Впервые в своей истории на прошлой неделе Лирик-опера Чикаго объявила о начале съемок фильма-оперы! Речь идет о полуконцертном исполнении оперы Р.Леонкавалло “Паяцы”. В главных партиях: Канио - Расселл Томас, Недда - Айлин Перес, Тонио - Куинн Келси, Беппо - Эрик Ферринг, Сильвио - Лукас Мичем. За дирижерским пультом - будущий музыкальный руководитель театра Энрике Маццола. Режиссер - Питер Маклинток. На протяжении более чем трех десятилетий он работает ассистентом режиссера в Метрополитен-опере.
Руджеро Леонкавалло хорошо знал реальные события,
которые стояли в основе создания оперы “Паяцы”. Эти события случились в
калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца композитора. Один
актер из бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и ее
любовника, служившего к тому же в доме семьи Леонкавалло. Композитор, который
был тогда ребенком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель
судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к двадцати годам
тюрьмы. Так что слова, которые мы слышим в прологе к опере, сказаны не просто
ради красного словца, но опираются на действительный опыт. Слова эти такие:
“Автор стремился изобразить саму жизнь и вдохновлялся правдой”.
Ни одному композитору в то время не удавалось создать музыку, которая бы так хорошо отражала мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности. Вслушайтесь в музыку оперы. Мелодические взлеты означают, что сердца полны чувств, страстей, желаний; деформирующие звучание диссонансы, хроматизмы, то насмешливые, то мрачные и смутные, говорят, что холод, вечное кривляние, болезни, убожество, сопутствующие бродячему и нищенскому существованию, способны убить все, в том числе мысли и чувства. Мы видим персонажей оперы в гротескном, карикатурном виде с размытым гримом и слезами. Публика развлекается, публике подавай зрелища, публика привыкла смеяться над нелепыми, размалеванными рожами и не хочет задумываться, что подчас за кривлянием клоунов кипят настоящие непридуманные страсти.
Премьера оперы состоялась в Милане в 1892 году. В
XX веке оперные театры часто совмещают “Паяцы” с шедевром Пьетро Масканьи,
оперой “Сельская честь”. Если от момента написания их разделяют два года, то
мировая театральная практика стремится сократить этот разрыв до антракта между
ними. В первом отделении - опера, с которой открывается новое направление в
музыке, во втором - опера, провозглашенная манифестом этого направления,
манифестом веризма. Лирик-опера тоже всегда совмещала в одном вечере две страстные, динамичные, одноактные оперы. Это было четыре
раза в истории театра. Последний раз в сезоне 2008-09 годов мы видели возобновление постановки Элиа Мошински 2002 года. Среди солистов выделялись Долора Зайджик в
партии Сантуццы (“Сельская честь”) и замечательный российский тенор Владимир
Галузин в партии Канио (“Паяцы”). В партии Недды в том спектакле в Чикаго
дебютировала Анна Мария Мартинес.
“Сельская честь” и “Паяцы” должны были открывать
сезон 2020-21 годов, но из-за пандемии коронавируса все отменилось.
Главной звездой нового фильма станет американская певица Айлин Перес. Она родилась 15 августа 1979 года в Чикаго в семье иммигрантов из Мексики. Выросла в городке Элк-Гроув (штат Иллинойс). Окончила Индианский университет и Филадельфийскую академию вокального искусства. Лауреат Второй премии конкурса Operalia (2006 год), премий Ричарда Такера (2012 год) и Opera News (2019 год). Международная слава пришла к Перес несколько лет назад, когда она стала бурно покорять лучшие оперные сцены мира. Посмотрите только на ее программу последнего перед пандемией сезона 2018-19 годов: Эльвира (“Эрнани” Дж.Верди) в Ла Скала, Мими (“Богема” Дж.Пуччини) и Алиса (“Фальстаф”) в Метрополитен-опере, Донна Анна (Дон Жуан” В.А.Моцарта) в Хьюстонской опере, Виолетта (“Травиата” Дж.Верди) в Баварской опере. В Чикаго мы слышали Перес дважды: летом 2014 года на Музыкальном фестивале Равиния в партии Церлины (концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”) и в Лирик-опере в партии Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 2017-18 годов).
Дебютом Расселла Томаса в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини (сезон 2016-17 годов). Он запомнился мне в партии Манрико в “Трубадуре” Дж.Верди (сезон 2018-19 годов). Скоро Томаса и Перес мы увидим на сцене Лирик-оперы в “Любовном напитке” Г.Доницетти. Спектакль пройдет в будущем сезоне.
Замечательный баритон Куинн Келси часто
выступает в Лирик-опере. Он родился на Гавайских островах и
начинал в хоре Гавайского оперного театра. После учебы в Сан-Франциско и трех
лет в Центре Райана при Лирик-опере из хориста он быстро превратился в солиста. В настоящее время его можно увидеть в концерте “Attila Highlights” на
YouTube-канале Лирик-оперы.
Лукас Мичем дважды
выступил в Лирик-опере в сезоне 2019-20 годов: в спектаклях “Дон Жуан”
В.А.Моцарта (главная партия) и “Пиковая дама” П.Чайковского (партия князя
Елецкого). Он родился и вырос в Северной Каролине. Учился в Школе музыки
Истман, Йельском университете, прошел программу для молодых исполнителей при
Опере Сан-Франциско (аналог Центра оперного пения Райана при Лирик-опере).
Международная карьера певца началась в Великобритании. На сцене Ковент-Гарден
он спел несколько ведущих партий, в том числе - Фигаро в “Севильском
цирюльнике”. На меня большое впечатление произвел дебют Мичема в Лирик-опере в
партии Ореста в опере “Ифигения в Тавриде” К.В.Глюка (сезон 2006-07 годов).
Фильм “Паяцы” будет выпущен в августе.
В прошлых выпусках Оперного обозрения я писал об открытом аудиоархиве Лирик-оперы (www.lyricopera.org/learn-engage/watch-listen-discover/opera-streaming/). Двенадцать спектаклей театра находятся в свободном доступе для миллионов любителей оперы во всем мире! Перечислю еще раз эти названия: “Русалка” А.Дворжака (сезон 2013-14 годов), “Дон Жуан” (сезон 2014-15 годов), “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти и “Троянцы” Г.Берлиоза (оба спектакля - сезон 2016-17 годов), “Пуритане” В.Беллини, “Риголетто” Дж.Верди и “Валькирия” Р.Вагнера (все три спектакля - сезон 2017-18 годов), “Электра” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов), “Богема” Дж.Пуччини, “Трубадур” Дж.Верди, “Луиза Миллер” Дж.Верди, “Пиковая дама” П.Чайковского (все три спектакля - сезон 2019-20 годов). Все аудиотрансляции проходят в серии Lyric Opera Streaming On Demand. Слушайте и наслаждайтесь!
Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2021-22 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Одиночные билеты появятся в продаже летом.
Фотографии к статье:
Фото 1. Айлин Перес в спектакле “Фауст”
(Лирик-опера, сезон 2017-18 годов). Фото - Эндрю Киоффи
Фото 2. Расселл Томас в спектакле “Трубадур”
(Лирик-опера, сезон 2018-19 годов). Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Куинн Келси в спектакле “Риголетто”
(Лирик-опера, сезон 2017-18 годов). Фото - Эндрю Киоффи
Фото 4. Лукас Мичем в спектакле “Пиковая дама”
(Лирик-опера, сезон 2019-20 годов). Фото - Кори Вевер
Комментариев нет:
Отправить комментарий