В эти дни на сцене Lookingglass Theatre с большим успехом идет спектакль “Двадцать тысяч лье под водой“ (“20,000 Leagues Under the Seas“),
созданный по романам французского писателя Жюля Верна. Об этом спектакле я писал в прошлом выпуске Театрального обозрения.
Сегодня - о новом, тридцать первом сезоне театра.
В планах Lookingglass Theatre Company на 2018-19 годы - три спектакля. Все они
созданы членами труппы, все они являются мировыми премьерами.
“Стойкий оловянный солдатик:
рождественская пантомима“ (“The Steadfast Tin Soldier: A Christmas Pantomime”) по рассказу
Г.Х.Андерсена в адаптации и постановке Мэри Зиммерман (7 ноября 2018 года - 13 января 2019 года). Зная предыдущие работы
режиссера, не сомневаюсь, что нас ждет волнующее, запоминающееся зрелище. Весь
вечер на сцене – музыканты, вся музыка - “живая”.
“Действие(я) Бога“ (“Act(s) of God”) по книге Карим Бандели в постановке художественного
руководителя театра Хайди Стиллман (13 февраля -
7 апреля 2019 года). Единственный из трех спектаклей, сюжет которого нам
неизвестен. Аннотация звучит интригующе: “Три
брата и три сестры, две пары родителей и один неожиданный гость. Когда
семья собирается на ужин, приходит таинственный конверт с поразительной
новостью. Абсурд нарастает, семейные связи трещат по швам...”.
В Lookingglass Theatre собрались талантливые люди. Почти каждый сезон актеры сами
адаптируют классические произведения или создают новые пьесы. Их число в новом
сезоне пополнит Карим Бандели. В эти дни актера можно увидеть в
роли капитана Немо в спектакле “Двадцать
тысяч лье под водой“.
“Франкенштейн Мэри Шелли“ (“Mary Shelley’s Frankenstein”) по книге Мэри Шелли в постановке Дэвида
Катлина (8 мая - 4 августа 2019 года). Создатель
“Моби Дика” и “Алисы в стране чудес” берется за готический роман об ученом Викторе
Франкенштейне и его вышедшем из-под контроля Чудовище.
Хайди Стиллман с
оптимизмом смотрит в будущее: “Новый сезон выглядит впечатляюще: три
новые пьесы, созданные тремя блестящими актерами театра: нашими самыми
плодовитыми и любимыми авторами - Мэри Циммерман и Дэвидом Кэтлином, а также
недавно ставшим членом труппы актером Каримом Бандели. С нетерпением ждем
начала наших следующих тридцати лет”.
Уже несколько лет в Lookingglass Theatre
действует программа REFLECT Panels, в рамках которой после спектаклей проходят
встречи актеров и творческой группы со зрителями и обсуждения тем,
затрагиваемых в постановках. Расписание встреч опубликовано на сайте театра http://lookingglasstheatre.org.
А начиналось все так... Двадцать четыре года назад восемь студентов
Северо-Западного университета (перечисляю по алфавиту) Ева Барр, Дэвид Гатлин,
Джой Грегори, Лоуренс Дистази, Дэвид Керснер
(режиссер спектакля “Двадцать
тысяч лье под водой“), Том Кокс, Эндрю Уайт (бывший художественный руководитель театра) и Дэвид Швиммер (самый известный член
“восьмерки”, прославившийся спустя шесть лет исполнением главной роли в сериале
“Друзья”) впервые задумались о создании нового театра. Путь к нему шел через
“кроличью нору” в “зазеркалье” – первым спектаклем молодого коллектива стала
инсценировка романа Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Эндрю Уайт вспоминает:
“Премьеру сыграли в помещении университета. Нас было всего шесть человек. Одна
актриса играла Алису, пять актеров были заняты в остальных ролях”. С этим
спектаклем мы с успехом выступили на Edinburgh Fringe Festival. Это было волшебное чувство рождения нового театрального
организма. Мы чувствовали себя в начале большого пути”.
К официальной дате рождения театра – 13 февраля 1988 года – студенты
закончили учебу, многие разъехались по стране. Эндрю Уайт жил в Лос-Анджелесе и
работал на телевидении, когда услышал, что у нового театра появилась первая
сцена: “Мы назвали наше первое помещение “Edge of the Lookingglass”. Оно представляло собой
сочетание арт-галереи, ночного клуба и театра... Мы планировали наш первый
сезон коллегиально. Каждый член коллектива имел право предложить пьесу для
постановки и каждый голосовал за постановку, предложенную другими”. В первом
сезоне (1988-89 годы) театр сыграл спектакли “Из одной крови” (“Of One Blood”, автор и режиссер –
Эндрю Уайт), “Забота” (“Treatment”) и “Одиссея” (автор
инсценировки и режиссер – Мэри Зиммерман). Так начиналась славная история Lookingglass Theatre.
Спектакль ”Метаморфозы” Овидия в постановке Мэри Зиммерман театр показал
впервые в сезоне 1998-99 годов. Успех был оглушительный! По многочисленным
просьбам зрителей показ спектакля продлевали семь раз, и все это время труппа
должна была думать о том, где снять новое помещение. Одним из мест был
несуществующий сегодня Ivanhoe Theatre, другим был бассейн на открытом воздухе. Коллективу, как воздух, нужно
было собственное здание. И тогда один из основоположников коллектива Дэвид
Швиммер решил “поиграть лицом”. (В театре до сих пор говорят, что без помощи
актера затея с новым зданием была бы обречена.) Используя свою популярность,
Швиммер (в лучших советских традициях) пошел на прием к тогдашнему мэру Чикаго
Ричарду Дэйли. Один поход к мэру, одна компания по сбору средств (Чикаго и
Иллинойс подарили театру по полтора миллиона долларов, всего удалось собрать
почти четыре миллиона долларов) – и у коллектива наконец-то появился СВОЙ дом.
Летом 2003 года в помещении Water Tower Place на главной улице Чикаго Мичиган-авеню открылась новая
страница истории Lookingglass Theatre. Зрительный зал и сцена в этом помещении спроектированы таким образом, что
их можно переставлять, менять местами, убирать, добавлять, использовать вместо
декораций – в общем, после более чем десятилетних мытарств по разным залам у
театра появилась своя площадка для самых дерзких экспериментов, а эксперимент –
этот как раз то, что всегда отличало и отличает этот театр.
Сегодня в составе постоянной труппы Lookingglass Theatre – двадцать два актера. В зависимости от репертуара дополнительно до
пятнадцати человек каждый сезон приглашаются на определенные постановки. По
традиции, каждый член коллектива по прежнему имеет право предложить пьесу для
постановки и каждый голосует за постановку, предложенную другими. Говоря о
стиле театра, Дэвид Швиммер употребляет термин “физический”: “Частью наших
репетиций стали ежедневные часовые разминки. До разбора текста и анализа
характера героя – физические упражнения. Некоторые из наших постановок
действительно требуют этого”. Добавлю от себя – почти все.
Дважды с театром работал актер и режиссер Вениамин Смехов. Вот как он
вспоминает работу с коллективом: “Не театр, а сказка. Все, что просишь,
показываешь - моментально схватывают. Играют вдвойне интереснее. Ты заводишься.
Пробуешь еще. Они хохочут, подражают, присваивают... Танцуют, как мастера,
двигаются, как акробаты, при этом способны играть “старым способом” -
достоверно, реалистично, психологично... Их уважение к системе Станиславского
помножено на увлечение театрами Арто, Гротовского, Японии, Китая. Все советские
иллюзии оказались фальшивыми: ни прагматизма, ни карьеризма, а “огромные
гонорары” - смешной бред. Ребята окончили одну из лучших частных театральных
школ в Америке – Северо-Западный университет. Заплатили за четыре года по сто
тысяч долларов, чтобы стать... бедными актерами. Они вкалывают целыми днями в
качестве учителей, воспитателей детских садов, официантов, а в шесть вечера - в
репетиционный зал. Хотите, зовите их хиппи, хотите - элита, богема - все будет
и так, и не так”.
В активе Lookingglass Theatre – больше сорока чикагских театральных премий “Джефф” (Joseph Jefferson Awards), многочисленные премии и награды! Lookingglass Theatre - лауреат высшей и самой почетной
театральной награды Америки, премии “Тони”-2011 (Tony Award) в категории “Лучший региональный театр”. Театр стал
пятым – после Steppenwolf Theatre (1985), Goodman Theatre (1992 год), Victory Gardens Theater (2001 год) и Чикагского шекспировского театра (2008 год)
– театром Чикаго, получившим премию “Тони” в категории “Лучший региональный
театр Америки”. Чикаго имеет наибольшее количество наград в этой категории
среди всех театров Америки.
Nota bene! Спектакль “Двадцать тысяч лье под водой“ идет до 19 августа 2018
года в помещении Lookingglass Theatre по адресу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611. Заказ билетов на этот спектакль, а также абонементов на спектакли
сезона 2018-19 годов - по телефону 312-337-0665, на сайте http://lookingglasstheatre.org или в кассе театра. В день спектакля продается некоторое количество билетов специально для
студентов по цене $20. При входе необходимо предъявить студенческое
удостоверение. На групповые заказы (8+) - скидки до 20%. Справки - по телефону
773-477-9257 x125. Не забудьте в кассе театра
поставить штамп на билете паркинга. В этом случае вы получите хорошую скидку. (Адрес паркинга со скидкой:
161 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611.)
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена
из спектакля “Двадцать тысяч лье под водой”. Фото – Лиз Лоурен
Фото 2. Фрагмент фотовыставки в
фойе театра. Фото - Сергей Элькин
Фото 3. Мэри Зиммерман. Фото - Lookingglass Theatre
Фото 4. Карим Бандели. Фото - Lookingglass Theatre
Фото 5. Дэвид Катлин. Фото - Lookingglass Theatre
Фото 6. Хайди Стиллман. Фото - Lookingglass Theatre
Комментариев нет:
Отправить комментарий