Действующие лица и исполнители:
Мими - Айлин Перес, Рудольф - Пене Пати (дебют в
Лирик-опере),
Мюзетта - Габриэлла Рейес, Марсель - Уилл Ливерман, Коллен
- Пейксин Чен, Шонар - Ян Рукер (студент Центра оперного
пения Райана).
Дирижер - Джордан де Суза. Режиссер - Мелани Бакалинг.
Новая для Чикаго постановка оперных театров Лос-Анджелеса и Далласа.
15 марта - 12 апреля 2025 года (десять спектаклей).
Продолжительность спектакля - 2 часа 20 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими
субтитрами.
Снова в Лирик-опере - абсолютный шедевр Джакомо Пуччини “Богема”, одна из любимейших опер всех времен и народов. В основе либретто - роман французского журналиста и писателя Анри Мюрже “Сцены из жизни богемы” (1851 год). В 1893 году написать оперу на сюжет романа Мюрже решили сразу два композитора - Руджеро Леонкавалло и Джакомо Пуччини. Леонкавалло был первым. В одном из миланских кафе, когда Пуччини сообщил Леонкавалло, что также облюбовал эту историю, между друзьями произошла ссора. Упрямство или целеустремленность (это как посмотреть) Пуччини были столь велики, что он пошел на разрыв с коллегой, однако от своего намерения не отступил. В результате мы имеем две “Богемы”. Премьера оперы Пуччини состоялась 1 февраля 1896 года. Дирижером был двадцативосьмилетний Артуро Тосканини. Выбранным для премьеры городом Турином маэстро остался недоволен: ведь в театре Реджо, объяснял он своему другу и издателю Джулио Риккорди, не только отсутствует хорошая акустика, но и запрещены бисы. До бисов дело однако не дошло. Опера не провалилась, но прием публики был, можно сказать, чуть лучше, чем равнодушный, да и критики отнюдь не были единодушны в выражении симпатии к ней. Один из них зашел настолько далеко, что назвал “Богему” “пустой, совершенно инфантильной оперой”. “Богеме” пророчили недолгую судьбу, композитору советовали понять свои ошибки и вернуться на дорогу истинного искусства, куда три года назад привела его “Манон Леско”. Пуччини не повезло с артистами: исполнитель партии художника Марселя оказался ужасным актером, а исполнитель партии поэта Рудольфа - негодным певцом. “После премьеры - вспоминал Пуччини, - во мне теснились печаль и тоска, я хотел плакать... Я провел ужаснейшую ночь, а утром меня встретило злобное приветствие газет”. Критика изменила свое мнение довольно быстро. В апреле 1897 года в Палермо опера уже прошла “на ура”. Вскоре “Богема” перешагнула пределы Италии. В том же 1897 году состоялись английская премьера в Манчестере, немецкая в берлинской Кроль-опере, австрийская в Театре ан дер Вин, американская в Лос-Анджелесе. Началась новая, счастливая жизнь оперы, которая продолжается и сегодня. (Я использовал материалы книги Генри У.Саймона и статьи Л.Данильченко.)
“Богема” регулярно появляется в репертуаре Лирик-оперы. Опера шла в сезоне 2012-13 годов в старой постановке Луизы Миллер (не путайте с главной героиней трагедии Шиллера и оперы Верди). С партией Мими в Чикаго тогда дебютировала Анна Нетребко, Рудольфа пел “мальтийский сокол” Джозеф Калея, а Мюзетту блестяще исполнила экстравагантная Николь Кабелл. Последний раз в Чикаго “Богема” шла в сезоне 2018-19 годов в новой для Чикаго постановке британского режиссера Ричарда Джонса. В главной партии выступила итальянская певица Мария Агреста, партию Рудольфа исполнил американский тенор Майкл Фабиано, в партии Мюзетты блистала замечательная Даниэль Де Низ. За дирижерским пультом был выходец из Венесуэлы Доминго Хиндоян.
В новой “Богеме” в партии Мими мы встретимся с Айлин
Перес. Она родилась 15 августа 1979 года в Чикаго в семье иммигрантов из
Мексики. Выросла в городке Элк-Гроув (штат Иллинойс). Окончила Индианский
университет и Филадельфийскую академию вокального искусства. Лауреат Второй
премии конкурса Operalia (2006 год), премий Ричарда Такера (2012 год) и Opera
News (2019 год). В Чикаго мы слышали Перес пять раз. Она дебютировала летом
2010 года на Музыкальном фестивале Равиния в партии графини Альмавивы
(концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Женитьба Фигаро”). Летом 2014 года в
Равинии спела Церлину (концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”).
После этого были совместный с Пласидо Доминго концерт в Лирик-опере (сезон
2016-17 годов), партии Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 2017-18 годов) и
Адины в “Любовном напитке” Г.Доницетти (сезон 2021-22 годов).
В партии Рудольфа в Лирик-опере дебютирует тенор Пене
Пати. Он родился в 1987 году в Самоа - маленьком государстве в Океании.
Учился в Оклендском университете (Новая Зеландия) и Международной академии
вокала в Кардиффе (Великобритания), был участником Молодежной оперной программы
при Опере Сан-Франциско. В 2017 году с партией Герцога дебютировал в
“Риголетто” Дж.Верди. Европейский дебют Пати состоялся в 2018 году в
Национальной опере Бордо в партии Лорда Перси (“Анна Болейн” Г.Доницетти).
Лауреат Reader's Choice Award
at the International Opera Awards (2022 год). Сезон 2024-25 годов Пати начал с дебютной для себя партии
Фауста в одноименной опере Ш.Гуно в Парижской опере, в декабре 2024 года
дебютировал в Ковент-Гарден в партии Рудольфа в “Богеме”, в январе 2025 года в
Метрополитен-опере исполнил партию Герцога в “Риголетто” Дж.Верди.
Канадский маэстро Джордан де Суза - выпускник и с 2011 по 2015 годы преподаватель McGill University (Монреаль). Дирижерский дебют состоялся у него в двадцать лет со “Страстями по Иоанну” И.С.Баха. С 2017 по 2020 годы - первый капельмейстер Комической оперы Берлина. Работал с бывшим главным дирижером театра Барри Коски над четырьмя постановками: “Пеллеас и Мелизанда” К.Дебюсси, “Весенние бури” Я.Вайнбергера, “Кандид” Л.Бернстайна и “Богема”. С августа 2025 года Де Суза станет главным дирижером Дортмундского филармонического оркестра. Контракт подписан на пять лет. В Лирик-опере Де Суза дебютировал с оперой “Флоренсия в Амазонии” Д.Катана в сезоне 2021-22 годов. В той же опере в партии Розальбы дебютировала исполнительница партии Мюзетты Габриэлла Рейес. Она родилась в семье беженцев из Никарагуа. Училась в Бостонской консерватории, участвовала в Молодежной программе Метрополитен-оперы. Активно выступает на лучших оперных сценах Европы и США. В этом сезоне в МЕТ певица участвовала в новой постановке оперы “Айнадамар” О.Голихова, а также исполнила две партии - Мими и Мюзетты - в “Богеме”. В планах у Рейес - дебют в Карнеги-холл в сольном концерте, посвященном латиноамериканской культуре в США.
Говоря о Мюзетте, Габриэлла Рейес приходит к интересным
выводам: “Общество часто настраивает женщин друг против друга. Когда я впервые
пела в “Богеме”, я рассматривала Мюзетту и Мими как противоположности. Однако,
спев Мими, я поняла, что Мюзетта и Мими - две стороны одной женщины. Их
разделяют схожие обстоятельства, когда им приходится брать под контроль свою
жизнь, чтобы выжить... Главный вывод оперы - ценить дружбу. Время быстротечно,
и быть рядом с близкими имеет первостепенное значение”.
Nota bene! Билеты на спектакли и концерты Лирик-оперы Чикаго - по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Айлин Перес - Адина. Сцена из спектакля “Любовный напиток”
(Лирик-опера, сезон 2021-22 годов). Фото - Кори Вевер
Фото 2. Пене Пати. Фото - Капучине де Чок
Фото 3. Джордан Де Суза. Фото - jordandesouza.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий