Новый, сто двадцать восьмой сезон Чикагского
симфонического оркестра (далее - ЧСО) начался с русской музыки. В парке
“Миллениум” состоялся грандиозный бесплатный “Concert for Chicago” двух оркестров: ЧСО и Civic Orchestra. Среди произведений прозвучала торжественная увертюра “1812 год”
П.Чайковского. Оркестром дирижировал его музыкальный руководитель Риккардо
Мути.
В первой программе оркестра в Симфоническом центре
маэстро Мути объединил Симфониетту С.Прокофьева (первое исполнение ЧСО) и
Тринадцатую (“Бабий Яр”) симфонию Д.Шостаковича для солиста (А.Тихомиров), хора
басов и оркестра на стихи Е.Евтушенко.
Русская музыка продолжит звучать и во второй
программе ЧСО.
27-29 сентября, 8.00 pm. ЧСО под управлением Р.Мути исполнит увертюру к
опере “Дон Жуан” и Сороковую симфонию В.А.Моцарта,
симфоническую сюиту “Шехерезада” Н.Римского-Корсакова.
После первой программы вторая выглядит почти
хрестоматийной - одно произведение известнее другого. Интересно здесь сочетание
имен Моцарта и Римского-Корсакова. Их объединяла идея первичности музыкального
начала в опере. Оба композитора отрицали важность либретто, при этом оба
работали с лучшими литераторами своего (и не только) времени: Моцарт – с Да
Понте (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Так поступают все”) и Шиканедером
(“Волшебная флейта”), Римский-Корсаков – с Пушкиным (“Сказка о царе Салтане” и
“Золотой петушок”), Гоголем (“Майская ночь”), Островским (“Снегурочка”), Меем
(“Псковитянка”, “Царская невеста”), Бельским (“Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии”). В 1897 году русский композитор представил венского
гения в качестве своего героя (опера “Моцарт и Сальери” по мотивам поэмы
Пушкина).
“Шехерезада” – музыкальные впечатления
Римского-Корсакова от средневекового сборника сказок “Тысяча и одна ночь”. В
беседе со мной Риккардо Мути сказал:
“Шехерезада” - произведение известное. Много раз оно исполнялось, но
всегда с многократно преувеличенными эмоциями, ложными сантиментами, и т.д. Я
попробую исполнить “Шехерезаду” так, как задумал композитор. Это прекрасное
сочинение большого специалиста в симфонической музыке. Не случайно ведь многие
великие композиторы XX века были учениками Римского-Корсакова”.
Интересную характеристику Римского-Корсакова дал
мне несколько лет назад английский музыковед и композитор Джерард Макберни.
Одиннадцать лет он вел в Симфоническом центре серию концертов под общим
названием “Beyond the Score”. Он
великолепно образован, прекрасно знает историю музыки, блестяще (даже с
каким-то особым московским диалектом) говорит по-русски. Его брат Саймон
Макберни – режиссер, руководитель британской театральной компании Complicite. В начале восьмидесятых Джерард
Макберни учился в Московской консерватории, был учеником Эдисона Денисова и
Романа Леденева. За те одиннадцать лет, которые он жил и работал в Чикаго, мне
часто удавалось побеседовать с Макберни. В основном, наши беседы касались
русских композиторов. Вот что он рассказывал о Римском-Корсакове и влиянии его
музыки: ”Николай Андреевич существует несколько обособленно в русской культуре
конца XIX - начала XX веков. С одной стороны - типичный пример человека шестидесятых годов с его
квазипротестантским подходом к истории, скромностью и провинциальным взглядом
на иностранное искусство. Он боится Запада. Самая худшая черта русского
характера - провинциальная реакция на угрозы из-за границы. Однако поздние
сочинения Римского-Корсакова (“Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии”, “Кащей Бессмертный”, “Золотой петушок“) не только отражают его
нездоровый интерес к Вагнеру, но и удивительный дар красоты. Мне кажется, эти
сочинения пропитаны эстетикой Фаберже... Сочинения Римского-Корсакова обожал
Дягилев. Одними из его первых парижских спектаклей были “Шехерезада” и “Золотой
петушок”. При этом сам композитор не испытывал к Дягилеву никакой симпатии... У
Николая Андреевича учился Стравинский, он был в близких отношениях с детьми
композитора: Андреем и Володей. Когда слышишь ранние произведения Стравинского
(“Фейерверк”, “Фантастическое скерцо”), они кажутся продолжением музыки
Римского-Корсакова. Даже отдельные элементы “Жар-птицы” – при том, что это
гигантский шаг вперед в творчестве молодого композитора, - взяты у учителя...
Не получивший музыкального образования, выпускник Морского кадетского корпуса
Петербурга Римский-Корсаков стал академичным человеком и строгим профессором.
Он был забавный человек! Однажды решил, что ничего не понимает в полифонии.
Сидел все лето, писал фуги и посылал их по одной бедному Чайковскому. Сто
пятьдесят фуг! Он как будто все время хотел кому-то что-то доказать... Музыка Мессиана вся наполнена влиянием Римского-Корсакова. И не только
Мессиана. “Дафнис и Хлоя” Равеля – “любовное письмо” Римскому-Корсакову...”.
Перед началом концертов (6.45 pm) на
втором этаже Симфонического центра (27 и 29 сентября, Grainger Ballroom; 28 сентября, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Карла Грапентина об
исполняемых произведениях.
30 сентября, 2.00 pm. Первый в новом сезоне концерт в Художественном
музее из серии ”Art Institute Chamber Series”. В
программе: Терцет для двух скрипок и альта А.Дворжака, Фортепианный квинтет
А.Шнитке, Большой концертный дуэт для скрипки,
контрабаса и фортепиано Дж.Боттезини (1821-1889), Tangoesque для струнного квинтета
современного американского композитора Джейсона Сида, Танцы “Hurdy-gurdy”
для квинтета Миллера-Армстронга. Исполнители: ансамбль Cinco
(Корнелиус Чу, скрипка; Армин Ганье, скрипка; Юминг Чен, альт; Даниэль
Армстронг, контрабас, Айна Чу, фортепиано).
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Fullerton Hall по адресу: Art
Institute of Chicago, 111 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603.
1
октября, 8.00 pm. Духовой
ансамбль Civic Orchestra Brass
исполнит сюиту “Кольцо” Р.Вагнера. Аранжировка симфонического произведения для
духовых, ударных инструментов и органа сделана концертмейстером группы
тромбонов Симфонического оркестра Сан-Франциско Тимом Хиггинсом. Дирижер –
концертмейстер группы тромбонов ЧСО Джей Фридман. И Хиггинс, и Фридман в свое
время сами играли в студенческом Civic Orchestra,
которому в следующем году исполняется сто лет!
4 октября, 8.00 pm; 5 октября, 1.30 pm. От русской – к немецкой классике. В программе двух концертов ЧСО под
управлением Р.Мути: увертюра “Эгмонт”, Третий фортепианный концерт Л.ван
Бетховена (солист – Дэвид Фрей), Венгерские танцы И.Брамса, симфония “Художник
Матис” П.Хиндемита.
“Художник Матис” – своеобразный симфонический
“дайджест” из трехчасовой оперы немецкого композитора Пауля Хиндемита,
посвященной истории жизни художника XVI века Матиаса Грюневальда.
Французский пианист Дэвид Фрей начал заниматься на
фортепиано в возрасте четырех лет. Выпускник Парижской консерватории. Любителям
музыки стал известен в 2004 году, когда получил Вторую премию на Международном
фортепианном конкурсе в Монреале. Специализируется на музыке И.С.Баха и
Ф.Шуберта. Выступал в концертах с известными дирижерами Яапом ван Зведеном,
Куртом Мазуром, Кристофом Эшенбахом. Выпускает диски на студии Warner Classics. Еще одна любопытная подробность: в 2008 году Дэвид Фрей женился на
актрисе Кьяре Мути, дочери нашего маэстро Риккардо Мути. Вместе они воспитывают
дочь.
Перед началом концертов (4 октября, 6.45 pm; 5
октября, 12.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (4 октября, Grainger Ballroom; 5 октября, Armour Stage)
состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джоанна Биса об исполняемых
произведениях.
5 октября, 7.00 pm. Инаугурационный камерный концерт ансамбля Civic Orchestra Fellows. В
программе: Фантазия для гобоя и струнного трио Б.Бриттена, Пастораль для трубы,
бас-тромбона и фортепиано современного американского композитора Э.Эвазена,
Октет фа мажор Ф.Шуберта. Вход свободный. Билеты требуются.
В течение сезона ансамбль Civic Orchestra Fellows будет
играть в школах и общественных местах Чикаго и пригородов.
Обратите внимание! Концерт состоится на втором этаже Симфонического центра (Buntrock Hall).
6 октября, 7.00 pm. Ежегодный Симфонический бал в этом году не
открывает, а закрывает первую осеннюю серию концертов Риккардо Мути. В
программе: Четыре Венгерских танца И.Брамса, Двадцать четвертый фортепианный
концерт В.А.Моцарта (солист – Дэвид Фрей), Интермеццо из третьего акта оперы
“Манон Леско” Дж.Пуччини, вальс “Музыка сфер”
Й.Штрауса, вальс “Розы с юга” И.Штрауса-младшего.
Мы прощаемся с маэстро Мути до ноября. 8-10 ноября
ЧСО под управлением Р.Мути исполнит Реквием Дж.Верди. Об этом и других концертах – в будущих выпусках
Музыкального ообозрения.
Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского симфонического
центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 2. Н.А.Римский-Корсаков. Работа В.Серова
Фото 3. Концерт в Художественном музее
Фото 4. Civic Orchestra Brass
Фото 4. Civic Orchestra Brass
Фото 5. Дэвид Фрей. Фото - IMG Artists
Фото 6. Civic Orchestra Fellows
Фото 7. ЧСО под
управлением Р.Мути. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий