Невозможно поверить, но это правда - осенью чикагскому театру Гудман (Goodman Theatre) исполняется СТО лет! Один из старейших театров Америки открылся в 1925 году благодаря огромному по тем временам ($250,000) финансовому взносу супружеской пары Уильяма и Эрны Гудманов. Тем самым они решили увековечить память своего сына Кеннета Гудмана - талантливого драматурга, скончавшегося в возрасте тридцати пяти лет от инфлюэнции. Свой дар Гудманы передали АРТ-институту с пожеланиями открыть в городе профессиональную театральную компанию и драматическую школу. В городе в то время царили мюзиклы, а семья Гудманов мечтала о серьезном драматическом искусстве. День рождения театра - 20 октября 1925 года. В этот день в театре сыграли три одноактные пьесы Кеннета Гудмана. А уже два дня спустя в театре начался первый сезон. В том же году при театре открылась Драматическая школа (“Goodman School of Drama”). На протяжении двадцати семи лет руководителем Школы являлся учившийся в России педагог Морис Гнесин, а помогал ему актер еврейского театра “Габима”, ученик Евгения Вахтангова Давид Иткин, оставшийся в Америке после гастролей в 1926 году и обосновавшийся в Чикаго.
Прошли годы, театр Гудман пережил Великую
депрессию тридцатых, тяжелые сороковые, удержался на плаву в пятидесятые,
ставил пьесы великих американских драматургов в шестидесятые, завоевал себе
устойчивую репутацию театра профессионалов в семидесятые, получил премию “Тони”
как лучший региональный театр США в девяностые, встретил новое тысячелетие в
новом современном здании. А что касается Драматической школы, то с июля 1978
года она входит в состав DePaul University и называется
Театральной школой университета. На протяжении пятидесяти лет там преподавала
дочь Иткина Белла...
Наследие Гудманов продолжает жить благодаря постоянной работе членов семьи, включая Альберта Айвара Гудмана, который вместе со своей ныне покойной матерью Эдит-Мари Эпплтон внес необходимые средства на создание открывшегося в 2000 году нового центра (Goodman center).
Мечта Гудманов осуществилась. Среди большого
разнообразия театров Чикаго и пригородов Гудман занимает особое место. Здесь не
привлекают зрителя дешевыми подделками, а ведут с ним серьезный разговор, здесь
ставят Шекспира и О’Нила, Ибсена и Чехова, здесь открывают новые имена и царит
уважительное отношение к слову, здесь работают настоящие профессионалы своего
дела. С 1986 по 2022 год художественным руководителем театра служил один из
лучших в Америке театральных режиссеров Роберт Фоллс. Тридцать шесть лет во
главе театра - для Америки этот срок кажется нереальным. “Долгожителя” Фоллса
можно сравнить только с великими представителями русской театральной школы,
исповедовавшими концепцию “театр-дом”. Все победы и достижения театра “Гудман”
на протяжении почти четырех десятилетий напрямую связаны с его именем. На сцене
театра состоялось более ста пятидесяти мировых и американских премьер новых
пьес. В активе театра - две Пулитцеровские премии, двадцать две премии “Тони”,
больше ста шестидесяти премий “Джефф”, другие призы и награды. С сезона 2022-23
годов театр возглавляет Сюзан Бут. Исполнительный директор - Джон Коллинс.
Сотый сезон начнется 6 сентября 2025 года и продлится до августа 2026 года. Планы театра выглядят впечатляющими: одиннадцать постановок, из них шесть мировых премьер. Как обычно, спектакли идут на двух площадках: в Albert Theatre (зал на 856 мест) и Owen Theatre (зал на 350 мест). На протяжении всего юбилейного сезона я буду подробно рассказывать о спектаклях. Сегодня - первый анонс.
6 сентября - 5 октября 2025 года. “Эшланд авеню” (“Ashland Avenue”) по пьесе Ли Кирк. Albert Theatre. Мировая премьера. Режиссер - Сюзан Бут. В главных ролях: номинантка на премию “Эмми” Дженна Фишер, знакомая многим по сериалу “Офис” (“The Office”), и известный чикагский актер Фрэнсис Гинан.
Легендарный чикагский магазин Pete’s TV and
Video обслуживал клиентов более сорока лет. Но наступила новая эра,
видеокассеты и диски стали никому не нужны, последний магазин Пита переживает
не лучшие времена. У Сэм - его дочери и наследницы семейного бизнеса - другие
мечты и планы. Автор пьесы задается вопросом, что происходит, когда мы
перестаем заботиться о наших родителях?..
4 октября - 9 ноября 2025 года. Мюзикл “Революция (и)” (“Revolution(s)”) Том Морелло по книге Зайда Айерса Дорна. Owen Theatre. Мировая премьера. Режиссер - Стив Броуднакс. Когда солдат и начинающий музыкант Хэмптон Уимс возвращается домой из Афганистана, он обнаруживает, что южная часть Чикаго также является “оккупированной” территорией, и присоединяется к сопротивлению. Член Зала славы рок-н-ролла Том Морелло - автор мюзиклов “Rage Against the Machine”, “Audioslave”, “The Nightwatchman” - представляет спектакль в стиле панк-метал-хип-хоп о молодом артисте, обретающем свой голос, и о том, почему надо бороться с насилием.
15 ноября - 31 декабря 2025 года. “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”) по книге Чарльза Диккенса. Albert Theatre. Режиссер - Малкиа Стемпли.
Легендарный спектакль идет в театре с разными
актерами с 1978 года сорок восьмой сезон (!) подряд. Адаптация текста для сцены
принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Спектакль приобрел огромную
популярность в Чикаго, его посетили около двух миллионов человек. Среди
зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы
спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли
тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа - восемь актеров, в том числе -
шестнадцать раз (!) в роли Скруджа мы видели замечательного чикагского актера
Ларри Яндо. В новой постановке Малкии Стемпли роль Скруджа второй год подряд
исполнит известный американский актер Кристофер Донахью.
31 января 2025 года - 1 марта 2026 года. “Праздник” (“Holiday”) по пьесе Филиппа Берри. Albert Theatre. Мировая премьера адаптации Ричарда Гринберга. Режиссер - Роберт Фоллс. В 1938 году на экраны США вышла непритязательная романтическая комедия Джорджа Кьюкора “Праздник” с главными звездами той эпохи - Кэри Грантом и Кэтрин Хепберн. Фильм рассказывал о непростых взаимоотношениях молодого человека по имени Джонни и его богатой невесты Джулии. Спустя почти век этот сюжет обретает новую жизнь в новой адаптации лауреата премии “Тони” Ричарда Гринберга. Интересно, что заставило Роберта Фоллса взяться за эту пьесу? Надеюсь, он придумает для нас что-то неожиданное...
21 февраля - 5 апреля 2026 года. “Короткая и удивительная жизнь Оскара Уао” (“The Brief Wondrous Life of Oscar Wao”) по роману Хунота Диаса. Owen Theatre. Мировая премьера адаптации Марко Антонио Родригеса. Режиссер - Венди Матео.
Эпиграф к спектаклю - слова “Я слышал из
надежного источника, что ни один доминиканский мужчина никогда не умирал
девственником. Я буду первым”. Оскар знает, что занудный первокурсник
доминиканского колледжа ни для кого не является романтическим героем. При
поддержке Юниора, своего нового соседа по комнате, он полон решимости дать
любви еще один шанс. Вот только сможет ли он избавиться от проклятия
последствий рабства, которое преследовало его семью на протяжении поколений?.. “Короткая
и удивительная жизнь Оскара Уао” - роман американского писателя доминиканского
происхождения Хунота Диаса, удостоенный в 2008 году Пулитцеровской премии.
28 марта - 26 апреля 2026 года. “Черный зад мамаши Рейни” (“Ma Rainey’s Black Bottom”) по пьесе Огаста Уилсона. Albert Theatre. Режиссер - Чак Смит. Помощник режиссера и музыкальный руководитель - Гарри Ленникс.
“Черный зад мамаши Рейни” - название песни,
которую записала в 1926 году в Чикаго американская певица Ма Рейни (1886-1939).
Ее называют королевой блюза, еще чаще - “матерью” блюза. Она была одной из
первых профессиональных исполнительниц блюза. Ее настоящее имя - Гертруда
Приджетт. Псевдоним “Ма Рейни” она взяла после того, как в 1904 году вышла
замуж за певца Уилла Рейни. В пьесе Ма Рейни не торопится с записью песни. Ей
интересны музыканты, она разговаривает с ними, вместе они делятся воспоминаниями о своем детстве и рассказывают
истории о радости, предательстве, вере в себя и близких... Нас ждет
возобновление легендарного спектакля Чака Смита 1997 года по первой пьесе
Уилсона, входящей в “Цикл XX века” (другое название - “Питтсбургский цикл”,
оригинальное название - “American Century Cycle”) американского драматурга
Огаста Уилсона (1945-2005). Цикл включает в себя десять пьес. Каждая посвящена
одному десятилетию двадцатого века. В пьесах речь идет о различных аспектах
жизни афроамериканской общины США. За “Цикл XX века” Уилсон получил две
Пулитцеровские премии в категории “Лучшее произведение драматического театра” :
в 1987 году (“Ограды”) и в 1990 году (“Урок игры на фортепиано”), за пьесу “Два
поезда” драматург был удостоен премии “Тони” в этой категории. Роберт Фоллс
неизменно называл коллегу и друга Уилсона ключевой фигурой в американском
театре. Благодаря усилиям Фоллса Goodman Theatre стал первым в мире театром,
поставившим с 1986 по 2007 годы все десять пьес драматурга. В апреле 2015 года
в Чикаго проходил “August Wilson Celebration” - фестиваль спектаклей по пьесам
Уилсона. Куратором фестиваля был резидент Goodman Theatre Чак Смит. Тогда для
фестиваля он поставил “Два поезда” по пьесе Уилсона. “Есть только два поезда:
поезд жизни и поезд смерти. Каждый из нас пользуется двумя”, - написал Огаст
Уилсон, имея в виду поезда ассимиляции и сепаратизма. Эти поезда, по словам
Уилсона, противостояли афроамериканцам со времени эмансипации. В своих пьесах
драматург говорит о трудностях перехода к настоящему равноправию и о великой
силе предрассудков.
Режиссер Чак Смит прекрасно знаком с
драматургией Уилсона. После постановки 1997 года в 2003 году в качестве
драматурга он принимал участие в подготовке премьеры спектакля “Жемчужины
океана” (“Gem of the Ocean”) по еще одной пьесе Уилсона из “Цикла XX века”, в
сезоне 2021-22 годов восстановил этот спектакль.
Отмечу, что спектакли по пьесе “Черный зад
мамаши Рейни” шли в Чикаго еще дважды: в сезоне 2009-10 годов в Court Theatre,
в сезоне 2018-19 годов - в Writers Theatre. Режиссером двух разных сценических
версий пьесы был Рон О Джей Парсон.
В фильме “Ма Рейни: Мать блюза” (“Ma Rainey's
Black Bottom”, 2020, доступен на платформе Netflix) главную роль исполнила
Виола Дэвис.
2-31 мая 2026 года. “Кровавая память” (“Blood Memory”). Автор и исполнительница - Дейл Орландерсмит. Owen Theatre. Мировая премьера. Режиссер - Нил Келлер.
Новый моноспектакль номинантки на Пулитцеровскую
премию задает вопрос, что мы делаем в момент принятия решений. Аннотация
гласит: “Созданная в своем фирменном поэтическом провокационном стиле, новая
работа Орландерсмит исследует, как силы, поощряющие разделение, заставляют нас
терять то, что есть у нас общего и что нас связывает”. Сотрудничество
Орландерсмит и Келлера началось в сезоне 2017-18 годов со спектакля “Until the
Flood”, в котором рассказывалось о трагедии, случившейся в 2014 году в городе
Фергюсон (штат Миссури). Напомню, тогда полицейский открыл стрельбу по
безоружному подростку-афроамериканцу Майклу Брауну. Этот случай привлек
внимание к актуальной до сих пор проблеме расовых взаимоотношений в Америке.
Опираясь на десятки интервью с жителями Фергюсона, автор вернул нас к этой
истории и ее последствиям. О трагедии говорили учитель-афроамериканец средних
лет, пожилой владелец парикмахерской, белый полицейский…
9 июня - 19 июля 2026 года. “Айсбой, или совершенно неправдивая история о том, как Юджин О’Нил написал пьесу “Продавец льда грядет” (“Iceboy! Or The Completely Untrue Story of How Eugene O’Neill Came to Write the Iceman Cometh”). Мюзикл Марка Холлмана на стихи Марка Холлмана и Джей Рейс по книге Эрин Куинн Перселл и Джей Рейс. Albert Theatre. Мировая премьера. Режиссер и хореограф - трехкратный лауреат премии “Тони” Кэтлин Маршалл. В главной роли - двукратный лауреат премии “Эмми” Меган Маллалли.
Нью-Йорк, 1938 год. Звезда Бродвея Вера Вимм
находится на пике своей карьеры. Но когда она усыновляет... сорокатысячелетнего
неандертальца, обнаруженного замерзшим в Арктике, центр внимания начинает
смещаться от нее к ее “ребенку”. Айсбой оттаивает и становится театральной сенсацией,
вдохновляя “отца американской драмы” Юджина О’Нила на новый шедевр...
Вот таким невероятным мюзиклом театр закончит
свой столетний сезон. Снова, как и в других спектаклях этого сезона, мы
отправляемся в прошлое и смотрим оммаж не только великому драматургу, но и
Роберту Фоллсу, который ставил “Продавец льда грядет” дважды: в 1992 и 2012
годах. В спектакле 1992 года роль продавца льда Теодора “Хики” Хикмана исполнил
Брайан Деннехи. С того спектакля началось сотрудничество Фоллса и Деннехи,
которое принесло актеру две премии “Тони” за лучшее исполнение мужской роли: в
1999 году за роль Вилли Ломена в “Смерти коммивояжера” А.Миллера и в 2003 году
за роль Джеймса Тайрона в пьесе О’Нила “Долгий день уходит в ночь”. В спектакле
“Продавец льда грядет” 2012 года Брайан Деннехи исполнил роль Ларри Слейда, а
главная роль “Хики” отошла к лауреату премии “Тони”, прекрасному американскому
театральному актеру Натану Лейну.
Композитор Марк Холлман известен по мюзиклу
“Urinetown”.
В юбилейном сезоне в центре Чикаго появится, как сказано в анонсе, “новый крупный культурный аттракцион” - Театр разума (Theater of the Mind). Он создается лауреатом премий “Грэмми” и “Тони”, музыкантом и продюсером Дэвидом Бирном и писательницей Малой Гаонкар. Подробности пока неизвестны, но могу процитировать общие слова про “единственный в своем роде театральный опыт, который зрители увидят, почувствуют, попробуют и услышат”. Театр разума откроет свои двери в помещении Reid Building (333 N. La Salle, Chicago, IL 60654).
Двадцать первый год подряд (точные даты станут
известны позднее) в Owen Theatre пройдет Фестиваль современной драматургии
(21st Annual New Stages Festival). В программе, как обычно, - чтение и
обсуждение новых пьес: одних - в развитии, других - в формате сценической
читки. Вход свободный. Именно на этом фестивале началась жизнь четырех пьес,
постановки которых мы увидим в юбилейном сезоне, - “Эшланд авеню”, “Революция
(и)”, “Короткая и удивительная жизнь Оскара Уао” и “Кровавая память”. На
протяжении всего сезона пройдут спектакли серии “Theater for the Very Young”,
ориентированные на самых маленьких зрителей.
Чикагский резидент-волшебник (как его назвала
газета Chicago Tribune) Деннис Уоткинс третий год продолжит свое шоу “The
Magic Parlour” (50 W. Randolph). Это совместный проект театра и соседнего с
ним ресторана Petterinos.
До 30 марта в театре идет спектакль “Предательство”
(“Betrayal”) по пьесе Гарольда Пинтера в постановке Сюзан Бут. В ролях: Эмма -
лауреат премий “Оскар”, “Эмми” и “Золотой глобус” Хелен Хант, Джерри - лауреат
премии “Тони” Роберт Шон Леонард, Роберт - Ян Барфорд.
19 апреля в театре состоится мировая премьера
спектакля “BUST” по пьесе Зоры Ховард. Совместная постановка с Alliance
Theatre (Атланта). Режиссер - Лилеана Блейн-Круз. О первой постановке пьесы,
которую еще никто не читал, многого не скажешь. Известно только, что это
комедия драматурга и актрисы из Нью-Йорка, финалиста Пулитцеровской премии (за
пьесу “STEW”) Зоры Ховард. До прихода в Гудман-театр Сюзан Бут двадцать один
год возглавляла Alliance Theatre -
главный и один из лучших театров Атланты. Так что сотрудничество с этим театром
понятно и объяснимо. Что касается режиссера, то с ее творчеством мы
познакомимся весной 2025 года дважды. В марте-апреле она дебютирует на оперной
сцене. В Лирик-опере в ее постановке мы увидим оперу Мисси Маццоли “Слушатели” (“The
Listeners”).
Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2025-26 годов и билеты на спектакли нынешнего сезона Goodman Theatre - по телефону 312-443-3800 или на сайте www.goodmantheatre.org/. Все спектакли проходят в помещении театра по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601.
Фотографии к статье:
Фото 1. Goodman
Theatre. Фото
- Goodman Theatre
Фото 2. Старое
здание Goodman Theatre. Фото из архива театра
Фото 3. Роберт Фоллс. Фото - Лиз Лоурен
Фото 4. Сюзан Бут. Фото - Джо Мацца
Комментариев нет:
Отправить комментарий