Первый спектакль нового, юбилейного, семидесятого сезона чикагской танцевальной компании Балет Джоффри (Joffrey Ballet) - американская премьера балета “Кармен” (“Carmen”) на музыку Ж.Бизе в хореографии Лайама Скарлетта. Действие бессмертной истории любви перенесено в Испанию тридцатых годов XX века. Среди хаоса страны, находящейся на грани гражданской войны, разворачивается роман Кармен - женщины, которая осмеливается жить по своим собственным правилам, - и влюбленного в нее дона Хозе. Мировая премьера спектакля состоялась в Норвежском национальном балете в 2015 году. После премьеры в Осло критики писали о фирменном для Скарлетта акценте на захватывающем повествовании, выразительных костюмах и сдержанных, индустриальных декорациях британского дизайнера Джона Баусора. Оформление сцены усиливает драматизм и напряжение классической истории, превращая ее в бурю страсти и разрушения. Оркестром Лирик-оперы Чикаго дирижирует музыкальный руководитель Балета Джоффри Скотт Спек.
“Кармен” -
второй, после “Франкенштейна” на музыку Лоуэлла Либермана, балет бывшего
солиста, впоследствии - артиста-резидента Королевского балета Ковент-Гарден
Лайама Скарлетта. После окончания карьеры танцовщика в 2012 году он
сосредоточился на хореографии. Одной из его первых работ в новом качестве стал
балет “Viscera” на музыку Фортепианного концерта Лоуэлла Либермана. Премьера
состоялась в январе 2012 года в Городском балете Майами. Мы видели этот
спектакль в апреле 2016 года на гастролях Майамского балета в Чикаго. В
переводе с латинского “Viscera” означает “внутренние органы”. Скарлетт
рассказывает историю Тела и его возможностей. Балет полон энергии, страсти, он
шел при специальном освещении и смотрелся очень красиво. В 2013 году Скарлетт
поставил балет “Vespertine” на музыку Арканджело Корелли - абстрактную
поэтическую фантазию с чарующей барочной музыкой. Карьера Скарлетта развивалась
блестяще. Он стал самым молодым хореографом в истории, которому Ковент-Гарден
заказал постановку спектакля. Мировая премьера балета “Франкенштейн” состоялась
в Ковент-Гарден в 2016 году, североамериканская - в 2017 году. Все закончилось
в 2019 году, когда Скарлетт был отстранен от всех проектов в связи с
обвинениями в сексуальных домогательствах. 15 апреля 2021 года Королевский
театр Дании отменил его спектакль “Франкенштейн” из-за, как было сказано,
“неподобающего поведения хореографа в 2018 и 2019 годах”. На следующий день -
16 апреля 2021 года - Скарлетт был найден мертвым в своей квартире. Ему было
тридцать пять лет. Его друзья Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков назвали
происшедшее самоубийством. Позднее их версия была подтверждена.
Сезон 2025-26 годов - юбилейный для нескольких театральных трупп. Театру Гудман (Goodman Theatre) в октябре исполнится сто (!) лет, “Степному волку” (Steppenwolf Theatre) - пятьдесят. Среди них старожилом выглядит и Балет Джоффри. Танцевальной компании исполняется семьдесят лет, из них тридцать она провела в Чикаго.
“Для нас
большая честь открыть юбилейный сезон американской премьерой “Кармен” Лайама
Скарлетта: впечатляющего театрального шедевра, - говорит художественный
руководитель Балета Джоффри, кавалер ордена Британской империи Эшли Уитер. -
“Кармен” бесстрашна, притягательна, страстна и неудержима. Хореография Лайама
требует как физической силы, так и эмоциональной глубины, раскрывая потенциал
наших артистов и одновременно захватывая публику. Эта постановка задает тон
предстоящему яркому сезону.”
Президент и
генеральный директор Балета Джоффри Грег Кэмерон добавляет: “Сейчас самое время
познакомиться с Джоффри. После рекордного в коммерческом отношении сезона мы
энергично начинаем праздновать 70-летие образования компании и 30-летие ее
нахождения в Чикаго”.
Компания Балет Джоффри многое сделала впервые. Она стала первой танцевальной компанией, приглашенной в Белый дом (приглашение пришло в октябре 1963 года лично от Жаклин Кеннеди), первой, появившейся на телевидении, первой, посетившей с гастролями СССР (во время двухмесячного турне театр побывал в Москве, Ленинграде, Донецке, Киеве, Харькове), первой, создавшей балет на музыку в стиле рок-н-ролл (балет 1967 года “Астарта”), первой и пока единственной компанией, которой журнал “Time” посвятил главную статью номера, а знаменитый режиссер Роберт Олтмен - фильм. Его картина так и называлась: “Труппа” (“The Company”, 2003). Первыми из американских балетных трупп артисты Балета Джоффри гастролировали в Азии и на Ближнем Востоке.
Видное место на балетной карте мира труппа занимает во многом благодаря
личности ее основателя, выдающегося балетмейстера XX века Роберта Джоффри. Собственную балетную школу (American Ballet Center) Джоффри открыл в 1953 году, через год - труппу Robert Joffrey Ballet Concert. Она стала основой созданной в 1956 году компании Joffrey Ballet. Главным балетмейстером
стал Джеральд Арпино - близкий друг Джоффри. Всего в первый год создания труппы
в ней было шесть солистов, в репертуаре - четыре балета. (Сегодня в труппе
театра - сорок два танцора, а в репертуаре - более сорока балетов.) Взяв
напрокат машину, Джоффри с артистами отправились по стране. В 1956 году они
объездили одиннадцать штатов, исполнив двадцать три балета. Джоффри был
убежден, что маленькой труппе необходимо
гастролировать.
Первыми спектаклями компании стали балеты “Маскарад” на музыку Франсиса
Пуленка и “Лунный Пьеро” на музыку Арнольда Шенберга. Джоффри ясно показывал,
что основным направлением развития компании станет современный танец во всех
его проявлениях.
Постепенно новая компания становилась известной. Джоффри ставил в Нью-Йорке
и Лондоне, он стал первым американским хореографом, чей балет ставился в Китае.
Творческая свобода для Роберта Джоффри была важнее финансовой стабильности.
В какой-то момент существования компании богатая госпожа Ребекка Харкнесс
захотела увековечить свое имя и предложила миллион долларов на создание новой
труппы - “Харкнесс балет”. Харкнесс
предъявила Джоффри ультиматум: либо деньги и полный контроль над деятельностью
труппы, либо она уходит из числа спонсоров. Джоффри отказался от денег, и
компания оказалась на пороге финансового краха.
Джоффри работал в эти годы в Нью-Йорке. Ему удалось договориться с
руководством New York City Center, и до 1982 года труппа танцевала
в его стенах, называясь City Center Joffrey Ballet. С 1985 года начинается
новая история балетного театра Роберта Джоффри. Она уже связана с Чикаго.
Именно в Чикаго труппа получила стабильные условия для работы, и, как
результат, признание специалистов балетного искусства во всем мире.
Роберт Джоффри умер 25 марта 1988 года в Нью-Йорке в возрасте пятидесяти
семи лет. С 1988 до 2007 года компанию возглавлял Джеральд Арпино. После его
смерти Joffrey Ballet возглавил британский балетмейстер Эшли Уитер. Он говорит: “Семьдесят лет
назад Роберт Джоффри и Джеральд Арпино отправились в смелое путешествие по
дороге танца. Тридцать лет назад благодаря преданным сторонникам труппа обрела
свой постоянный дом в Чикаго. Сегодня Балет Джоффри продолжает формировать
будущее танца. Наш юбилейный сезон чтит прошлое и смотрит в будущее”.
Nota bene! Спектакль “Кармен” Балета Джоффри пройдет с 18 по 28 сентября 2025 года в помещении Lyric Opera House (20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606). Билеты на этот и другие спектакли сезона 2025-26 годов - по телефону 312-386-8905 или на сайте www.joffrey.org.
Фотографии к
статье:
Фото 1-3. Сцены из спектакля “Кармен”. Все фотографии - Кэролин Маккейб



Комментариев нет:
Отправить комментарий