16 сент. 2025 г.

ЧСО. Первые концерты 135-го сезона. Симфонический центр, 18-20 сентября 2025 года


После летних каникул снова открывает свои двери Чикагский симфонический центр. Начинается новый, сто тридцать пятый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО).

18 сентября, 7.30 pm; 19 сентября, 1.30 pm. В первой программе сезона: Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром В.А.Моцарта (солисты - Николай Шепс-Цнайдер, скрипка; концертмейстер секции альтов ЧСО Тенг Ли, я писал о ней в цикле “Who Is Who, или Оркестр в лицах”) и Вторая симфония Э.Элгара. Дирижер - Николай Шепс-Цнайдер. За полтора часа до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.

20 сентября, 6.30 pm. Ежегодный Симфонический бал знаменует собой торжественное открытие нового сезона. В программе: увертюра к опере “Оберон” К.М. фон Вебера, фрагменты из концертной увертюры “Сон в летнюю ночь” Ф.Мендельсона, песни “Wiegenlied”, “Morgen!”, “Zueignung” Рихарда Штрауса, Хабанера из оперы “Кармен” Ж.Бизе, увертюра к опере “Тангейзер” Р.Вагнера. Солистка - артистка-резидентка ЧСО Джойс Дидонато. ЧСО дирижирует Николай Шепс-Цнайдер.

Ежегодная традиция Симфонического бала остается неизменной: перед концертом всех зрителей угощают вином и шампанским, после концерта праздник продолжается за ужином и танцами в отеле Four Seasons. Вино и шампанское - бесплатно, ужин и танцы - по билетам. Все подробности - на сайте ЧСО.


Зато еще одна традиция первых концертов нарушена. Обычно их проводит музыкальный руководитель ЧСО. Поскольку маэстро Риккардо Мути сейчас в положении дирижера-лауреата, а его юный коллега Клаус Мякеля приступит к своим обязанностям через два сезона, руководство оркестра решило пригласить на открытие сезона третью, “нейтральную” фигуру. Им стал гражданин мира, маэстро Николай Шепс-Цнайдер. Его отец - руководитель рок-ансамбля - родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части - до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.

В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена в Оденсе (Дания), но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Вместе с Баренбоймом он исполнил Камерный концерт Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.

Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто, в сентябре 2017 года - в венском Музикферайне. Он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Кристиан Тилеманн. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года. С тех пор он регулярно возвращается в Чикаго. Последний раз - в качестве солиста и дирижера - в марте с Первым скрипичным концертом М.Бруха, американской премьерой пьесы “Livre pour cordes” П.Булеза и Третьей (“Рейнской”) симфонией Р.Шумана. С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона.

Снова в Чикаго неподражаемая Джойс Дидонато! С сентября трехкратный лауреат премии “Грэмми”, замечательная американская певица выступает в новой должности - артистки-резидентки ЧСО.


Джойс Дидонато родилась в Канзасе. Ее отец руководил церковным хором. Джойс выступала в мюзиклах, мечтала о карьере бродвейской звезды или поп-певицы, а стала оперной певицей. Училась на вокальном отделении Уичитского университета и в Академии вокального искусства в Филадельфии. Стажировалась в Опере Санта-Фе. Лауреат второй премии Международного вокального конкурса “Operalia” (1998 год). Лауреат Awards Recognizing Individual Artistry - награды, которая ежегодно вручается самому многообещающему вокалисту США. Свою карьеру Дидонато начала в американских оперных театрах в современных операх. В начале нулевых певица дебютировала на лучших европейских сценах.

Дидонато с одинаковым успехом исполняет оперы Моцарта и репертуар bel canto, поражая зрителей и критиков серьезным отношением к исполняемым произведениям. Ее дебют в Метрополитен-опере состоялся в сезоне 2005-06 годов с партией Керубино (“Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта). В Лирик-опере мы слышали ее четыре раза: в партиях Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини (сезон 2007-08 годов), Керубино в “Свадьбе Фигаро” (возобновление постановки в сезоне 2009-10 годов), Секста в “Милосердии Тито” В.А.Моцарта (сезон 2013-14 годов), Адальжизы в “Норме” В.Беллини (сезон 2017-18 годов). В июле 2024 года в летней серии “Метрополитен-опера на бис” Дидонато блистала в партии Золушки в одноименной опере Дж.Россини.

Последний раз в Чикаго Дидонато выступала в декабре 2024 года в Театре музыки и танца “Харрис” в концерте “KINGS ReJOYCE!” с акапельным вокальным квартетом из Техаса Kings Return и пианистом, лауреатом премии “Грэмми”, музыкальным руководителем Центра оперного пения Райана при Лирик-опере и художественным руководителем программы “Beyond the Aria” Крейгом Терри.

В новом качестве артистки-резидентки Дидонато выступит еще в камерном концерте в феврале 2026 года и с циклом “Песни Неруды” Питера Либерсона в мае 2026 года.

До конца сентября ЧСО исполнит еще одну, французскую программу. За дирижерский пульт оркестра встанет маэстро из Финляндии Микко Франк. Подробности об этой и других программах ЧСО - в следующем выпуске Музыкального обозрения.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Николай Шепс-Цнайдер играет (Чикаго, 27 марта 2025 года). Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Николай Шепс-Цнайдер дирижирует (Чикаго, 27 марта 2025 года). Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Джойс Дидонато. Фото - Саймон Поли

Комментариев нет: