После летних каникул снова открывает свои двери Чикагский симфонический центр. Начинается новый, сто тридцать пятый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО).
18 сентября, 7.30 pm; 19 сентября, 1.30 pm. В первой программе сезона: Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром В.А.Моцарта (солисты - Николай Шепс-Цнайдер, скрипка; концертмейстер секции альтов ЧСО Тенг Ли, я писал о ней в цикле “Who Is Who, или Оркестр в лицах”) и Вторая симфония Э.Элгара. Дирижер - Николай Шепс-Цнайдер. За полтора часа до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.
20 сентября, 6.30 pm. Ежегодный Симфонический бал знаменует собой
торжественное открытие нового сезона. В программе: увертюра к опере “Оберон”
К.М. фон Вебера, фрагменты из концертной увертюры “Сон в летнюю ночь”
Ф.Мендельсона, песни “Wiegenlied”, “Morgen!”, “Zueignung” Рихарда Штрауса,
Хабанера из оперы “Кармен” Ж.Бизе, увертюра к опере “Тангейзер” Р.Вагнера.
Солистка - артистка-резидентка ЧСО Джойс Дидонато. ЧСО дирижирует Николай
Шепс-Цнайдер.
Ежегодная традиция Симфонического бала остается неизменной: перед концертом
всех зрителей угощают вином и шампанским, после концерта праздник продолжается
за ужином и танцами в отеле Four Seasons. Вино и шампанское - бесплатно, ужин и
танцы - по билетам. Все подробности - на сайте ЧСО.
Зато еще одна традиция первых концертов нарушена. Обычно их проводит музыкальный руководитель ЧСО. Поскольку маэстро Риккардо Мути сейчас в положении дирижера-лауреата, а его юный коллега Клаус Мякеля приступит к своим обязанностям через два сезона, руководство оркестра решило пригласить на открытие сезона третью, “нейтральную” фигуру. Им стал гражданин мира, маэстро Николай Шепс-Цнайдер. Его отец - руководитель рок-ансамбля - родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части - до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.
В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на
Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена в Оденсе (Дания), но
настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы
Елизаветы в Брюсселе в 1997 году. С этого времени начинается напряженная
концертная жизнь музыканта. Он регулярно выступает с лучшими симфоническими
оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени
относится начало его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом.
Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с
оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в
свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть
этот концерт”. Вместе с Баренбоймом он исполнил Камерный концерт Альбана Берга
для скрипки, фортепиано и струнных.
Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен
Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру)
Шепс-Цнайдера я слышал часто, в сентябре 2017 года - в венском Музикферайне. Он
солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской
Штаатскапеллой дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Кристиан
Тилеманн. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года.
С тех пор он регулярно возвращается в Чикаго. Последний раз - в качестве
солиста и дирижера - в марте с Первым скрипичным концертом М.Бруха,
американской премьерой пьесы “Livre pour cordes” П.Булеза и Третьей
(“Рейнской”) симфонией Р.Шумана. С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост
музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона.
Снова в Чикаго неподражаемая Джойс Дидонато! С сентября трехкратный лауреат
премии “Грэмми”, замечательная американская певица выступает в новой должности
- артистки-резидентки ЧСО.
Джойс Дидонато родилась в Канзасе. Ее отец руководил церковным хором. Джойс выступала в мюзиклах, мечтала о карьере бродвейской звезды или поп-певицы, а стала оперной певицей. Училась на вокальном отделении Уичитского университета и в Академии вокального искусства в Филадельфии. Стажировалась в Опере Санта-Фе. Лауреат второй премии Международного вокального конкурса “Operalia” (1998 год). Лауреат Awards Recognizing Individual Artistry - награды, которая ежегодно вручается самому многообещающему вокалисту США. Свою карьеру Дидонато начала в американских оперных театрах в современных операх. В начале нулевых певица дебютировала на лучших европейских сценах.
Дидонато с одинаковым успехом исполняет оперы Моцарта и репертуар bel
canto, поражая зрителей и критиков серьезным отношением к исполняемым
произведениям. Ее дебют в Метрополитен-опере состоялся в сезоне 2005-06 годов с
партией Керубино (“Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта). В Лирик-опере мы слышали ее
четыре раза: в партиях Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини (сезон
2007-08 годов), Керубино в “Свадьбе Фигаро” (возобновление постановки в сезоне
2009-10 годов), Секста в “Милосердии Тито” В.А.Моцарта (сезон 2013-14 годов),
Адальжизы в “Норме” В.Беллини (сезон 2017-18 годов). В июле 2024 года в летней
серии “Метрополитен-опера на бис” Дидонато блистала в партии Золушки в
одноименной опере Дж.Россини.
Последний раз в Чикаго Дидонато выступала в декабре 2024 года в Театре
музыки и танца “Харрис” в концерте “KINGS ReJOYCE!” с акапельным вокальным
квартетом из Техаса Kings Return и пианистом, лауреатом премии “Грэмми”,
музыкальным руководителем Центра оперного пения Райана при Лирик-опере и
художественным руководителем программы “Beyond the Aria” Крейгом Терри.
В новом качестве артистки-резидентки Дидонато выступит еще в камерном концерте в феврале 2026 года и с циклом “Песни Неруды” Питера Либерсона в мае 2026 года.
До конца сентября ЧСО исполнит еще одну, французскую программу. За дирижерский пульт оркестра встанет маэстро из Финляндии Микко Франк. Подробности об этой и других программах ЧСО - в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Николай Шепс-Цнайдер играет (Чикаго, 27 марта 2025 года). Фото -
Тодд Розенберг
Фото 2. Николай Шепс-Цнайдер дирижирует (Чикаго, 27 марта 2025
года). Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Джойс Дидонато. Фото - Саймон Поли



Комментариев нет:
Отправить комментарий