МЕТ). Главной звездой постановки 2024 года стала южноафриканская певица Эльза ван ден Хевер.

В спектакле МЕТ все внимание к Лиз Давидсен. Осенью она дебютировала в новой для нее партии Флории Тоски в “Тоске” Дж.Пуччини - этот спектакль шел в серии “Метрополитен-опера в кино”. Норвежская певица впервые выступила в этой серии в марте 2022 года в одной из своих фирменных партий - Примадонны/Ариадны (“Ариадна на Наксосе” Р.Штрауса, дирижер - Марек Яновский). В марте 2024 года на сцене МЕТ состоялся дебют певицы в партии Леоноры в “Силе судьбы” Дж.Верди (дирижер - музыкальный руководитель МЕТ Яник Незет-Сегин), тогда же спектакль шел в серии “Метрополитен-опера в кино”.

Лиз Давидсен родилась 8 февраля 1987 года в маленьком городке Стокки (Норвегия). Музыкой занимается с тринадцати лет. Параллельно с вокальными уроками играет на гитаре. Международную известность приобрела в 2015 году после победы на конкурсе Operalia. Ее карьера развивалась стремительно. За несколько лет - дебюты в крупнейших оперных театрах мира, участие во всех фестивалях, записи на CD и DVD. Такое впечатление, что мир только и ждал появления этой высокой брюнетки с мощным и красивым голосом. В Метрополитен-опере она дебютировала в партии Лизы в “Пиковой даме” П.Чайковского. Главные партии Лиз находятся в диапазоне от Бетховена и Вагнера до Штрауса и Яначека. В Лирик-опере Давидсен мы слышали пока только один раз - в партии Енуфы в одноименной опере Л.Яначека (дирижер - Якуб Груша, сезон 2023-24 годов). Следующая встреча, похоже, состоится нескоро. В январе певица объявила, что беременна и ждет двойню. “Фиделио” станет для нее последним проектом, она уже отменила все спектакли с апреля этого года до начала следующего.

Нас ждет возобновление постановки немецкого режиссера Юргена Флимма. Кроме Давидсен, интерес представляет Томаш Конечны в партии Дона Пизарро. Последний раз в Лирик-опере в “Летучем голландце” Р.Вагнера (сезон 2023-24 годов) он был прекрасен!

За дирижерским пультом - Сусанна Мялкки. Она родилась в Хельсинки. Выпускница Академии Сибелиуса и Лондонской королевской академии музыки по специальности “виолончель”. С 1995 по 1998 год - концертмейстер секции виолончелей Гетеборгского симфонического оркестра. С 1998 года занялась дирижерской карьерой. В 1999 году дирижировала финской премьерой оперы Томаса Адеса “Припудри ей лицо”, после которой английский композитор предложил ей быть его ассистенткой для представления этой оперы в городах Великобритании. С 2006 по 2013 год была музыкальным руководителем Ensemble InterContemporain - первой женщиной-руководителем оркестра в его истории. В апреле 2011 года дебютировала за дирижерским пультом Ла Скала и тоже стала первой женщиной-дирижером в истории прославленного театра. С 2016 по 2023 год - главный дирижер Хельсинкского симфонического оркестра, сейчас - почетный главный дирижер оркестра. С 2017 по 2022 год - главный приглашенный дирижер Лос-Анджелесского филармонического оркестра. В 2013 году с оперой финского композитора Кайи Саариахо “Любовь издалека” дебютировала за дирижерским пультом в Метрополитен-опере.

До конца сезона в серии “Метрополитен-опера в кино” мы увидим еще три оперы: “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (26 и 30 апреля 2025 года), “Саломея” Р.Штрауса (17 и 21 мая 2025 года), “Севильский цирюльник” Дж.Россини (31 мая и 4 июня 2025 года). Подробности - в будущих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” - на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из оперы “Фиделио”. Фото - Кен Ховард/Метрополитен-опера

Фото 2. Лиз Давидсен. Фото - Джеймс Хоул

Фото 3. Сусанна Мялкки. Фото - CSO

Комментариев нет: