Музыки Баха в Чикаго этой весной нет. Чтобы ее услышать, я снова отправился в Кливленд, в уютный Severance Hall, где выступает The Cleveland Orchestra. 19 апреля в зале звучала только духовная музыка великого Иоганна Себастьяна: Пасхальная оратория, Симфония из Двадцать девятой кантаты, Магнификат. Солисты: американская певица Джоэль Харви, сопрано; французская певица Адель Шарве, меццо-сопрано; два представителя Канады - Эндрю Хаджи, тенор; Гордон Бинтнер, бас-баритон. Дирижер - канадский маэстро Бернар Лабади.
Все три произведения вечера были написаны в период с 1723 по 1733 год, в первое десятилетие пребывания Баха на посту музыкального руководителя (Director musices) четырех церквей Лейпцига (Святого Фомы, Святого Николая, Святого Петра и Новой церкви) - на посту, который Бах занимал до последних дней жизни. В этот период в его творчестве доминировала духовная музыка.
В Страстную пятницу 30 марта 1725 года прихожане церкви Святого Фомы ушли с
богослужения, и в их ушах еще долго звучали последние аккорды Страстей по
Иоанну Баха. Два дня спустя утром в пасхальное воскресенье в церкви прозвучали
звонкие фанфары труб. Так начинается Пасхальная оратория Баха. Спустя триста
лет после премьеры с исполнения этого произведения начался концерт
Кливлендского оркестра, и, как и триста лет назад в Лейпциге, с первыми тактами
музыки - первыми фанфарами труб - зрителям стало понятно, что это не обычная
программа, а праздничный торжественный концерт.
Бах не собирался сочинять музыку к Пасхе. В феврале 1725 года это была еще светская кантата, а в марте того же года он переписал музыку и текст, и получилась пасхальная кантата под названием “Kommt, gehet und eilet” (“Приходите, идите и поторопитесь”). Название “Пасхальная оратория” кантата получила в 1738 году. Часть музыки была переделана из concerto grosso, написанного во время пребывания Баха в Кетене (до его прибытия в Лейпциг). Это было обычным явлением - Бах часто перерабатывал свои существующие композиции и переносил фрагменты музыки и даже целые части в новые произведения. Что касается текста, - вот это уже необычно! - Бах выбрал не библейский, а сочинение поэта Пикандера (псевдоним Кристиана Фридриха Хенрици). Кроме того, у Баха нет Евангелиста, который обычно повествует о событиях, цитируя Евангелие. Вместо этого в кантате четыре персонажа - Петр, Иоанн, Мария Магдалина и Мария Клеопова (мать Иакова) - передают историю в форме поэтического диалога. Величественная Пасхальная оратория - единственная сохранившаяся кантата Баха, где среди солистов есть тенор. Среди солистов-музыкантов отмечу прекрасную игру трубачей Майкла Сакса, Джека Сутте и Майкла Миллера, пронзительное соло на гобое концертмейстера секции Фрэнка Розенвайна и соло флейты Джессики Синделл.
27 августа 1731 года жители Лейпцига собрались в церкви Святого Николая на
инаугурацию нового городского совета. Смена городской власти (Ratswechsel) была
ежегодным событием, сопровождавшимся церковной службой с кантатой. На
Ratswechsel 1731 года состоялась премьера Двадцать девятой кантаты Баха “Wir
danken dir, Gott, wir danken dir” (“Мы благодарим тебя, Боже, мы благодарим
тебя”). В то время как большая часть кантаты довольно типична (чередующиеся
речитативы и арии), открывается она пятиминутной оркестровой симфонией, то есть
музыкой без текста. Большинство подобных кантат Баха были утеряны. Двадцать
девятая - один из немногих сохранившихся примеров.
Бернар Лабади решил не делать паузы, и после Симфонии прозвучал мощный завершающий аккорд - величественный двенадцатичастный Магнификат, одно из самых известных духовных произведений Баха. Первоначально написанный для праздника Посещения Марии (2 июля) в 1723 году, Магнификат стал одним из самых ярких сочинений Баха. В 1733 году композитор переработал произведение, изменив общую тональность с ми-бемоль мажор на ре мажор и изменив некоторые инструментальные партии, но костяк оригинала остался нетронутым. Магнификат в ре мажоре в конечном итоге стал стандартной версией для исполнения.
Магнификат представляет собой хвалебную песнь Марии из Евангелия от Луки.
Текст взят из диалога между Марией и Елизаветой во время Посещения Марии, в
котором она провозглашает: “Величит душа моя Господа”.
Если в Оратории у меня были некоторые вопросы к солистам и их ансамблю с
оркестром, то к финалу вечера все звучали просто вдохновенно. Назову прежде
всего концертмейстера секции виолончелей Марка Косовера, концертмейстера секции
контрабасов Максимилиана Димоффа и, конечно, выступающего в роли
концертмейстера оркестра Лиюаня Се.
Великолепен был Хор Кливлендского оркестра (хормейстер - Лиза Вонг). Этот
коллектив является одним из немногих, связанных с крупным оркестром и полностью
состоящих из волонтеров. Хор был основан в 1952 году по инициативе легендарного
руководителя оркестра Джорджа Селла.
Американская певица Джоэль Харви открыла сезон 2024-25 годов в Чикаго. В
сентябре она солировала в оратории “Сотворение мира” Й.Гайдна с оркестром
“Music of the Baroque” (дирижер - Джейн Гловер). В марте я слышал певицу в
“Мессе во время войны” (“Paukenmesse”) Й.Гайдна с Чикагским симфоническим
оркестром (дирижер - Манфред Хенек). У певицы красивый, сильный голос с большим
диапазоном. Остальные солисты были мне незнакомы. Отмечу французскую певицу
Адель Шарве с теплым меццо-сопрановым тембром. Она исполняет барочный репертуар
со многими симфоническими и камерными оркестрами в Европе.
Бернар Лабади родился 26 марта 1963 года в Квебеке. По его словам, решил
стать дирижером в одиннадцать лет, когда услышал Мессу си минор Баха. Учился в
музыкальном колледже в Квебеке, Школе музыки университета Лаваля и в Баховской
академии Штутгарта, где его педагогом был Джон Элиот Гардинер. Основатель
барочного ансамбля Скрипки короля (1984) и хора Капелла Квебека (1985).
Руководил хором Квебекского симфонического оркестра. В 1994-2003 годах -
художественный и музыкальный руководитель Квебекской оперы, в 2003-06 годах -
директор Монреальской оперы. Признанный специалист в барочной музыке, он
дирижировал лучшими оркестрами мира, в том числе - Чикагским симфоническим. С
Кливлендским оркестром маэстро дебютировал в сезоне 2022-23 годов в программе
из произведений Моцарта. Сейчас пришло время Баха.
В Чикаго Пасхальная оратория Баха звучала последний раз в апреле 2021 года
в исполнении оркестра “Music of the Baroque” под управлением Джейн Гловер. Что
касается Магнификата Баха, то этой музыкой открылся сезон оркестра “Music of
the Baroque” 2023-24 годов.
Уже известна программа Кливлендского оркестра на сезон 2025-26 годов.
Будущий сезон станет двадцать четвертым для музыкального руководителя оркестра
Франца Вельзера-Места. Его контракт с оркестром истекает в 2027 году. Открытие
сезона состоится 26 сентября 2025 года. В программе оркестра под управлением
Вельзера-Места - Болеро М.Равеля и “Танец семи покрывал” Р.Штрауса.
Я внимательно изучил программу нового сезона и выбрал для вас все самое интересное. Подробности читайте в будущих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы на концерты The Cleveland Orchetsra на сезон 2025-26 годов и одиночные билеты на концерты этого сезона - на сайте clevelandorchestra.com, по телефонам 216-231-1111 и 800-686-1141 или в кассе по адресу: 11001 Euclid Ave., Cleveland, Ohio 44106. Одиночные билеты на концерты сезона 2025-26 годов поступят в продажу 14 августа.
Фотографии к статье:
Фото 1. Дирижирует Бернар Лабади
Фото 2. Поет Адель Шарве
Фото 3. Поет Джоэль Харви
Кливленд, 19 апреля 2025 года. Все фотографии - Роджер
Мастроянни
Комментариев нет:
Отправить комментарий