16 июл. 2021 г.

Grant Park Music Festival 2021. Концерты 7-17 июля


2 июля концертом “Independence Day Salute” торжественно открылся восемьдесят шестой летний музыкальный фестиваль Grant Park Music Festival. В течение восьми недель мы услышим тринадцать программ, составленных из лучших произведений симфонической, хоровой и камерной музыки. Фестиваль, посвященный в этом году славному городу Чикаго, в шестнадцатый раз пройдет на территории парка “Миллениум”. Участники выступят в Павильоне (Millennium Park’s Jay Pritzker Pavilion). Расскажу о ближайших концертах фестиваля.


7 июля, 6.30 pm
. В программе: “Короткая пьеса для оркестра” Дж.Перри, сюита из музыки к драме А.Доде “Арлезианка” Ж.Бизе, Фортепианный концерт Э.Грига (солистка - Джойс Янг), увертюра к опере “Вильгельм Тель” Дж.Россини. Оркестром Грант-парка руководит главный дирижер и художественный руководитель фестиваля Карлос Кальмар.

“Короткая пьеса для оркестра” - сочинение 1952 года американского композитора Джулии Аманды Перри (1924-1979). В этот период она жила в Париже и училась у Нади Буланже. В общей сложности Перри провела в Европе пять с половиной лет. Вернувшись в родной штат Огайо, она с неизменной любовью и нежностью вспоминала те годы.


Новая звезда фортепианной музыки - тридцатипятилетняя пианистка из Южной Кореи Джойс Янг. В десять лет она переехала в США. Училась в Джульярдской школе. Лауреат Второй премии XII Международного конкурса пианистов имени В.Клиберна (2005 год). Сегодня триумфально выступает на лучших концертных сценах Европы. На фестивале Равиния Янг впервые выступила летом 2004 года в программе “Будущие звезды” (Rising Star Series), в августе 2009 года на фестивале Равиния солировала в Первом фортепианном концерте С.Рахманинова. ЧСО дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Джеймс Конлон.

9 и 10 июля, 6.30 pm. В программе: кантата “Глория” для хора и оркестра А.Вивальди, Адажио для струнных С.Барбера, Третья симфония И.Брамса. Оркестр и Хор Грант-парка. Дирижер - Карлос Кальмар. Хормейстер - Кристофер Белл.


14 июля, 6.30 pm
. В программе: пьеса “Шум и ярость” А.Кляйн, Месса в честь святого Николая Йозефа Гайдна, Первая симфония Л.ван Бетховена. Солисты: Кейтлин Ли, сопрано; Сара Пондер, меццо-сопрано; Хосс Брок, тенор; Дэн Ричардсон, бас-баритон. Оркестр и Хор Грант-парка. Дирижер - Карлос Кальмар. Хормейстер - Кристофер Белл.

Одна из редко исполняемых Месс Гайдна - Месса в честь святого Николая. Произведение было написано в 1772 году предположительно к именинам князя Николауса Эстергази, у которого Гайдн большую часть жизни состоял на службе.

От Гайдна - к новой музыке. В комментариях для программы концерта Анна Кляйн называет два произведения, в которых она “черпала вдохновение”, работая над пьесой “Шум и ярость”: Шестидесятая (подзаголовок - “Рассеянный”) симфония Йозефа Гайдна и драма Шекспира “Макбет”. Кстати, мировая премьера “Шума и ярости” в ноябре 2019 года в Эдинбурге прошла в одном концерте с Шестидесятой симфонией Гайдна. Шотландским камерным оркестром дирижировал Пекка Куусисто.

Меня, правда, удивило, что Кляйн даже не упомянула знаменитый одноименный роман Уильяма Фолкнера. Трудно предположить, что это простое совпадение.

Анна Кляйн родилась 9 марта 1980 года в Лондоне. Первое произведение сочинила в одиннадцать лет. Училась в Эдинбургском университете и Манхэттенской школе музыки. С 2008 по 2010 годы Анна была директором программы “Сочинение музыки” при Нью-Йоркском молодежном оркестре, с 2010 до 2013 года была резидентом-композитором ЧСО. В эти годы она жила в Чикаго и сочиняла музыку по заказу оркестра.


16 и 17 июля, 6.30 pm
. В программе: Три танцевальных фрагмента Л.Бернстайна из фильма “Увольнение в город”, Концерт для альта с оркестром М.Брауэр (солист - лауреат премии “Грэмми” Масуми Пер Ростад), Пятая симфония Я.Сибелиуса. Оркестр Грант-парка. Дирижер - Карлос Кальмар.

“Увольнение в город” (оригинальное название - “On the Town”) - первый бродвейский мюзикл Леонарда Бернстайна, возникший из балета “Матросы на берегу”. Постановщик балета, хореограф Джером Роббинс уговорил композитора поменять название и переделать балет в мюзикл, а из мюзикла получился музыкальный фильм, в котором одну из главных ролей исполнил Фрэнк Синатра. В сочинении Бернстайна многих смутило совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу, песенками в стиле джаза и рок-музыки. Впрочем, вскоре композитор заставил критиков замолчать... Три музыкальных фрагмента дают прекрасное представление о мюзикле.

Музыка американского композитора Маргарет Брауэр активно исполняется провинциальными оркестрами, но в мире это имя известно далеко не всем. Много лет она занималась педагогической деятельностью, с 1996 до 2008 года работала деканом композиторского отделения Кливлендского музыкального института. 

Альтист Масуми Пер Ростад родился в японско-норвежской семье в нью-йоркском районе Ист-Виллидж. В раннем возрасте увлекся музыкой. Учился в Джульярдской школе у легендарной альтистки и педагога Карен Таттл. Живет в Рочестере (штат Нью-Йорк), преподает в Eastman School of Music. Играет на уникальном инструменте 1619 года работы Амати. Игру Ростада мы слышали в июне 2012 года на Втором международном фестивале камерной музыки (North Shore Chamber Music Festival). Он играл в составе струнного квартета Pacifica.

На прошлой неделе стало известно, что контракт с главным дирижером и художественным руководителем фестиваля Карлосом Кальмаром продлен до 2024 года, после которого он станет дирижером-лауреатом. В 2024 году фестивалю исполнится девяносто лет, двадцать пять лет из них фестивальным оркестром руководил Кальмар - достойные даты, чтобы закончить работу в качестве руководителя, но при этом продолжить сотрудничество с фестивалем. Уже объявлено, что в качестве дирижера-лауреата Кальмар вернется в Чикаго летом 2026 года.

Nota bene! Все концерты Grant Park Music Festival пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты фестиваля бесплатные. Все проходят без антракта. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-сезоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов - на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.

Фотографии к статье:

Фото 1. ЛОГО Grant Park Music Festival

Фото 2. Дирижирует Карлос Кальмар. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото 3. Джойс Янг. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото 4. Анна Кляйн. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фото 5. Масуми Пер Ростад. Фото - masumirostad.com/

Ravinia Festival 2021. Концерты 7-16 июля


1 июля открылся старейший в Северной Америке и крупнейший на Среднем Западе Музыкальный фестиваль Равиния (Ravinia Festival). Он проходит в восемьдесят пятый раз в пригороде Чикаго Хайленд-парк. Расскажу о ближайших концертах фестиваля.


7 июля, 7.30 pm. Павильон
. Парад пианистов открывает Гаррик Олссон с серией “The Breadth of Brahms for Solo Piano”. Известный американский пианист отмечает сорокалетие со дня своего дебюта на фестивале. На протяжении четырех вечеров он исполняет фортепианные произведения И.Брамса. Позади - концерты 1 и 5 июля. В программе третьего вечера: Семь фантазий, Вариации на тему Паганини (тетрадь 2), Третья фортепианная соната.

Гаррик Олссон часто выступал с Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) как на фестивале Равиния, так и в Симфоническом центре. Последний раз - в 2018 году - он исполнил Двадцатый фортепианный концерт В.А.Моцарта (ЧСО дирижировал Джеймс Конлон).

8 июля, 7.30 pm. Павильон. Сольный концерт американского пианиста российского происхождения Владимира Фельцмана. В программе - “Семь багателей” Л.ван Бетховена и “Четыре экспромта” Ф.Шуберта.

9 июля, 8.00 pm. Павильон. Главным событием


фестиваля всегда становится участие в нем ЧСО. Он выступает на фестивале с 1905 года! Весной 1936 года деловые люди Хайленд-парка и Чикаго создали некоммерческую ассоциацию “Фестиваль Равиния”, а 3 июля 1936 года началась новая, современная история фестиваля. За дирижерским пультом ЧСО стоял французский маэстро Эрнест Ансерме. С этого года Равиния превратилась в летнюю резиденцию ЧСО, так что официально это лето станет для оркестра восемьдесят шестым (правда, в прошлом году фестиваль не проводился). По контракту беспрецедентное по времени сотрудничество одного оркестра с одним фестивалем продолжится как минимум до 2026 года! Главной темой фестиваля этого года станет празднование возвращения любимого ЧСО в свой летний дом. За шесть недель, с 9 июля по 15 августа, оркестр исполнит пятнадцать разных программ. В программе первого концерта: “Фанфары для необычной женщины, часть 1” лауреата премии “Грэмми”, американского композитора Джоан Тауэр, Двадцать третий фортепианный концерт В.А.Моцарта (солист - живущий в Хайленд-парке мексиканский пианист Хорхе Федерико Осорио), Седьмая симфония Л.ван Бетховена. Дирижер - Марин Алсоп. С этого года она является главным дирижером фестиваля.

10 июля, 8.00 pm. Павильон. Тематический концерт ЧСО “Celebrating America”. В программе - произведения американских композиторов: “All American” Л.Карпман, “The Battle for the Ballot” С.Гэрроп, “Fate Now Conquers” К.Саймона, Симфония о Гарлеме и пьеса “Victory Stride” Дж.Джонсона. Дирижер - Марин Алсоп. Приглашенный дирижер - Джонатан Раш. Ведущий концерта - Джей Ледимор.

Пьеса “All American” написана Лорой Карпман по заказу Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Премьера прошла в апреле 2019 года.

Композитор из Эванстона Стейси Гэрроп с сезона 2018-19 годов является композитором-резидентом (Emerging Opera Composer in Residence) Чикагского оперного театра. Ее произведения исполнялись камерным квартетом Кронос, хоровым ансамблем Бостона и другими коллективами. Гэрроп - лауреат 2016 Meier Foundation Achievement Award и 2018 Barlow Prize. Записывается на студии Cedille Records. Премьера ее пьесы “The Battle for the Ballot” состоялась на фестивале современной музыки Cabrillo в Калифорнии в августе 2020 года.

Музыка композитора из Атланты Карлоса Саймона переполнена джазовыми и госпел-мотивами. Его новая пьеса “Fate Now Conquers” написана под влиянием Седьмой симфонии Бетховена. Премьера сочинения прозвучала в октябре 2020 года в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра.

Концерт завершится двумя произведениями американского пианиста и композитора Джеймса Джонсона (1894-1955), сыгравшего важную роль в развитии джаза. Он родился в Нью-Джерси, жил в Гарлеме и воспевал этот нью-йоркский район в своей музыке. Первую работу музыканта Джонсон получил в тринадцать лет. Обожал импровизации, был неподражаем в исполнении рэгтаймов и попурри. Именно он был одним из тех, кто придумали знаменитый гарлемский шагающий ритм - страйд (английское название - Harlem Stride Piano). Отсюда - название пьесы “Victory Stride”. Страйд - особый, джазовый стиль игры на фортепиано с элементами классической фортепианной музыки (арпеджио, гаммы, etc.). Он возник в Нью-Йорке во время Первой мировой войны. Пианисты в джазовых клубах каждый вечер исполняли бесконечные рэгтаймы. От скуки они импровизировали, пытаясь внести разнообразие в музыку.

11 июля, 2.00 pm. Павильон. В детской серии (Kids Concert Series) - концерт “Beethoven Lives Upstairs”. Произведения Л.ван Бетховена прозвучат в исполнении Oistrakh Symphony of Chicago. Дирижер - основатель и музыкальный руководитель оркестра Мина Зикри. Выпускник DePaul University, он долгие годы является ассистентом Даниэля Баренбойма. Оркестр Oistrakh Symphony of Chicago был основан в 2005 году. На вопрос о названии оркестра Зикри непременно отвечает об огромном влиянии на него великого скрипача XX века Давида Ойстраха. Познакомившись с его творчеством в Египте, Закри выбрал для себя скрипку в качестве музыкального инструмента. В девяностые годы в Германии Закри стажировался у сына и внука Ойстраха: Игоря и Валерия. Продюсер вечера - компания “Classical Kids LIVE!”

11-12, 15-16 июля, 5.00 pm; 14 июля, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерты студентов фортепианного отделения и отделения струнных инструментов Музыкального института при фестивале Равиния (Ravinia Steans Music Institute). Музыканты сыграют в пустом зале, концерты будут транслироваться на YouTube-канале фестиваля.

12 июля, 7.30 pm. Павильон. Заключительный концерт Гаррика Олссона с серией “The Breadth of Brahms for Solo Piano”. В программе вечера - фортепианные произведения И.Брамса: Скерцо, Первая фортепианная соната, Шестнадцать вальсов, Четыре пьесы для фортепиано.


13
июля, 8.00 pm. Carousel Stage. Концерт чикагского джазового вокалиста, лауреата премии “Грэмми” Курта Эллинга и гитариста Чарли Хантера.

Nota bene! Билеты на концерты второй части фестиваля (16 августа - 26 сентября) поступят в продажу 21 июля. Полная программа и заказ билетов - на сайте ravinia.org/. Все концерты фестиваля пройдут по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.

Фотографии к статье:

Фото 1. ЛОГО Ravinia Festival

Фото 2. Гаррик Олссон. Фото - Какпер Пемпел

Фото 3. Хорхе Федерико Осорио. Фото - Ravinia Festival

Фото 4. Курт Эллинг. Фото - Анна Веббер

5 июл. 2021 г.

Новое шоу театра Зинзанни. “Праздник из нескольких блюд”


Чикаго постепенно возвращается к нормальной жизни, а это значит, что с каждым днем увеличивается количество культурных мероприятий. 8 июля в городе возобновляются спектакли театра Зинзанни (Teatro ZinZanni). На этот раз нас ждет новое шоу или, как сказано в аннотации, “праздник из нескольких блюд”.

О театре Зинзанни мы узнали в сентябре 2019 года, после премьеры шоу “Любовь, хаос и ужин” (“Love, Chaos & Dinner”). Тогда же я впервые написал об этом в высшей степени необычном и интересном коллективе. Начну с места, где проходит шоу. Это - зеркальный шатер Spiegeltent ZaZou, созданный архитектором Виллемом Клессенсом в начале XX века. Шатер построен по принципу конструктора, состоит из более чем четырех тысяч частей и при этом легко собирается и разбирается. Он привезен в Чикаго из Бельгии. В Чикаго шатер находится на четырнадцатом этаже отеля Cambria (32 West Randolph), но представление начнется на первом, где заботливая девушка пригласит вас пройти по красному ковру к лифту. На четырнадцатом этаже вы попадете в сказочный волшебный мир с сувенирным магазином и баром, где есть все и даже больше. В меню собран целый букет разнообразных и, главное, оригинальных напитков. В прошлый раз я выбрал коктейль “ZinZanni Old Fashioned” и не пожалел. Сочетание луисвилльского бурбона, итальянского ликера Rapa Giovanni с грецкими орехами и горького ликера Peychaud настроило на нужное восприятие шоу.


Зрители сидят за столиками в круглом зале. Сцены как таковой нет - актеры-участники шоу работают в центре зала на помосте, который то поднимается вверх, то опускается вниз. Сзади внутри шатра располагается оркестр - в шоу звучит только живая музыка, в том числе - хорошо узнаваемые произведения. В прошлый раз таким было, например, танго Ежи Петербургского “Утомленное солнце”.

Как и прошлый спектакль, новое шоу сочетает в себе элементы театра варьете, мюзик-холла, кабаре, цирка. Все сложнейшие трюки всегда выполняются без страховки.

Как известно, эталоном качества в области циркового искусства в последние десятилетия является канадский Цирк солнца (Cirque du Soleil). Актеры театра Зинзанни не ставят своей задачей конкурировать со всемирно известным цирком. В Цирке солнца актеры находятся далеко от зрителей. Мы смотрим на шоу этого цирка, как на прекрасную сказку из другой жизни. В театре Зинзанни совсем не так - все происходит буквально перед нашими глазами. Мы находимся внутри действия, актеры разговаривают с нами, а потом срабатывает эффект неожиданности: только что мы видели рядом с собой официантов, а уже через несколько минут они начинают танцевать, петь и устраивать трюки с фокусами.  


Театр Зинзанни был создан в Сиэттле в 1998 году. Отцы-основатели театра - режиссер Норман Лангилл и артист цирка иллюзионист Евгений Воронин. Мы видели его в роли Волшебника (“The Maestro”) в шоу “Любовь, хаос и ужин”.

Расскажу о главных звездах нового шоу. Комик-ветеран Франк Ферранте известен под сценическим именем Цезарь. Он выступает в театре Зинзанни с 2001 года, участвовал в более чем полутора тысячах представлениях по всему миру, в том числе - в Чикаго с шоу “Любовь, хаос и ужин”. Ферранте стал известен в двадцать три года после исполнения роли Грауча Маркса в спектакле “Groucho: A Life in Revue”. Премьера прошла в одном из офф-Бродвейских театров, позднее спектакль переехал в Лондонский West End, потом показан на PBS. За роль величайшего американского комика Ферранте был удостоен престижных нью-йоркских премий World Award и Outer Critics Circle, а также номинации на премию Оливье.

Певца Кунио называют “порождением Фредди Меркьюри и Дженис Джоплин”. Мне он запомнился исполнением роли Понтия Пилата в мюзикле “Иисус Христос-суперзвезда” в Лирик-опере (сезон 2018-19 годов). А еще он сыграл Томми Де Вито в финальном сезоне мюзикла “Jersey Boys” в CIBC Theatre. В театре Зинзанни Кунио дебютировал в 2019 году в Сиэттле.


Овациями непременно заканчивается номер гимнастического дуэта Duo 19, в составе которого - выступающие на трапеции Оливер Паркинсон и Кэсси Катлер. Получив диплом доктора и ученую степень кандидата медицинских наук, Оливер пошел в большой спорт. Он был чемпионом в смешанных боевых единоборствах, потом увлекся гимнастикой, стал заниматься трюками на летающей трапеции. Кэсси с детства занималась гимнастикой, всегда любила делать сальто в воздухе. Гастролировала с труппой Pippin the Musical, участвовала в спектаклях “Circus Roncalli” и “Circus 1903”, выступала с компаниями Bacio Rosso, Circus Monti, Circus Sarasota, Cirque Mechanics, Fringe Arts.

Уроженка Бруклина певица Сторм Марреро развивала свои уникальные вокальные данные под опекой опытных оперных певцов на музыкальном факультете университета Пуэрто-Рико. Ее вокальный стиль уходит корнями в латиноамериканскую музыку, соул, джаз, R&B. Сегодня она является одной из самых востребованных певиц в Нью-Йорке. Ее дебютный альбом “Black Gypsy” есть на всех стриминговых платформах.


Французский актер, акробат, танцор а-ля Чарли Чаплин Микаэль Баджазет учился в знаменитой цирковой школе Annie Fratellini в Париже. После ее окончания с уникальным номером Les Petits Freres выступил во всех крупнейших цирковых компаниях в Европе и США, в том числе - в труппах Kaleidoscape (тур по США), Cirque Dhiver Bouglione, Wintergarden, Apollo, Friedrichsbau, Tiger Palast, Gop, Palazzo. Участвовал в церемониях открытия и закрытия Чемпионата мира по футболу 1998 года. В театре Зинзанни создал комический персонаж Коко.

Воздушная акробатка Леа Хинц родилась в Геттингене (Германия). В составе сборной Германии по художественной гимнастике выиграла шесть медалей. Выступала в труппах Feuerwerk der Turnkunst, Les 7 Doigts de la Main, La Soirée, Urbanatix, Cirque de Demain, в театрах и кабаре по всему миру. В театре Зинзанни дебютировала в 2016 году. В шоу “Абсент” в Лас-Вегасе более полутора тысяч раз выступала с сольным номером “Jeans”.

Канадский актер, писатель, педагог, режиссер Джо Де Пол - ветеран многочисленных постановок Cirque du Soleil. Его дебют в Цирке Солнца состоялся в шоу “Дралион”. Он гастролировал по Северной Америке и сыграл клоуна в киноверсии шоу, получившей премию “Эмми”. Де Пол выступал в различных театрах, цирках и кабаре Северной Америки и Европы, включая Salto Natale в Цюрихе, PALAZZO в Германии и Cirque Zanzibar во Франции. С уличным цирком Лос Галиндос гастролировал по Европе, выступал в роли клоуна на футбольном шоу во время Чемпионата мира по футболу в Берлине в 2006 году, преподавал в Женевской цирковой школе, Школе клоунов FRACO во Франции, Монреальском университете Конкордия и Национальной театральной школе Канады. Режиссер шоу “Ama Luna” и “Ka” в Cirque du Soleil. Дизайнер клоунской группы в новом шоу в Орландо. Автор и исполнитель двух комедийных шоу: “Placebo and Mr.P.P.” и “Джо”. Играл в более чем двадцати фильмах и сериалах. С 2007 года сотрудничает с театром Зинзанни. Поставил в нем несколько спектаклей, участвовал в шоу в качестве актера. Последний раз - в Чикаго в 2019 году. По его словам, счастлив снова вернуться к игре.

Есть среди звезд и наша соотечественница - акробатка Вита Родионова. Очаровательная, завораживающая и чувственная, в своих акробатических выступлениях с танцами и обручем она бросает вызов всем законам природы. После окончания Цирковой школы в Киеве в 1999 году Вита выступала на лучших площадках Европы, в том числе в немецких театрах варьете Apollo Varieté, GOP Varieté и Palazzo, а также в Circus Salto Natale. В 2015 году Вита была участницей десятого сезона программы “America's Got Talent” и вышла в четвертьфинал. Работала в различных шоу в Лас-Вегасе, помогала фокуснику Дэвиду Голдрейку в шоу “Imaginarium”. В 2003 году участвовала в гастролях цирка Tiger Lilies по Европе. Дебют Виты в Северной Америке состоялся в 2004 году в театре Зинзанни. С тех пор она является украшением каждого шоу и поражает воображение многообразием ролей, мастерством и технической сложностью трюков. Знатоки говорят, что приходить на шоу театра Зинзанни стоит только ради того, чтобы посмотреть, как виртуозно Вита работает с обручем.

Режиссер шоу - основатель театра Норм Лангилл.

В стоимость билета входит ужин из четырех блюд. Каждая перемена блюд оригинально обыгрывается актерами. Длительность шоу - около трех часов. Холодные закуски ждут нас на столах до начала шоу, в первом перерыве приносят салаты, во втором - горячие блюда, ближе к финалу зрители получают десерт. За кухню отвечает компания “The GoddessDebbie Sharpe.

“Праздник из нескольких блюд” возвращается! Не пропустите! Все подробности - на сайте www.zinzanni.com/Chicago.

Театр Зинзанни представляет в Чикаго компания Broadway In Chicago. В планах компании - спектакли “Шесть” (“Six”, 5 октября 2021 года - 30 января 2022 года, Broadway Playhouse at Water Tower Place), “Холодное сердце” (“Disneys Frozen”, 18 ноября 2021 года - 23 января 2022 года, Cadillac Palace Theatre), “История Саймона и Гарфанкела” (“The Simon & Garfunkel Story” 22 - 27 февраля 2022 года, CIBC Theatre), “Приходите издалека” (“Come From Away”, 22 февраля - 6 марта 2022 года, Cadillac Palace Theatre), “Мулен Руж” (“Moulin Rouge! The Musical”, 26 февраля - 24 апреля 2022 года, James M. Nederlander Theatre), “Моя прекрасная леди” (“My Fair Lady”, 28 июня - 10 июля 2022 года, Cadillac Palace Theatre), “Иисус Христос - суперзвезда” (“Jesus Christ Superstar”, 19 - 31 июля 2022 года, Cadillac Palace Theatre), “Дьявол носит Prada (The Devil Wears Prada”, 19 июля - 21 августа 2022 года, James M. Nederlander Theatre).

2 ноября 2021 года в чикагском James M.Nederlander Theatre состоится предбродвейская премьера мюзикла Paradise Square. Об этом и других спектаклях серии “Broadway In Chicago” я подробно расскажу в будущих выпусках моего обозрения.

Nota bene! Шоу театра Зинзанни проходит в помещении Cambria Hotel по адресу: 32 West Randolph, Chicago, IL 60601. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2021-22 годов продаются в театральных кассах компании “Broadway In Chicago” (24 West Randolph Street, 151 West Randolph Street, 18 West Monroe Street и 175 East Chestnut), их можно заказать по телефону 312-977-1717 или на сайте www.broadwayinchicago.com. Там же вы найдете подробную информацию о постановках.

Фотографии к статье:

Фото 1. Франк Ферранте. Фото - Amy Boyle Photography

Фото 2. Вита Родионова. Фото - Broadway In Chicago

Фото 3. Кунио. Фото - Broadway In Chicago

Фото 4. Duo 19. Фото - Broadway In Chicago

Фото 5. Джо Де Пол. Фото - Broadway In Chicago

4 июл. 2021 г.

До встречи в сентябре, маэстро Мути! Первые подробности нового сезона ЧСО


Закончились последние в этом сезоне живые концерты Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) в Симфоническом центре. Да, оркестр был не в полном составе, заполняемость зала составляла двадцать процентов, концерты были короткими... Все так, но главное, что процесс возвращения оркестра к нормальной жизни начался. Музыканты соскучились по встречам со зрителями, а мы, зрители, - по живому звуку. Поэтому я увидел такой теплый прием, поэтому так счастливы были музыканты и зрители. Подобное единение дорогого стоит!

Процесс возвращения ЧСО к нормальной концертной жизни продолжится на Музыкальном фестивале Равиния. За шесть недель, с 9 июля по 15 августа, ЧСО исполнит пятнадцать разных программ. Начиная со следующей недели, я буду подробно рассказывать обо всех концертах фестиваля. Сегодня - другие новости.

Новый сезон ЧСО 2021-22 годов начнется 23 сентября. За дирижерским пультом оркестра впервые с февраля 2020 года встанет его музыкальный руководитель Риккардо Мути. Начинается двенадцатый сезон маэстро во главе ЧСО! Осенью Риккардо Мути проведет с оркестром три недели (23 сентября - 9 октября), исполнив по три раза три программы. Каждая из них откроется произведением, никогда ранее не исполнявшимся ЧСО. На открытии сезона ЧСО впервые в своей истории исполнит увертюру к комической опере “Анонимный любовник” (“LAmant anonyme”) французского композитора, дирижера, скрипача и королевского мушкетера Жозефа Болони де Сен-Жоржа (1739-1799). Он родился в Гваделупе в семье француза и сенегальской матери. В Париже его называли “чернокожим Моцартом”. Во второй половине XVIII века сочинения шевалье де Сен-Жоржа часто звучали в домах французских аристократов, в 2021 году его произведения неожиданно зазвучали в Чикаго. В феврале в рамках серии “Black History Month” ЧСО исполнял произведения композиторов афроамериканского происхождения. На сайте оркестра в свободном доступе можно послушать Третью скрипичную сонату де Сен-Жоржа. Исполнители: скрипачи ЧСО братья Симон и Матоус Михалы. В апреле в серии камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago прозвучал Пятый струнный квартет де Сен-Жоржа. “Анонимный любовник” - единственная сохранившаяся опера де Сен-Жоржа.

Еще одно первое исполнение в истории ЧСО - Andante moderato Флоренс Прайс (1887-1953). Лирическая пьеса для струнного оркестра возникла из ее Струнного квартета соль мажор. Перед началом прошлого сезона маэстро Мути сказал: “Мне говорили о музыке Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она искренняя... Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка Прайс идет от сердца”.

Флоренс Прайс была одной из первых женщин, сочинявших в Америке классическую музыку, и первой женщиной-симфоническим композитором афроамериканского происхождения. В 1931 году в Чикаго в исполнении ЧСО под управлением Фредерика Стока состоялась мировая премьера Первой симфонии Прайс. В рамках серии “Black History Month” на сайте ЧСО в свободном доступе можно послушать фрагмент “Juba Dance” из Первой симфонии и Пять народных песен в контрапункте Прайс. Исполнители - музыканты Civic Orchetsra of Chicago. В планах на весну 2022 года -  первое исполнение Третьей симфонии Прайс.

Третья программа откроется пьесой “These Worlds in Us” бывшим композитором-резидентом ЧСО Мисси Маццоли. Сочинение 2006 года вдохновлено военной службой отца Мисси и стихотворением, посвященном жизни военного летчика. Маццоли использует весь красочный набор оркестровых инструментов, включая ударные. Весной 2022 года ЧСО исполнит новые произведения Маццоли (одна из пьес называется “Orpheus Undone”) и будущего композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери.

В новом сезоне ЧСО с маэстро Мути исполнит некоторые из симфоний Л.ван Бетховена. В первой программе мы услышим Третью (“Героическую”), во второй - Седьмую симфонии. В планах на зиму-весну 2022 года - Четвертая, Шестая и Девятая симфонии.

Во второй программе сезона прозвучит Скрипичный концерт И.Брамса. Солист -  выдающийся скрипач современности Леонидас Кавакос.

В третьей программе ЧСО под управлением маэстро Мути исполнит Шестую (“Патетическую”) симфонию П.Чайковского и “Волшебное озеро” А.Лядова.

Зимой 2022 года ЧСО впервые исполнит Одиннадцатую симфонию Филипа Гласса.

Традиционный Симфонический бал в этом сезоне пройдет 2 апреля 2022 года.

Сезон завершится в июне 2022 года концертным исполнением оперы Дж.Верди “Бал-маскарад”. Кроме Симфонического центра бесплатный концерт пройдет в парке “Миллениум”.

Полная программа ЧСО на первую половину сезона станет известна 13 июля, программа на период с января по июль 2022 года будет опубликована в октябре.


Приятная новость из администрации ЧСО: 28 июня на должность вице-президента оркестра (Vice President for Artistic Planning) вернулась Кристина Рокка. В связке с музыкальным руководителем Риккардо Мути она снова будет заниматься планированием репертуара и согласованием сроков с солистами. Напомню, Рокка работала в ЧСО с 16 марта 2015 года до октября 2020 года, а пандемийный год провела в Лондоне в должности художественного руководителя Лондонского филармонического оркестра.


Человеком с большим опытом и профессионализмом назвал Кристину музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути: “Я знаю ее много лет и горжусь совместной работой в Чикаго. Кристина - человек с большим опытом. С нетерпением жду, когда она снова станет частью нашей “семьи”. В заявлении для прессы Кристина Рокка отметила, что для нее является большой честью работа с ЧСО и Риккардо Мути: “Я глубоко благодарна маэстро Риккардо Мути, Джеффу Александру и всем моим коллегам в Чикаго. Они предложили мне исключительную возможность вернуться к работе с одним из величайших оркестров мира”.

Кристина Рокка родилась в 1954 году в Болонье (Италия). В детстве занималась на фортепиано, интересовалась теорией музыки. С отличием окончив Болонский университет (специализация - музыка), получила диплом по специальности “Гуманитарные науки” Экспериментального центра музыкальных исследований во Флоренции и диплом по специальности “Оперная и хоровая музыка” в Teatro Comunale (Болонья). Свободно говорит на английском, французском, итальянском языках. В разные годы Кристина Рокка работала директором по планированию в Кливлендском симфоническом оркестре, менеджером по работе с артистами в Страсбургском филармоническом оркестре, руководителем отдела программирования концертов в Борнмутском симфоническом оркестре (Великобритания), директором по планированию Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия, художественным руководителем Национального оркестра Франции.

Возвращение Кристины Рокки показывает, что ЧСО собирается продолжать линию на многообразие артистов и популяризацию оркестра во всем мире. Надеюсь, что европейский опыт Рокки поможет в организации будущих поездок оркестра. Возможно, мы увидим новых солистов, прежде никогда не выступавших в Чикаго. Работая во Франции, Рокка была связана с телевизионными каналами и музыкальными интернет-сайтами. Среди них - “ARTE” (немецко-французский телеканал), “Medici” (крупнейший в мире интернет-портал классической музыки), “Mezzo” (французский телеканал). Кто знает, возможно, в будущем ЧСО будет больше появляться на телевидении и делать онлайн-трансляции своих концертов. Это то, что уже давно практикует Берлинский филармонический оркестр, и то, чего не хватает чикагскому.


Впервые в истории ЧСО ввел новую позицию - артист-резидент (Artist-in-Residence). Им стала замечательная американская скрипачка, лауреат трех премий “Грэмми” Хилари Хан. Двухлетний контракт с Хан начнется 1 сентября и продлится до 30 июня 2023 года. В новой роли мы встретимся с Хан в декабре, когда она будет солировать в Скрипичном концерте А.Дворжака. Для ЧСО этот Концерт имеет особое значение. Американская премьера Концерта состоялась в Чикаго в 1891 году. На весну 2022 года запланирован сольный камерный концерт Хан в Симфоническом центре, а также два концерта новой бесплатной серии для самых маленьких зрителей “Bring Your Own Baby (BYOB)”. В заявлении для прессы Хилари Хан отметила: “Я очень рада, что буду артистом-резидентом ЧСО. Я восхищаюсь оркестром и маэстро Мути, и для меня большая честь присоединиться к чикагской “семье”. С нетерпением жду возможности исполнять великую музыку с великим оркестром”.

Хилари Хан родилась 27 ноября 1979 года в городе Лексингтон (штат Виргиния). Выросла в Балтиморе (штат Мэриленд). Начала играть на скрипке в четыре года. В одиннадцать лет состоялся ее дебютный концерт с оркестром - Балтиморским симфоническим. Училась у русских педагогов: сначала у профессора Клары Беркович, потом (в Институте музыки Кертиса) - в классе Яши Бродского. Была артистом-резидентом Венского концертного зала, JapanArts в Токио, Национального оркестра Лиона, Филармонического оркестра радио Франции, Филадельфийского и Сиэттлского симфонических оркестров. В этом сезоне работала виртуальным артистом-резидентом Филармонического общества Orange County. Ее диски выпускают фирмы Decca, Deutsche Grammophon, Sony. Три премии “Грэмми” получила за альбомы 2003 (Концерты И.Брамса и И.Стравинского), 2008 (Концерты А.Шенберга и Я.Сибелиуса) и 2013 (“In 27 Pieces: the Hilary Hahn Encores”) годов.


Дебютное выступление Хилари Хан в Чикаго состоялось в феврале 2002 года в рамках гастролей Оркестра Концертгебау под управлением Риккардо Шайи. Хан солировала в Первом скрипичном концерте Д.Шостаковича. В 2007 году со Скрипичным концертом К.Голдмарка Хан впервые выступила с ЧСО. С тех пор она не раз возвращалась в Чикаго, играла в симфонических и камерных концертах. Я помню два ее последних выступления. В ноябре 2016 года в камерном концерте, кроме произведений Баха, Моцарта, Шуберта, она исполнила Партиту для скрипки Антона Гарсиа Абрила. Испанский композитор сочинил для Хилари шесть партит, и, по ее словам, прекрасней музыки трудно себе представить. В мае 2019 года Хан с ЧСО под управлением Марин Алсоп исполнила Скрипичный концерт Я.Сибелиуса.

Хилари Хан играет на уникальной скрипке французского мастера Жана-Батиста Вийома работы 1864 года.

Nota bene! Абонементы на концерты сезона 2021-22 годов появятся в продаже 13 июля в 10.00 am на сайте cso.org/fall/. Одиночные билеты поступят в продажу позднее.

Фотографии к статье:

Фото 1. Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Кристина Рокка. Фото - Radio France/Christophe Abramowitz

Фото 3. Дирижирует Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

Фото 4. Хилари Хан. Фото - Дана Ван Лееувен

Фото 5. Чикагский симфонический центр. Фото - Тодд Розенберг