В декабре 2019 года исполняется сто тридцать лет одному из старейших театров США и старейшему театру Чикаго - The Auditorium Theatre. В честь юбилейной даты 9 декабря театр откроет свои двери для всех желающих. Предусмотрена богатая культурная программа. О ней - чуть ниже, а пока - об уникальном театральном здании, построенном по проекту архитекторов Данкмара Адлера и Луиса Генри Салливана.
Все началось в 1885 году. В Чикаго - городе в то время без оперного театра и каких бы то ни было оперных традиций - состоялся международный оперный фестиваль с участием лучших солистов мира. Это событие вызвало огромный ажиотаж. Тогда впервые устроители фестиваля столкнулись с тем, что в Чикаго не было нормального театрального здания. Один из главных спонсоров, бизнесмен Фердинанд Пек задумал построить в городе постоянно действующий оперный театр. За образец было взято здание Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, но величиной зрительного зала Пек захотел превзойти Нью-Йорк. Затраты оказались огромными, и тогда Пеку пришла в голову еще одна грандиозная мысль. Он решил построить в здании отель, рестораны, офисные помещения и сдавать все это внаем, на время. (Позже подобная история случилась со зданием Лирик-оперы.) Мистер Пек выпустил акции на два миллиона долларов, облигации на девятьсот тысяч долларов, привлек солидных инвесторов и объявил тендер на строительство, который выиграла архитектурная фирма Адлера и Салливана.
Строительство началось 5 октября 1887 года. Первый камень в основание театра заложил тогдашний президент США Гровер Кливленд. Пек рисковал: две трети отведенных под строительство площадей еще не были выкуплены. Бизнесмен торопился поразить мир невиданным проектом. Строительство велось днем и ночью, на площадке круглосуточно работали двести человек. В 1888 году в частично построенном здании состоялась Республиканская национальная конвенция, на которой Бенджамин Харрисон был номинирован на пост президента. Наконец, 9 декабря 1889 года состоялось торжественное открытие театра. Выигравший в тот год президентские выборы Харрисон был настолько впечатлен увиденным, что, по слухам, шепнул на ухо вице-президенту театра Леви Мортону: “Нью-Йорк сдается?”
Крупнейшее в США и самое высокое в Чикаго здание театра стало настоящим чудом передовых технологий, воплощением лучших достижений архитектуры и дизайна. Вот только несколько цифр. Театральный зал был рассчитан на 4232 места - больше, чем в нью-йоркской Метрополитен-опере. (Мелочь, приятная каждому жителю Чикаго.) Здание было оборудовано непревзойденной акустикой, общим кондиционированием, требовавшим пятнадцать тонн льда в день, тремя тысячами пятистами лампочками накаливания (они стали применяться впервые в 1879 году), двадцатью шестью гидравлическими подъемниками, которые могли легко поднимать и опускать блочные конструкции для сцены, девяностопятифутовым чердаком над сценой для хранения элементов декораций. Огромное сооружение венчала семнадцатиэтажная башня. В здании располагались не только прекрасный театральный зал, но и роскошный отель на четыреста номеров и сто тридцать шесть офисов. На двух верхних этажах здания находился главный офис фирмы Адлера и Салливана. The Auditorium Theatre стал первым крупным проектом этой знаменитой архитектурной фирмы. После открытия театра фирма стала получать заказы со всех уголков США, а впоследствии архитекторы прославились строительством первых небоскребов.
Открытие The Auditorium Theatre 9 декабря 1889 года стало международной сенсацией.
Фрэнк Ллойд Райт, работавший над проектом в качестве обычного архитектора (наемного работника фирмы Адлера и Салливана), назвал театр “величайшим в мире зданием для музыки и оперы”.
Наряду с первым в мире небоскребом, построенным в 1885 году, и Чикагским университетом, основанным в 1892 году, The Auditorium Theatre сыграл ключевую роль в выборе Чикаго в качестве места проведения Всемирной (“Колумбовской”) выставки 1893 года. Основными конкурентами Чикаго выступали Сент-Луис, Нью-Йорк и Вашингтон. Окончательное решение принимал конгресс США. В качестве “козырной карты” городские власти продемонстрировали макет The Auditorium Theatre, и Чикаго победил своих конкурентов. Прошедшая Всемирная выставка помогла городу в кратчайшие сроки восстановиться после разрушительного пожара 1871 года.
В театре выступали президент США Теодор Рузвельт, гастролировали многие знаменитые исполнители, балетные и театральные труппы. Среди самых громких имен - Сара Бернар, Сергей Рахманинов, Джон Филип Суза, Ballet Russes Сергея Дягилева, компании Анны Павловой и Айседоры Дункан. Театр стал первым домом для Чикагского симфонического оркестра и Chicago Grand Opera Company (предшественника Лирик-оперы).
Во время Великой депрессии театр закрылся, в годы Второй мировой войны здание использовалось городскими властями в качестве призывного пункта. С 1947 года The Auditorium Theatre является частью Roosevelt University. Кстати, в сезоне 2019-20 годов университет празднует целых два юбилея: восьмидесятилетие со дня образования и семидесятилетие со дня слияния университета с Чикагским музыкальным колледжем, известным сегодня под названием Chicago College of Performing Arts (CCPA).
The Auditorium Theatre вновь распахнул свои двери 31 октября 1967 года. Вначале - для концертов рок-групп, позже - для балетных и симфонических концертов. В семидесятые-восьмидесятые годы в театре выступали “Пинк Флойд” и Брюс Спрингстин, Принц и Арета Франклин, Майлз Дэвис и Джони Митчелл, в девяностые и нулевые в театре шли “долгоиграющие” мюзиклы “Отверженные” и “Фантом оперы”, “Пурпурный цвет” и “Джерси Бойс”. Руководители театра говорят: “Мир не ожидал от чикагских архитекторов такого революционного дизайна. Чикагские зрители получили историческое место, в котором возможно все: Национальная конвенция и масштабные театральные представления, балетные спектакли и мюзиклы, симфонические и рок-концерты. Стены нашего театра видели все, они хранят великую историю”.
В 1975 году здание The Auditorium Theatre было включено в список Национальных исторических зданий США (The National Historic Landmark Theatre), достойно представляющих богатые традиции уникальной архитектуры Чикаго; в 2019 году Лигой американских театров The Auditorium Theatre был назван “выдающимся историческим театром” (Outstanding Historic Theatre).
В честь стотридцатилетия со дня рождения The Auditorium Theatre подготовил для зрителей интереснейшую программу. 9 декабря с 4 до 7 часов вечера театр проводит День открытых дверей (Open House). В это время пройдет экскурсия по зданию, желающие смогут сфотографироваться, попробовать попкорн, выбрать подарки, поучаствовать в розыгрыше билетов на будущие спектакли и концерты. В 6 часов вечера все дружно поднимут бокалы за любимый театр (Special Birthday Toast) и угостятся праздничным тортом (его приготовит кондитерская Eli's Cheesecake). Все мероприятия бесплатные, но организаторы просят предварительно зарегистрироваться. Первые пятьсот зрителей получат специальный билет, который можно будет обменять на пиво, вино или безалкогольный напиток.
Председатель совета директоров театра Рич Реган в специальном обращении пригласил всех отметить юбилей и зайти в The Auditorium Theatre 9 декабря, а также посетить спектакли и концерты сезона 2019-20 годов. Сезон обещает быть интересным. Заглянем в афишу театра на несколько ближайших месяцев.
С 30 ноября по 29 декабря в театре идет бессмертный “Щелкунчик“ П.Чайковского. Четвертый год подряд Балет Джоффри повторяет постановку британского хореографа Кристофера Уилдона. Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. Как известно, она была посвящена четырехсотлетию открытия Америки и в честь Христофора Колумба получила название Chicago Columbian Exposition. Мать Мэри - скульптор, она работает над одним из важнейших экспонатов, статуей Колумба. После неожиданного визита создателя выставки, таинственного Великого Импресарио, Мэри с Принцем отправляются в увлекательное путешествие по выставочным залам...
В команде постановщиков - лауреаты премии “Тони” дизайнеры по свету Наташа Кац и по спецэффектам Бен Перси.
18 и 19 января 2020 года в пятнадцатый раз подряд зрители услышат американскую, в стиле джаза и госпел, версию оратории Г.Ф.Генделя “Мессия” - “Too Hot to Handel: The Jazz-Gospel Messiah”. Оркестром симфонических и джазовых инструментов и хором в составе ста человек дирижирует Сюзанн Маллар Эктон. Солисты: Родрик Диксон, Альфреда Бурке, Карен Ричардсон. За роялем - пианист из Детройта Алвин Уоддлес.
26 января 2020 года в совместной с журналом National Geographic серии National Geographic Live - вечер фотографа журнала Стива Уинтера “On the Trail of Big Cats”. В поисках редких снежных барсов и неуловимых ягуаров он исколесил весь мир от Гималаев до латиноамериканских джунглей. Результатом стали уникальные фотографии, отмеченные многочисленными наградами и премиями. На встрече Уинтер расскажет о невероятных случаях в его жизни, о диком и непредсказуемом мире “больших котов” и о том, что делается для их защиты.
12-23 февраля 2020 года в театре Аудиториум снова будет Балет Джоффри. Зимняя программа чикагской компании называется “The Times Are Racing”. В ней собраны пять работ четырех балетмейстеров:
“Commedia” на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла” в хореографии Кристофера Уилдона;
“Mono Lisa” на музыку Томаса Хефса в хореографии израильского балетмейстера Итцика Галили. Премьера в Чикаго. Остроумные и соблазнительные движения Галили в классическом па-де-де. Артисты как бы играют в кошки-мышки с оригинальной музыкой, основанной на хлопающем звуке пишущих машинок. Самая яркая и ироничная композиция программы... В Израиле современный танец на подъеме. Совсем недавно мы видели блестящие работы израильских хореографов Хофеша Шехтера, Гая Бехара, Шарона Эяля, Охада Нахарина в исполнении артистов танцевальной компании Gauthier Dance из Штутгарта (программа называлась “Mega Israel”). Итцика Галили привыкли называть в этом списке, хотя его биография совсем другая. Он родился в Израиле, танцевал в Batsheva Dance Company, но в 1991 году переехал в Амстердам и настоящую международную карьеру сделал в Европе. С 1997 по 2008 годы являлся художественным руководителем компании NND/Galili Dance, в 2009-10 годах возглавлял труппу Dansgroep Amsterdam, работал с крупнейшими балетными труппами Европы;
“Bliss!” на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” в хореографии Стефани Мартинес;
“The Sofa” на музыку Тома Уэйтса. Еще одна композиция Итцика Галили. Премьера в Чикаго. В центре сюжета - безумный любовный треугольник с бесконечным выяснением отношений. Дизайн сцены состоит из одного предмета с виниловым покрытием. Музыка лауреата премии “Грэмми” Тома Уэйтса добавляет эмоциональную глубину ироничному (как все у Галили) взгляду на сексуальность и гендерные вопросы;
“The Times Are Racing” на музыку Дэна Дейкона (четыре композиции из альбома “Америка” 2012 года) в хореографии Джастина Пека. Премьера в Чикаго. Название балета стало названием всей программы. Балет посвящен протестному движению и силе общественной реакции на те или иные политические события. В балете участвуют двадцать танцоров. Мировая премьера состоялась в 2017 году.
29 февраля 2020 года - вечер танцевальной труппы Trinity Irish Dance Company. Среди композиций - мировая премьера одноактного балета “American Traffic” в хореографии Мишель Дорранс и Мелинды Салливан.
4-8 марта 2020 года - традиционное весеннее выступление Американского театра танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater). Более пятидесяти лет театр каждый год приезжает на гастроли в Чикаго, и каждый год его выступления проходят с огромным успехом! Как всегда, в программе будут новые композиции и старые, классические номера.
9 марта 2020 года - только один концерт вундеркинда, самого юного победителя Международного фортепианного конкурса имени Ф.Шопена (он стал им в восемнадцать лет!), китайского пианиста Юнди Ли. В программе: произведения Ф.Шуберта, Ф.Шопена, С.Рахманинова.
10 марта 2020 года в совместной с журналом National Geographic серии National Geographic Live - вечер защитников орангутангов, семейной пары, журналиста Тима Ламана и антрополога Шерилл Нотт.
19-22 марта 2020 года - еще один традиционный в последние годы гость Чикаго Американский балетный театр (American Ballet Theatre) из Нью-Йорка. В программе гастролей - вечер из классических и современных композиций:
сцена “В царстве теней” из второго акта балета “Баядерка” Л.Минкуса в хореографии Натальи Макаровой;
чикагская премьера композиции “A Gathering of Ghosts” в хореографии Твайлы Тарп на музыку Второго струнного квартета И.Брамса. Работа создана для ведущего солиста труппы, замечательного аргентинского танцовщика Хермана Корнехо и посвящена двадцатилетию со дня его прихода в АБТ. Международная карьера Корнехо началась на VIII Международном балетном конкурсе в Москве в 1997 году. Шестнадцатилетний юноша с блеском завоевал Золотую медаль, став самым молодым победителем в истории конкурса;
одноактный балет “Сиреневый сад” в хореографии Энтони Тюдора на музыку пьесы “Поэма” для скрипки с оркестром французского композитора Эрнеста Шассона. Премьера балета состоялась в 1936 году в Лондоне.
Nota bene! Билеты на спектакли и концерты The Auditorium Theatre сезона 2019-20 годов - по телефону 800-982-2787, на сайте http://auditoriumtheatre.org или в кассе театра по адресу: 50 E Ida B Wells Drive, Chicago, IL, 60605.
Фотографии к статье:
Фото 1. Зрительный зал The Auditorium Theatre в 1889 году. Фото из архива The Auditorium Theatre
Фото 2. Зрительный зал The Auditorium Theatre в 1967 году. Фото из архива The Auditorium Theatre
Фото 3-5. The Auditorium Theatre сегодня. Фотографии из архива The Auditorium Theatre
Комментариев нет:
Отправить комментарий