Дамы и господа, встречайте (а балетоманы всего мира - завидуйте!): 24-26 февраля в Чикаго состоятся гастроли Английского национального балета (English National Ballet) с эксклюзивной североамериканской презентацией (международная премьера) балета Акрама Хана “Creature”. Это первый после “Жизели” и третий балет, созданный всемирно известным хореографом для Английского национального балета (совместная постановка с Opera Ballet Vlaanderen). Сопродюсер постановки - лондонский театр Sadler’s Wells, партнер - театр “Харрис” (Harris Theater). В балете “Creature” участвует Чикагский филармонический оркестр (Chicago Philharmonic, не путайте с Чикагским симфоническим!). “Creature” - история о подавлении, одиночестве и выживании человека, вдохновленная, с одной стороны, классиком экспрессионизма Георгом Бюхнером и его романом “Войцек”; с другой - тенями героев “Франкенштейна” Мэри Шелли. В блестящей творческой команде Хана - лауреат премии “Оскар” художник Тим Йип, композитор и звукорежиссер Винченцо Ламанья, драматург Рут Литтл.
Акрам Хан говорит: “Образ изгоя и чужака остается
главной темой моего творчества. В балете “Creature” я продолжаю изучать
психологические состояния человека, связанные с чувствами тревоги, боли,
ярости”.
С творчеством Акрама Хана мы знакомы по балету “Жизель” Английского национального балета. Эту потрясающую без всякого преувеличения работу мы видели в феврале 2019 года на американской премьере на гастролях театра в Чикаго. Мировая премьера балета состоялась в Манчестере в сентябре 2016 года. В 2017 году спектакль получил премию имени Оливье за выдающиеся достижения в искусстве танца. Дизайн костюмов и декораций создан лауреатом премии “Оскар” Тимом Йипом (он получил эту награду за фильм “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Crouching Tiger, Hidden Dragon”, 2000). Организацией гастролей занималась умершая 3 марта 2019 года президент и исполнительный директор театра “Харрис” Патрисия Барретто.
Драматургия, музыка, пластика, эмоциональный
накал... - такого прочтения “Жизели” нам видеть еще не приходилось!
Действие балета перенесено в палаточный лагерь для эмигрантов. Лагерь
называется “Отверженные”. Расположенная на территории лагеря
ткацкая фабрика закрылась. Обитатели лагеря вынуждены заниматься развлечением
хозяев. В лагере и происходят свидания работницы Жизели с Альбертом. Он
появляется и уходит за Стену, и несчастная Жизель не знает, что там, за Стеной,
у него есть невеста, а когда узнает, теряет рассудок, а потом и жизнь. Второй,
“инфернальный”, как сказала как-то в беседе со мной Диана Вишнева, акт
начинается с фабрики-призрака. Сюда приходит Альберт, сюда стекаются призраки
фабричных работниц, здесь воссоединяются Жизель с Альбертом, и только здесь
артисты становятся на пуанты, которые выступают как атрибуты нереального,
потустороннего мира... Вместо романтической пасторали - жесткая правда жизни,
вместо аристократии XIX века - хозяева жизни века XXI,
вместо наивной девушки - умудренная жизнью женщина, сохранившая открытую душу и
нежное сердце.
“Моя
Жизель - это современная, энергичная, сильная женщина”, - говорил после премьеры Акрам Хан, а британские
критики писали про “мурашки
по спине, отвисшие челюсти и слезы”. Бессмертная классика в руках Акрама Хана предстает не музейным экспонатом,
а современным, актуальным произведением искусства. Говоря о балетмейстере,
критики подчеркивают в его творчестве объединение европейских и восточных
мотивов.
Акрам Хан является сегодня одним из самых
интересных хореографов мира. Сам себя он называет космополитом. Он родился в
Лондоне в семье выходцев из Бангладеш. Искусству танца стал учиться с семи лет.
Это был древний индийский танец катак. В тринадцать лет Хан стал участником
спектакля Питера Брука “Махабхарата”, с которым гастролировал по миру с
1987 по 1989 годы. Учился в De Montfort University и Performing Arts at the
Northern School of Contemporary Dance. В августе 2000 года
основал балетную компанию (Akram Khan Company). Премьера его первого балета “Kaash” состоялась на Эдинбургском фестивале в 2002 году. В 2008 году он поставил
танцевальную драму “in-i” в Королевском национальном театре Лондона, где его
партнершей была французская актриса Жюльетт Бинош. Дважды танцевал с
легендарной французской балериной Сильви Галлем. В 2012 году труппа Хана
участвовала в церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. В настоящее время
хореограф состоит в штате Sadler's Wells Theatre.
Английский национальный балет - гастролирующая по
миру танцевальная труппа. Акрам Хан дебютировал в ней в 2014 году с
двадцатипятиминутной композицией “Dust” о женщинах, работавших во
время Первой мировой войны на заводе по производству оружия. Художественный
руководитель Английского балета - приглашенная прима-балерина Королевского
балета, испанская балерина Тамара Ройо. “Жизель” - первый полномасштабный двухчастный
балет, созданный Ханом для танцевальной компании, а Чикаго - единственный город
в США, где в 2019 году впервые за тридцать лет прошли выступления труппы. В
ноябре я, как и многие другие, ждал Хана с его последней работой в качестве
танцора - моноспектаклем “XENOS”. К величайшему сожалению, из-за проблем с
декорациями показ спектакля в Чикаго не состоялся. Надеюсь, на этот раз все
пройдет успешно и мы увидим балет “Creature”!
Обращаю ваше внимание, что в серии сольных вокальных вечеров 16 апреля на сцене Harris Theater выступит трехкратный лауреат премии “Грэмми”, американская певица Джойс Ди Донато. За роялем - Крейг Терри. Вечер называется “Эдем”. В программе - произведения Г.Ф.Генделя, Г.Перселла, Г.Малера, Р.Вагнера, Ч.Айвза. В январе 2020 года за альбом “Songplay” Ди Донато получила третью “Грэмми” в номинации “The Best Classical Solo Vocal Album”. Не пропустите!
Nota bene! Все спектакли пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). Билеты - по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или по электронной почте info@harristheaterchicago.org. Адрес театра: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.
Фотографии к статье:
Комментариев нет:
Отправить комментарий