12 сент. 2025 г.

“Первая леди телевидения” в Northlight Theatre. Первый спектакль юбилейного сезона


Один из лучших театров Среднего Запада Northlight Theatre (Скоки, ближайший пригород Чикаго) открывает юбилейный, пятидесятый сезон с мировой премьеры - спектакля “Первая леди телевидения” (“The First Lady of Television”) по пьесе Джеймса Шермана. Режиссер - художественный руководитель театра (он руководит им четверть века!) Би Джей Джонс. В ролях: Синди Голд (Гертруда Берг), Марк Дэвид Каплан (Эли Минц), Сара Кокли (Арлин Маккуид), Тай Феннинг (Ларри Робинсон), Уильям Дик (Филипп Лоеб), Джо Демпси (Уолтер Харт).

...Ее настоящее имя - Тилли Эдельштейн, но в Америке ее помнят по сценическому имени Гертруда Берг. Она была создательницей и главной звездой первого в истории телевидения семейного ситкома “Голдберги” (“The Goldbergs”). Это комедийное шоу выходило на канале CBS с 1949 по 1956 год. В начале шестидесятых она делала на телевидении программу “Шоу Гертруды Берг”. Она - первый лауреат премий “Эмми” (1950 год) и “Тони” (1959 год). События в пьесе развиваются в 1950 году, когда в разгар охоты на ведьм “первая леди телевидения” попала в позорный черный список Голливуда. Ее коллегу Филиппа Лоеба обвиняют в коммунистической агитации, и Гертруде приходится принять важное решение: уволить его или защитить с риском закрытия шоу... Пьеса основана на реальной истории одной из первых икон американского шоу-бизнеса. Разговор идет о пересечении искусства, религии и политики, что, конечно, звучит сегодня очень актуально. Пьеса Шермана была представлена на престижном Colorado Springs New Play Festival (штат Колорадо). В роли Гертруды Берг - замечательная чикагская актриса и педагог Синди Голд. Несколько лет назад мне удалось взять у нее интервью. Вот несколько фрагментов.

- Что значит для вас быть на сцене?

- Удовольствие. Радость.

- Какие качества необходимы, чтобы быть хорошим актером?

- Хорошее воображение. Способность быть на сцене ранимой, уязвимой. Ум. Умные актеры играют лучше. Мне нравятся умные актеры.

- Вы любите импровизацию на сцене?

- Когда я была моложе, работала в труппе (Improv Company), основу которой составляли импровизации. Мы гастролировали по Флориде, играли в Бостоне, Нью-Йорке... Я обожала импровизации. Но мне кажется, что импровизация для молодых.


- Что вам ближе: режиссер показывающий или рассказывающий?

- Я предпочитаю сама создавать свою роль. Если режиссер предписывает, как и что играть, он подавляет мои идеи. Если режиссер умный, мы всегда найдем общий язык. У каждого режиссера свой подход. Есть режиссеры, которые хотят слишком многого слишко быстро. Другие предпочитают, чтобы актеры сами шли своим путем и в результате пришли к нужному решению. Это я люблю больше всего...

- Что вы не принимаете в режиссерах?

- Мне не нравится, когда у режиссера нет идей или когда режиссер упивается своей властью, говоря грубости, репетируя на повышенных тонах. Правда, такое случается редко, особенно в Чикаго.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье, вашем детстве.

- Я родилась в Бостоне, штат Массачусетс. Дедушка из Житомира (Украина), бабушка  - из Румынии. Двадцать лет назад мой брат побывал в Житомире и усыновил двоих детей. В семье говорили на идиш. В детстве много переезжала с места на место. Мы жили в Бостоне, Балтиморе, несколько лет - в Лондоне, около четырех лет - в Майами. Мой отец был профессором-анестезиологом, преподавал в разных университетах, обожал путешествовать. Мы ездили с ним.

- Вы помните ваши первые театральные впечатления?

- Мой дядя ставил любительские спектакли в синагоге в Филадельфии (мы и там пожили несколько лет). Я помню его на вечеринке и в мюзикле “Скрипач на крыше. Мне было тогда три-четыре года. Дядя обожал театр! Его спектакли стали для меня введением в театральный мир. В школе у меня был очень хороший театральный педагог. Он еще больше разжег мой интерес к театру. Я была очень активной девочкой: записалась в актерский и танцевальный классы, училась игре на фортепиано, пела... Не думала быть актрисой до старших классов школы - хотела стать учительницей.

- Как ваши родители прореагировали на ваше решение стать актрисой?

- Они не возражали. Мой дедушка приехал в Америку, когда ему было четыре года, выучился и стал врачом. Мой папа - врач. Конечно, они бы мечтали, чтобы я пошла по медицинскому пути, но я не интересовалась этой областью, и они не уговаривали меня. У нас в семье много музыкантов. Двоюродная сестра - композитор-песенник, лауреат премии “Грэмми“ Джули Голд. А вот актеров до меня в семье не было... Я закончила Бостонский университет по специальности “Театр”, диплом мастера получила по двухлетней программе Alabama Shakespeare Festival. Я была членом труппы, мы играли вместе, были одной большой семьей.


- Сколько вам было лет, когда вы участвовали в первом кастинге?

- Примерно двадцать - двадцать один. Я была счастлива. Устала от учебы и хотела вырваться в свободный мир театра. Первые годы после колледжа жила в Бостоне. Днем работала, вечером репетировала и играла в спектаклях, ездила в туры по стране. Потом переехала в Нью-Йорк и проходила кастинги на протяжении следующих десяти лет. А совсем первые пробы я проходила на телевидении в девять лет для какой-то образовательной программы.

- Вы помните вашу первую главную роль?

- Когда я была в колледже, прошла конкурс в бостонскую театральную компанию импровизации - бостонский вариант Second City. Это был прекрасный опыт узнать, что такое комедия, и попробовать себя в разных ролях.

- У вас есть любимые актеры в мировом театре?

- Мэгги Смит и Роберт Стивенс - я их обожаю. Режиссер Питер Брук - я с завистью читаю о его долгом репетиционном процессе. Как бы хотелось такого опыта работы над текстом! Назову еще одного британского актера - Энтони Шер. Он потрясающий. Я никогда не забуду его Ричарда III. Он из Южной Африки... К сожалению, я не знаю неанглоязычных театров. Обычно я читаю пьесу, если иду на неанглоязычный спектакль. Помню, была в восторге от театра в Праге.

- Какие роли вам запомнились больше всего?

- Спектакль “Проснись и пой” по пьесе Клиффорда Одетса (сезон 2009-10 годов) в Northlight Theatre в постановке Эми Мортон (актрисы Steppenwolf Theatre) - один из лучших театральных опытов в моей жизни. Я работала с лучшими актерами, включая Майка Нассбаума. Я очень люблю работать в Northlight Theatre... Самой важной для моей карьеры была роль Гертруды Стайн в мюзикле “Loving Repeating” композитора Стивена Флаерти и режиссера Франка Галати (2006 год). Я влюбилась в образ умной интеллектуалки, жившей в Париже в начале XX века, дружившей с Хемингуэем, Фитцжеральдом, ставшей олицетворением авангарда в культуре того времени. Она была еврейкой, лесбиянкой и выжила в годы Второй мировой войны. После спектакля мы сделали альбом, выпустили книгу. (За роль Стайн Синди Голд была удостоена премии “Джефф”. - Прим. автора.) Работа с Галати была настоящим удовольствием. Он был педагогом Марты Лейви и Барбары Гейнс в Северо-Западном университете. И еще я бы хотела упомянуть спектакль “Кошка на раскаленной крыше” в Drury Lane Theatre.

Синди Голд призналась, что очень любит работать в Northlight Theatre. Она играла в нем четыре раза. Приглашаю вас, уважаемые читатели, в этот театр на ее новый спектакль. Уверен, это будет блестящий бенефис актрисы!

Nota bene! Спектакль “Первая леди телевидения” идет до 5 октября 2025 года. Билеты на этот и другие спектакли Northlight Theatre сезона 2025-26 годов - на сайте www.northlight.org/ или по телефону 847-673-6300. Все спектакли театра проходят в помещении North Shore Center for the Performing Arts (9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077).

Фотографии к статье:

Фото 1. Синди Голд. Фото - Northlight Theatre

Фото 2. Синди Голд в опере “Дочь полка” в Вашингтонской национальной опере. Фото из личного архива С.Голд

Фото 3. Синди Голд в спектакле “Укрощение строптивой” в Чикагском шекспировском театре. Фото из личного архива С.Голд

Комментариев нет: