15 сентября открылся новый, пятнадцатый сезон чикагского
Театра музыки
и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). От уходящего в глубины веков индийского танца до современного балета, от
французской барочной музыки до музыки XX века - таков диапазон
предстоящих спектаклей и концертов. О юбилейном сезоне, планах на будущее и
зрителях Чикаго - в эксклюзивном интервью президента и исполнительного директора
(Alexandra C. and John D. Nichols President and Chief Executive Officer Endowed Chair)
театра “Харрис” Патрисии
Барретто. Это - первое интервью госпожи Барретто русскоязычным СМИ.
-
Какие задачи вы ставите перед собой в работе на
посту президента?
-
Возможность на одной сцене показывать лучшие
спектакли, балеты, музыкальные представления со всего мира, приводить в театр
новых людей, заражать их любовью, увлекать их вечным искусством Театра, Музыки,
Танца, - что может быть лучше и благородней этой задачи?! В мои обязанности
входит программирование новых сезонов и курирование компаний-резидентов нашего
театра. Модель театра “Харрис” уникальна. Театр образовался, чтобы у таких
компаний, как Чикагский оперный театр, Hubbard Street Dance, Music of the Baroque,
появилась постоянная площадка. Когда гастролирующая в Чикаго труппа снимает в
аренду театр, она платит полную сумму за все расходы. Когда мы приглашаем
труппы выступить в нашем театре, они платят лишь небольшую часть. Разница
покрывается нашим театром и спонсорами. Поэтому большую часть времени я занята
фандрайзингом. Еще одним направлением деятельности является руководство нашей
дружной командой.
-
До обсуждения нового сезона давайте подведем итоги
прошлого. Все ли удалось? Какие наиболее важные спектакли вы бы могли отметить?
-
Прошлый сезон составлялся не мной, но, по-моему,
он был замечательный. К нам приезжал Американский театр балета (АБТ), который
не гастролировал в Чикаго на протяжении нескольких лет. Все шесть представлений
прошли при переполненных залах. Мы услышали оперы Монтеверди в исполнении
ансамбля “Английские барочные
солисты” и хора Монтеверди под управлением сэра Джона Элиота Гардинера. Эпическое
событие было посвящено четырехсотпятидесятилетию со дня рождения Клаудио
Монтеверди. Результат: три вечера – три оперы – три аншлага! А до этого я
слышала фразы типа: “Никто не слушает барочную музыку!”.. Еще я хочу вспомнить
два вечера танцевальной труппы Марка Морриса со спектаклем ”Layla and Majnun” - возможно, самый потрясающий театральный эксперимент в истории.
Слушать дуэт исполнителей мугама (традиционной азербайджанской
музыки) отца и дочери Алима и
Фарганы Касимовых - настоящее наслаждение! После каждого вечера у нас проходила
встреча со зрителями, среди которых были выходцы из Азербайджана. Оба вечера мы
слышали от них одно и то же: “Мы много лет назад уехали из Азербайджана и не
могли поверить, что услышим представителей нашей культуры и наш родной язык со
сцены театра в Чикаго”. Я счастлива, что таким театром стал для них “Харрис”.
-
Каковы ваши приоритеты в формировании репертуара?
-
Я не принимаю бездумное заполнение мест в
календаре по принципу: “О, вот у
нас есть пустой день, а вот этот артист свободен. Давайте его позовем!“ Я приглашаю только те коллективы,
которые сама люблю, стараюсь делать сезон осмысленным, разнообразным,
интересным, богатым на сюрпризы. Если мы говорим о будущем сезоне, то среди
гостей театра будет Ragamala Dance Company с программой “Written in Water”. Спектакль идет под
сопровождение музыкального ансамбля с редкими инструментами Ирака. В этой
компании сочетаются традиции индийского танца с западной эстетикой. Мы никогда
раньше не представляли артистов такого жанра. Мне кажется, это будет очень
интересно для наших зрителей. Рядом на афише мы видим “Жизель” Английского национального
балета в постановке Акрама Хана. Труппа
выступает эксклюзивно в театре “Харрис”! Это для меня очень
важное событие. Сюжет спектакля необычный. Знакомая всем история перенесена на
ткацкую фабрику в Бангладеш. (Акрам Хан родился и
вырос в Лондоне в семье выходцев из Бангладеш. Прим. автора.) Все другое - костюмы, действия, движения, но как это
завораживает! Так и тянет войти в мир хореографа и сопереживать героям его
балета. На поверхности – красивый спектакль, но если копнуть внутрь,
обнаружится социальная драма о гастарбайтерах, неравноправии, нищете. И опять
смешение стилей индийского танца и западного классического балета... В этих
примерах для меня заложен ответ на ваш вопрос. Приоритетом является высокое
искусство с глубинным наполнением.
-
В недавнем интервью New York Times вы сказали, что чуть не упали со стула, когда узнали о стоимости проекта
Хана. Как вам удалось собрать средства?
-
Мне нравится обсуждать идеи с окружающими меня
людьми, с моей командой, с теми, кто должен обеспечить рекламу, продать билеты
и т.д. Я рассказала им о желании пригласить Английский балет, сказала, что это
будет дорого, и спросила, будем ли мы это делать. Балет посмотрели мои
помощники и Совет попечителей. Все с энтузиазмом восприняли идею, дружно
ответили “Да, мы будем это делать”, и мы дружно взялись за работу. К моей
большой радости, инициативу поддержала член Совета попечителей театра Кэрин
Харрис, и спонсором показа стал Caryn and King Harris Dance Residency Fund. Только после этого я взяла
трубку и стала звонить в Лондон.
-
Все равно в этом есть что-то
рискованное...
-
Конечно, в любом деле существует
элемент риска. Не безумный, но риск. Но если я чувствую, что это будет
потрясающее событие, надо рисковать
-
В следующем сезоне мы готовились встретить один из
старейших оперных театров Италии, театр Реджо из Турина (Teatro Regio Torino) с
оперой Джузеппе Верди “Сицилийская
вечерня”. К сожалению, гастроли отменились. Пригласите ли вы вместо
туринского какой-нибудь другой оперный театр?
-
Мы работаем над этим. Причина, по которой
я выбрала театр Реджо, была “Сицилийская вечерня”
- опера, которую не слышали в Чикаго четверть века. Я ее обожаю и сама давно не
слышала! Это был тоже очень дорогой проект, но, увы, он не состоялся. Я считаю,
что если мы не сможем заменить туринский спектакль равным по художественным
достоинствам, то не будем тратить деньги, чтобы закрыть день чем попало. Я бы
хотела увидеть что-то особенное... Посмотрим. Пока ничего конкретно не решено.
-
Гастроли АБТ в феврале были одними из лучших в балетной программе
прошлого сезона. Недавно АБТ подписал четырехлетний контракт с Auditorium Theatre, согласно которому каждый год, начиная со следующего,
труппа будет представлять там новые балеты. Означает ли это, что “Аудиториум” победил и “Харрис” потерял АБТ?
-
Нет, совсем не
означает. Прежде чем руководители АБТ обратились в Auditorium Theatre, они позвонили мне. Они искали резиденцию в Чикаго. Я
ответила, что мне это не интересно. Понимаете, мне хочется представлять в “Харрис” разные труппы. Я не хочу на протяжении четырех-пяти лет хранить верность
лишь одной компании - пусть даже самой замечательной. Все время появляется
что-то новое, что-то другое. После нескольких лет отсутствия мы снова привезли
АБТ в Чикаго, труппа показала шесть представлений, огромное количество людей
смогли посмотреть эту компанию. Они будут выступать в “Аудиториум”
каждый год? Прекрасно! Я уверена, что у них будет успех. А мы двигаемся дальше!
На очереди – Английский национальный балет... Уже сегодня я думаю о сезоне
2019-20 годов. Я пока не готова рассказать все подробности, но это будет опять
нечто новое и неожиданное, то, чего еще не видели зрители Чикаго. Единственное исключение - The Chamber Music Society of Lincoln Center. Это
музыкальное общество восьмой сезон подряд остается резидентом театра. У концертов
есть своя постоянная публика, и мы с радостью продолжаем сотрудничество. В
остальном – мы ищем новое!
-
Театр “Аудиториум”,
подобно вашему, тоже представляет свою площадку разным музыкальным и
танцевальным коллективам. Вы конкурируете с ним?
-
Я не вижу между нами
соревнования. Я полагаю, что в таком крупном культурном центре, как Чикаго,
хватит места для всех. Мы стараемся привлекать в театр самые разные слои
населения.
-
Так ведь театр “Аудиториум” делает то же самое с той же самой
аудиторией...
-
В этом все и дело. Не
важно, это художественная галерея, музей, театр или симфонический зал. Публика
везде та же самая. Я, как потребитель искусства, хожу теми же тропами, что и
другие, и я хочу, чтобы большее количество людей делали то же самое. Это вопрос
не конкуренции, а расширения аудитории. Вот над чем следует работать всем
культурным организациям Чикаго.
-
В вашем театре идут
разные представления. Что для вас самое важное: музыка, драматические
спектакли, балет, опера?
-
Наш театр называется
театром музыки и танца. Мы в равной степени фокусируемся на музыкальных и
танцевальных представлениях, но стараемся соблюдать баланс между всеми видами
искусства. Конечно, мы не придерживаемся строгого разделения: если пять
музыкальных представлений, то обязательно столько же танцевальных. Это не так,
здесь нет законов и норм. Получается всегда по-разному.
-
Расскажите,
пожалуйста, о вашей семье.
-
Мои родители -
канадцы индийского происхождения. Отец – пианист, играет на саксофоне и гитаре,
брат учился играть на скрипке. Я родилась в городе Мумбаи (бывший Бомбей,
Индия). Музыка всегда была частью моей жизни. Будучи ребенком, училась играть
на фортепиано...
-
При этом пошли в сторону менеджмента. Я могу
понять, когда человек мечтает о том, чтобы стать музыкантом или актером. Но
почему менеджером? Это как-то скучно...
-
Я была достаточно умной, чтобы понять, что никогда
не буду ни артисткой, ни музыкантом. Когда я начала работать с симфоническим
оркестром, осознала, что способна привлечь людей. Продавая билеты, говорила: “Если
вам нравится это произведение Бетховена, возможно, вам понравится и то...” Я
рано поняла, что гораздо лучше могу использовать свои возможности на
административной работе, привлекая людей к искусству. Это тоже очень важно. Не
всякий человек может быть творцом, но всякому творцу нужны помощники, которые
бы привели в зал людей. Иначе для кого будет выступать артист?..
-
Как и где началась ваша карьера?
-
В Торонто. Я – гражданка Канады. Моя карьера началась в Торонтском симфоническом
оркестре. Я хорошо изучила все уровни работы: от
продажи билетов до общения со спонсорами и приглашения артистов, оркестров,
дирижеров... В сезоне Торонтский симфонический оркестр дает сто двадцать пять –
сто тридцать концертов. После рабочего дня я оставалась в зале, наслаждалась
музыкой. Я работала в Royal Conservatory of Music, Canadian Stage. В общей сложности я провела в Торонто двадцать три года. Перед переездом в
Чикаго возглавляла оперную компанию Opera Atelier.
-
Мы увидим этот театр в следующем сезоне в Чикаго.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом коллективе.
-
Opera Atelier –
оперная компания Торонто, существующая более тридцати лет. Основателями и бессменными руководителями труппы является семейная пара
Маршал Пинковский и Жанетт Лаженесс Зинг. Оба начинали свою карьеру как артисты
балета, жили и работали в Париже, тренировались в технике барочного танца.
Потом вернулись в Торонто и открыли барочную оперную компанию. Наверно, потому,
что в барочной опере музыка сочетается с балетом. Эта компания не могла
возникнуть больше ни в одном городе, поскольку именно в Торонто базируется
целый барочный оркестр - Tafelmusik Baroque Orchestra. Opera Atelier - успешная компания, резидент Королевской оперы
Версаля (Royal Opera House, Versailles). В Версале торонтцы показывали две оперы Жана-Батиста
Люлли “Персей” и “Армида”. Опера “Персей” не исполнялась в Версале с момента свадьбы Марии Антуанетты и Людовика XVI. В Версале был большой праздник. Труппа
Opera Atelier
тщательно работает над постановками, выбирает только те оперы, которые сама
любит. Каждый их спектакль - редкая драгоценность. Сценография, дизайн, костюмы
– все создано так ювелирно, так точно! Я счастлива, что работала в этой
компании и в следующем сезоне смогу представить ее чикагским зрителям.
-
В чем сходства и в чем различия зрителей Торонто и
Чикаго?
-
Оба города – крупные мультикультурные центры,
аудитория в них похожа. Может быть, аудитория в Торонто немного менее
консервативна, чем в Чикаго. Она больше интересуется новыми произведениями,
больше открыта к экспериментам. Сходств больше, чем различий, и в отношении
театров. Когда я получила предложение от театра “Харрис” и посмотрела на его историю, то увидела, что это очень близко к
тому, что я знаю и могу делать.
-
Представьте, что у вас есть деньги и
неограниченные возможности. Какой театр вы первым привезете на гастроли в
Чикаго?
-
Я знаю одну такую танцевальную компанию и работаю
над ее приездом в 2020 году. Она никогда не выступала в Чикаго, будет первый
раз.
-
Заинтриговали!
-
Скоро все узнаете!
-
Ваша семья живет в Чикаго?
-
Да, муж и одиннадцатилетний сын приехали со мной.
Я убедила их. Сын смотрит почти все спектакли в нашем театре... Коллеги в
театре встретили меня очень доброжелательно и стали моими друзьями. Чикаго стал
домом для нашей семьи.
-
Какие у вас любимые места в Чикаго?
-
Мое любимое место в
Чикаго - театр “Харрис”! Я - счастливый человек, работаю в той
сфере, которую обожаю. Люди говорят: “Ты же в театре целый день! Это должно
быть очень утомительно”. А для меня это наиболее приятная часть работы. Целыми
днями я работаю над бюджетом, складываю цифры, занимаюсь фандрайзингом,
маркетингом, а потом наступает вечер, я иду в зал и становлюсь слушательницей и
зрительницей. Это самое приятное в моей работе... Мы
проводим много времени в Арт-институте. Я не пропускаю ни одного спектакля в
Лирик-опере, хожу в Симфонический центр, особенно на джазовые концерты. Часто
посещаю концерты и спектакли в Чикаго.
-
То есть когда вы не у себя в театре, то идете к
“соседям"?
-
Обязательно! А когда путешествую, интересуюсь
местными театрами. Летом я ездила в Массачусетс на танцевальный фестиваль Jacob’s Pillow, за
три дня посмотрела пять спектаклей. В октябре буду в Нью-Йорке на фестивале “Fall For Dance”. За
четыре дня планирую посмотреть порядка пятнадцати представлений разных
танцевальных компаний.
-
Может быть, кого-то из них мы увидим в будущем в
Чикаго?..
-
Это часть моей работы: искать и находить лучшее.
На это я трачу много времени, в том числе и мое свободное время.
-
Я
желаю вам удачи на этом пути! Что бы вы хотели сказать нашей русскоязычной
аудитории?
-
Я бы хотела пригласить к нам всех читателей вашей
газеты. Приходите в театр “Харрис”!
Если у вас есть предложения, идеи, замечания, позвоните, напишите, скажите нам.
Я прислушаюсь к вашему мнению. Вы нам нужны!
Nota bene! Билеты на все спектакли и
концерты Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) сезона 2018-19 годов можно заказать
по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или приобрести в кассе по адресу:
205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.
Фотографии к
статье:
Фото 1. Патрисия Барретто. Фото
– Тодд Розенберг
Фото 2. Патрисия Барретто. Фото
– Тодд Розенберг
Фото 3. Джоан Харрис и Патрисия
Барретто. Фото – Тодд Розенберг
Фото 4. Зрительный зал театра
“Харрис”. Фото – Тодд Розенберг
Фото 5. Внутри театра “Харрис”.
Фото – Хендрик Блессинг
Комментариев нет:
Отправить комментарий