8 декабря в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance) состоится концерт “Патрисия Расетт поет песни Эдит Пиаф” (“Patricia Sings Piaf”). За роялем - музыкальный руководитель Центра оперного пения Райана при Лирик-опере Чикаго, лауреат премии “Грэмми” Крейг Терри.
Нечто магическое было в том безмолвии, которое воцарялось в зале перед выходом
на сцену Эдит Пиаф. Она была гостьей из другого измерения. В ее голосе не было
ни малейшей фальши. Это был голос вечного ребенка. Этот голос воплощал в себе
достоинство и благородство. Голос Пиаф был воплощением красоты, и облик Пиаф,
такой маленькой и хрупкой, лишь усиливал волшебное могущество ее пения.
“Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен - настолько
он красив”, - сказал Саша Гитри. Дитя улицы, воробышек, она появилась на свет в
семье бродячих акробатов, раскинувших свой шатер на одной из парижских улиц. Пиаф
была настоящим Пьеро в юбке в своем вечном черном платье - символе невзгод и
траура. Но черное платье будет потом. На первой своей афише Пиаф изображена в
темной юбке и белом пуловере с длинными рукавами. На шее - красный платок. Она
появлялась на сцене - маленькая хрупкая женщина (ее рост был метр сорок семь),
нелепо одетая, застенчивая, похоже, только и думавшая о том, как бы ей поскорее
со сцены удрать. И притихший зал взрывался овацией...
Песни Пиаф невозможно представить себе в ином, НЕавторском исполнении. И тем не менее раз за разом появляются смельчаки, которые берутся за это безнадежное занятие, - спеть ее песни. И вот - новая попытка. Выдающаяся американская оперная певица Патрисия Расетт с французскими песнями Эдит Пиаф - что может быть притягательнее и интереснее?! Патрисия говорит: “Я постоянно возвращаюсь к песням Пиаф из-за интуитивного характера ее подачи, из-за того драйва, который с годами растворялся во всех аспектах моей артистической идентичности. Попытка подражать Пиаф - не цель. Этот вечер - мой шанс выразить свой голос в песнях, которые выражают душу трагической и триумфальной жизни Пиаф”.
Патрисия Расетт родилась и выросла в Нью-Гэмпшире (небольшом
штате на северо-востоке США), училась в North Texas State University и, по собственным словам, не собиралась
становиться оперной певицей. Однако, влюбившись в оперу, Расетт изменила свое
мнение и решила посвятить свою жизнь оперному пению. Она закончила Молодежную программу
при Опере Сан-Франциско и стала выступать на оперных сценах мира. В 2017 году защитила
докторскую диссертацию в консерватории Сан-Франциско. Лауреат множества музыкальных
наград, главная из которых - премия “Грэмми” за лучшую оперную запись года (Мария Антуанетта в опере Дж.Корильяно “Призраки Версаля”,
постановка Оперы Лос-Андежелеса).
Расетт знакома чикагским любителям оперы с сезона 2000-01 годов, с партии Енуфы в одноименной опере Леоша Яначека. Тогда она удостоилась восторженных оваций зала и похвал критиков. Перечислю лишь некоторые из ее партий в Лирик-опере: Микаэла в “Кармен” Ж.Бизе (сезон 2005-06 годов), замечательная Мадам Лидуан в “Диалогах кармелиток” Ф.Пуленка и Лия в “Турандот” Дж.Пуччини (обе оперы - сезон 2006-07 годов), Чио-Чио-сан в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (она исполняла эту партию дважды: в сезонах 2008-09 и 2013-14 годов).
Особые отношения сложились у Расетт с дирижером Джеймсом Конлоном. В годы
его руководства Музыкальным фестивалем Равиния она с
блеском исполнила партии Тоски (2011 год) и Саломеи (2014 год) в концертных
версиях опер Дж.Пуччини и Р.Штрауса, а летом 2019 года мы слышали ее на фестивале
Равиния в опере Л.Бернстайна “Волнения на Таити” (дирижер - Марин Алсоп).
В 2013 году в театре “Мартин” (Равиния) Расетт
исполнила песни из популярных американских мюзиклов. Тогда же началось ее
сотрудничество с Крейгом Терри.
В 2016 году Расетт солировала в опере Ф.Пуленка “Человеческий голос” в Чикагском оперном театре.
Расетт обожает все новое. Она участвовала в мировых премьерах опер
“Эммелин” (Опера Санта-Фе, 1996) и “Американская трагедия” Тобиаса Пикера
(Метрополитен-опера, 2005), “Жестокий город” (“Cold Sassy Tree”) Карлайла Флойда (Хьюстонская
опера, 2000), “Письмо” Пола Моравеца (Опера Санта-Фе, 2009). Мне запомнилась
Расетт в партии сестры Элен Прежан в опере “Мертвец идет” Джека Хегги (“Dead Man Walking”, Лирик-опера, сезон 2019-20 годов). Расетт
абсолютно растворялась в роли монахини, встречающейся с человеком, осужденным на
смертную казнь за жестокое убийство. Эти встречи продолжались на протяжении
десяти лет, монахиня была рядом с преступником накануне приведения в исполнение
смертного приговора.
В интервью американскому журналу “Opera News” (выпуск за сентябрь 2014 года) певица сказала: “Моя карьера - это путь,
состоящий из нескольких этапов. Первый начался, когда я окончила стажировку по
оперной программе “Мерола” и была абсолютно растеряна. Затем я начала исполнять
такие партии, как Мими и Виолетта. Потом взялась за оперы “Эммелин”, “Жестокий
город”, “Американская трагедия” и другие новые произведения американских
композиторов, которые попадались мне на пути. После этого начался период
Пуччини и Яначека, это было поистине удивительное время... Я хочу исполнять эти
главные роли как можно дольше, но мне также интересно, что ждет меня впереди...
Темперамент персонажа и драматический аспект произведения - то, что сейчас все
больше и больше влияет на мое решение при выборе партии. Конечно, я обязательно
задаю себе вопрос: “Смогу ли я вокально с этим справиться?” И я считаю, что
всегда поступала разумно”. (Перевод с английского Дарьи Денисовой.)
Недавно Расетт
впервые поставила оперу (“Сусанна” К.Флойда) и впервые стала художественным
руководителем. Она возглавила Молодежную программу при Опере Сент-Луиса.
Еще Расетт играет на гитаре и любит джаз, но, по
собственному признанию, у нее остается слишком мало времени для этого. “Дома я
не слушаю музыку. Когда твоя жизнь - музыка, то начинаешь ценить тишину”, -
говорит певица.
Концерт Расетт проходит в рамках серии “HTP Mainstage”. Следующая певица в этой серии - Изабель Леонард. Арии и популярные песни
она исполнит в дуэте с испанским гитаристом Пабло Сайнс Вильегасом. Концерт состоится
23 марта 2023 года.
Nota bene! Концерт “Патрисия Расетт поет песни Эдит Пиаф” состоится 8 декабря в
7.30 pm в помещении Театра музыки и танца “Харрис” по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты на этот и
другие концерты и спектакли театра сезона 2022-23 годов - по телефону
312-334-7777, электронной почте info@harristheaterchicago.org или на сайте www.harristheaterchicago.org.
Фотографии
к статье:
Фото 1. Патрисия Расетт. Фото - Девон Касс
Фото 2. Патрисия Расетт - Чио-Чио-сан
в спектакле “Мадам Баттерфляй” (Метрополитен-опера). Фото - Марти Сол
Фото 3. Патрисия Расетт - Элен Прежан в спектакле“Мертвец идет” (Лирик-опера, сезон
2019-20 годов). Фото - Кен Ховард
Фото 4. Патрисия Расетт. Фото - Кейт Расселл
Комментариев нет:
Отправить комментарий