Лауреат Пулитцеровской премии, трехкратный лауреат премии “Грэмми”, лауреат Nemmers Prize 2018 года американский композитор Дженнифер Хигдон хорошо известна в кругах любителей академической музыки. Ее опера “Холодная гора” по роману Шарля Фрейзера была поставлена в Опере Санта-Фе в 2015 году. Десятиминутная симфоническая поэма “blue cathedral” датирована 1999 годом. Хигдон написала ее в честь семидесятипятилетия Института Кертиса в Филадельфии, где с 1994 года она преподает на отделении композиции, и посвятила умершему от рака брату. Она говорит: “Памяти моего брата я сочинила соло для кларнета (инструмент, на котором он играл) и флейты (инструмент, на котором играю я). Поскольку я - старшая, именно флейта появляется в диалоге первой. В финале флейта уходит, а кларнет продолжает звучать. Эта музыкальная история и есть жизнь”. Впервые Поэма прозвучала в Чикаго в августе на Grant Park Music Festival в исполнении Оркестра Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара. Теперь мы услышим “blue cathedral” в исполнении Главного оркестра города и не только...
Первый скрипичный концерт Генрика Венявского - абсолютный хит всех времен и народов. Он написан для скрипачей-виртуозов под влиянием легендарных концертов Паганини. Те же романтика, страсть, порыв, тот же непроходящий восторг и наслаждение Жизнью. Венявский сочинил Концерт в восемнадцать лет, находясь в Веймаре у Франца Листа. Мимо концертов Венявского, кажется, не прошел ни один из великих скрипачей прошлого. Рэй Чен - яркий представитель нового поколения виртуозов - не исключение.
Рэй Чен - новое имя на скрипичном небосклоне. Он родился на Тайване, вырос в Австралии. В пятнадцать лет поступил в Институт Кертиса. Учился в классе профессора Аарона Розанда. Международную известность приобрел после побед на Международных конкурсах имени Иегуди Менухина (Женева, 2008 год) и королевы Елизаветы (Брюссель, 2009 год). Лауреат ECHO Klassik Award за альбом “Virtuoso”, записанный с Лондонским филармоническим оркестром (фирма SONY). В 2017 году подписал эксклюзивный контракт с фирмой Decca Classics. Играет на знаменитой скрипке “Иоахим” работы Страдивари 1715 года. Когда-то она принадлежала другу Брамса, великому скрипачу XIX века Йозефу Иоахиму (1831-1907). Теперь находится в собственности Nippon Music Foundation. Чен дважды выступал на Музыкальном фестивале в Равинии, и оба раза - с большим успехом.
Маэстро Джон Сторгардс родился 20 октября 1963 года в Хельсинки. С детства учился игре на скрипке, закончил Академию Сибелиуса, стажировался в Израиле. Один из основателей камерного оркестра Avanti. После приглашения стать за дирижерский пульт Симфонического оркестра Хельсинкского университета Джон почувствовал, что хочет стать дирижером. Он вернулся в Академию Сибелиуса для получения второй специальности и вот уже на протяжении многих лет успешно совмещает карьеры скрипача и дирижера. С 1996 года Сторгардс занимает пост художественного руководителя Камерного оркестра Лапландии, в 2003 году становится главным приглашенным дирижером Хельсинкского филармонического оркестра, с 2008 по 2015 годы работает главным дирижером этого оркестрая. Лауреат 2012 Gramophone Award и 2015 ECHO Klassik Award. Журнал BBC Music Magazine назвал Сторгардса образцовым интерпретатором музыки Сибелиуса. В 2014 году с Филармоническим оркестром Би-Би-Си Сторгардс записал все симфонии Сибелиуса. В настоящее время занимает пост главного приглашенного дирижера этого оркестра. Сторгардс женат, у него двое детей. Семья живет в городе Рованиеми (800 км от Хельсинки).
С ЧСО Сторгардс дебютировал в ноябре 2017 года. Программа была с национальным колоритом: Первая сюита из симфонической поэмы “Пер Гюнт” Э.Грига, Скрипичный концерт Ф.Мендельсона (солировал Гил Шахам), Первая симфония Я.Сибелиуса.
Перед началом концерта 5 декабря (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа об исполняемых произведениях.
6 декабря, 7.00 pm; 7-8 декабря, 3.00 pm. Вечера “Home Alone in Concert”, а это значит, что мы смотрим кино и слушаем музыку “оскароносного” Джона Уильямса в исполнении музыкантов ЧСО. Дирижер - Ричард Кауфман. Фильм на актуальную тему - рождественская комедия Криса Коламбуса “Один дома” (“Home Alone”, 1990) о том, как семья улетела на каникулы в Париж и забыла дома восьмилетнего Кевина (Маколей Калкин). Фильм, конечно, все смотрели, так что пересказывать сюжет смысла нет. Напомню только, что забывают мальчика в пригороде Чикаго. А вот несколько интересных фактов о фильме.
Постер к
картине с фотографией кричащего Кевина с руками на лице - прямая отсылка к
картине Эдварда Мунка “Крик”.
В Польше показ ленты стал рождественской традицией. Начиная с 1991 года, фильм со слоганом “Wesołych Świąt!” показывают по общенациональному телевидению.
Искусственный снег, созданный для фильма, продюсеры подарили Лирик-опере, и он использовался в некоторых постановках.
Согласно чикагской легенде, в фильме снимался Элвис Пресли (неважно, что он умер в 1977 году). Фанаты Короля рок-н-ролла уверяют, что он преобразился в бородатого мужчину в эпизоде, когда миссис Маккалистер кричит на клерка перед тем, как встретить Джона Кенди.
Фильм стал самым кассовым в 1990 году и держался в группе лидеров до июня 1991 года. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая кассовая комедия, когда-либо выпущенная в какой-либо стране.
7 и 9 декабря, 10.00 am и 11.45 am. Концерты для детей от трех до пяти лет из серии “Однажды в Симфоническом центре” (Once Upon a Symphony). Музыканты из ЧСО не просто исполняют, а инсценируют бразильскую народную сказку “Мальчик и скрипка”.
В ней рассказывается о том, как мальчик продает свое имущество, чтобы купить скрипку. Он путешествует по миру и играет на своем любимом инструменте. Звуки скрипки разносятся по свету, и вскоре к мальчику присоединяются разные животные. Жизнь мальчика меняется, когда король узнает о его особом даре... Вот такая сказка о музыке, приносящей людям смех и радость. Радостно будет и зрителям Симфонического центра. Не часто мы слышим в этом зале народные бразильские мелодии в исполнении всемирно признанных музыкантов!
Серия “Однажды в Симфоническом центре” создана для самых юных зрителей. Поход на концерт станет для них первым знакомством с инструментами и миром классической музыки. Концерт ведут профессиональные актеры. Они рассказывают сказку, предлагают сыграть те или иные роли, а иногда и подпевать музыкантам. За сорок пять минут до начала концерта и после его окончания зрители могут встретиться с музыкантами, подержать в руках инструменты и даже попробовать издать на них “звуки Му”... В создании серии принимает участие Чикагский детский театр.
8 декабря, 8.00 pm. Очередной концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе:
симфоническая поэма “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” Р.Штрауса, Народные песни Л.Берио, Пятая симфония С.Прокофьева. Солистка - Энни Розен, меццо-сопрано. Дирижер - Эрина Яшима. По итогам Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти она два года стажировалась в Чикаго (Chicago Symphony Orchestra Association’s International Sir Georg Solti Conducting Apprenticeship), ассистируя музыкальному руководителю ЧСО Риккардо Мути. Яшима родилась в Германии, училась в Ганновере, Фрайбурге, Вене и Берлине. Вход на концерт свободный, но билеты требуются.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2019-20 годов - на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Рэй Чен. Фото - Ravinia Festival
Фото 2. Джон Сторгардс. Фото - Марко Борггрев
Фото 3. Постер к вечерам “Home Alone in Concert”.
Фото 4. Постер к серии ”Однажды в Симфоническом центре”
Фото 5. Эрина Яшима. Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий