17 февраля, 7.30 pm; 18 и 19 февраля, 8.00 pm. После блистательной январской барочной, редкой для Риккардо Мути программы, музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) возвращается в Чикаго с двумя бетховенскими программами. Но и здесь не обойдется без сюрприза. В первой программе Бетховен будет “разбавлен” живым классиком Филиппом Глассом. В программе: увертюра “Афинские развалины” и Четвертый фортепианный концерт Бетховена (солистка - Митсуко Учида), Одиннадцатая симфония Гласса.
“Афинские развалины” - одно из двух произведений,
созданных Бетховеным для двух драматических спектаклей по пьесам известного
австрийского драматурга того времени Августа фон Коцебу. В феврале 1812 года
этими спектаклями открылся новый императорский театр в Пеште (часть Будапешта).
В 2022 году музыкальный мир отмечает
восьмидесятипятилетие американского композитора Филиппа Гласса. Он родился 31
января 1937 года. В честь этого события ЧСО впервые в своей истории исполнит
сочинение композитора - Одиннадцатую симфонию. Гласс создал ее пять лет назад,
к своему восьмидесятилетию. О жизни Гласса рассказывает журналистка Наталия
Сурнина: “Гласс вырос в еврейской семье эмигрантов из Литвы. Его отец владел
магазином грампластинок, и Филипп проводил часы, слушая записи. Из
нераспроданных экземпляров он собрал огромную коллекцию музыки Хиндемита,
Бартока, Шенберга, Шостаковича и европейской классики, среди которой всегда
особенно выделял Моцарта, Бетховена и Шуберта. В Чикагском университете Гласс
изучал математику и философию, профессионально заниматься музыкой начал в
Джульярдской школе. В 1964 году он уехал в Париж к Наде Буланже, воспитавшей
множество авангардистов. Но больше, чем музыка Пьера Булеза и Карлхайнца
Штокхаузена, его привлекали фильмы Годара, пьесы Беккета и сама атмосфера
богемного города. Здесь он познакомился с Рави Шанкаром, с которым работал над
музыкой к фильму “Чаппакуа”, а двадцать лет спустя записал альбом “Passages”.
“Когда я жил в Париже, - вспоминает Гласс, - то оказался рядом с двумя большими
профессионалами: музыкантами Надей Буланже и Рави Шанкаром. Я всегда
представлял их себе так: одного сидящим на моем правом плече, другую - на
левом. Каждый нашептывал мне на ухо что-то свое. Я пытался объединить ясность и
точность техники, которой научился у Буланже, с эмоциональной силой, найденной
в музыке Рави”. Долгие годы Гласс работал таксистом и не думал о славе. О
композиторе заговорили после премьеры его первой оперы “Эйнштейн на пляже” на
Авиньонском театральном фестивале в 1976 году. Спектакль в постановке Роберта
Уилсона стал событием для оперного (и не только) театра. На сегодняшний день
Гласс - автор двадцати восьми опер, двенадцати симфоний, одиннадцати концертов,
восьми струнных квартетов и музыки более чем к пятидесяти кинофильмам. Когда-то
он был известен как композитор-модернист и минималист. Сам он описывает свою
работу как “музыку с повторяющимися структурами”, а себя - как “одного из
поколения людей, которые вернулись к идее тональной музыки”. С творчеством
Гласса мы имели возможность познакомиться осенью прошлого года, когда в серии
“Метрополитен-опера в кино” демонстрировалась его опера “Эхнатон”.
Премьера Одиннадцатой симфонии состоялась 31
января 2017 года в Карнеги-холл. Австрийским оркестром из Линца Bruckner
Orchester Linz дирижировал его тогдашний музыкальный руководитель Деннис
Расселл Дэвис.
О второй февральской программе Риккардо Мути - в
следующем выпуске Музыкального обозрения.
19 февраля, 11.00 am и 12.45 pm. Концерты семейной серии “Family Matinee”. В программе пьеса “Starburst” (2012 год, обработка для струнного оркестра) нового резидента-композитора ЧСО Джесси Монтгомери и симфоническая сказка для детей “Петя и волк” С.Прокофьева. Исполнители - музыканты ЧСО. Дирижер - музыкальный руководитель Чикагского оперного театра Лидия Янковская. Это ее дебютное выступление с музыкантами оркестра. В концертах участвует ансамбль Magic Circle Mime Company. Пьесу Монтгомери “Starburst” мы слышали в январе 2021 года в Первом эпизоде серии камерных концертов Civic Orchestra of Chicago.
Обратите внимание!
Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
20 февраля, 3.00 pm. В сольной фортепианной серии - концерт американского пианиста, лауреата премии “Грэмми” Ричарда Гуда. В программе: сюита “Бабочки” Р.Шумана, Соната ля минор Ф.Шуберта, Венгерские народные песни Б.Бартока, Двадцать восьмая соната Л.ван Бетховена.
Ричард Гуд - частый гость в Чикаго.
Мне особенно запомнилось его исполнение Второго фортепианного концерта Бетховена
с Будапештским фестивальным оркестром под управлением Ивана Фишера в 2017 году.
20 февраля, 8.00 pm. Музыкально-драматическое представление “The Chevalier” на основе музыки шевалье Жозефа Болони де Сен-Жоржа (1739-1799), В.А.Моцарта и К.Ф.Глюка. Премьера на Среднем Западе. Автор сценария, режиссер и аранжировщик - Билл Барклай. Исполнители: ансамбль “Music of the Baroque”. Солист - Брендон Эллиотт, скрипка. За дирижерским пультом - музыкальный руководитель ансамбля, дама-командор ордена Британской империи Джейн Гловер. Этот почетный титул она получила в январе 2021 года.
Французский композитор, дирижер, скрипач, шевалье, королевский мушкетер Жозеф Болонь де Сен-Жорж - любопытнейшая личность в истории музыки. Он родился в Гваделупе в семье отца-француза и матери сенегальского происхождения. В Париже его называли “чернокожим Моцартом”. Во второй половине XVIII века сочинения шевалье де Сен-Жоржа часто звучали в домах французских аристократов, в 2021 году - неожиданно зазвучали в Чикаго. В феврале 2021 года в рамках серии “Black History Month” ЧСО исполнял произведения композиторов афроамериканского происхождения, в том числе - Третью скрипичную сонату де Сен-Жоржа. В апреле 2021 года в серии камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago прозвучал Пятый струнный квартет де Сен-Жоржа. Наконец, на открытии сезона 23 сентября 2021 года ЧСО под управлением Риккардо Мути впервые в своей истории исполнил увертюру к комической опере де Сен-Жоржа “Анонимный любовник” (“L’Amant anonyme”) - его единственной, сохранившейся до наших дней, оперы.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов - на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Р.Мути дирижирует ЧСО (27 января 2022
года). Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Лидия Янковская. Фото из
пресс-службы ЧСО
Комментариев нет:
Отправить комментарий