16 нояб. 2018 г.

Лирик-опера Чикаго представляет: “Трубадур“ (“Il trovatore”) Джузеппе Верди


Действующие лица и исполнители:

Леонора - Тамара Уилсон (дебют на сцене Лирик-оперы),

Азучена - Джейми Бартон,

Манрико - Расселл Томас,

Граф ди Луна - Артур Ручински (дебют на сцене Лирик-оперы),

Феррандо - Роберто Тальявини (дебют на сцене Лирик-оперы),

Инес - Лорен Декер, Рюиц - Марио Рохас.

Дирижер - Марко Армилиато.

Режиссер-постановщик - сэр Дэвид Маквикар.

Совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско.

17 ноября – 9 декабря 2018 года (семь спектаклей).

Продолжительность спектакля - 2 часа 45 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.



Лирик-опера возвращается к традиционному репертуару и представляет шедевр Джузеппе Верди – оперу “Трубадур”.


Верди был на вершине славы после “Риголетто”, когда в марте 1851 года написал письмо либреттисту Каммарано с предложением обратить внимание на пьесу Гутьерреса “Трубадур”, как на сюжет для новой оперы. Пьеса была впервые поставлена в Мадриде в 1836 году. Это – типичная романтическая драма с запутанной интригой, кровавой развязкой, непременными поединками, мщением, ядом и роковыми тайнами; пьеса, полная ярких красок, остротой сценических ситуаций и кипением страстей. Верди был заинтригован центральным женским персонажем - цыганкой Азученой, раздираемой, подобно Риголетто, двумя страстями: безграничной любовью и жаждой мести...


Работа над либретто продолжалась два года, однако в 1852 году неожиданно умер Каммарано. По оставшимся эскизам конец Третьего и полностью Четвертое действие дописал молодой поэт Бардаре. А что касается музыки к опере, то Верди сочинил ее за двадцать девять дней! Композитор вначале ругал драму Гутьерреса за “излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий”, а после премьеры оперы, созданной по этой пьесе, в ответ на подобные обвинения уже в его адрес, невозмутимо ответил: “А что, разве в жизни не так..?”


“Трубадур” – одна из самых популярных вердиевских опер. Тем не менее она всегда подвергалась атакам критики за ее совершенно нереалистический сюжет. В сравнении с “Травиатой” или “Риголетто” опера всегда получала упреки за некий формализм сюжета. Затем пришли другие времена, и критика принялась восхвалять Верди за малоподвижные характеры и статичное либретто, упирая на то, что слушатель может сконцентрироваться на музыке... Единственное, в чем были едины все критики, - это в том, что достоинства замечательной музыки Верди – энергичной, бурной, страстной - намного превосходят все недостатки либретто.


Закончив работу над оперой, Верди пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы. “Как вам моя новая опера?” - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля. “Откровенно говоря, - решительно произнес критик, -  все это мне кажется довольно плоским и невыразительным, господин Верди.” “Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив!” - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку. “Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...” - “Теперь я совершенно уверен в успехе моего “Трубадура”, - объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!”


Мировая премьера “Трубадура” с триумфальным успехом состоялась в Римском театре “Аполло” 19 января 1853 года. Опера сразу завоевала всеобщее признание. В 1855 году она была исполнена в Петербурге итальянской труппой. Первая русская постановка “Трубадура” состоялась в Москве, в Большом театре, в 1859 году.


Премьера “Трубадура” на сцене Лирик-оперы состоялась в 1955 году - на следующий год после образования театра. Партию Леоноры исполнила Мария Каллас. За дирижерским пультом стоял Никола Рескиньо. В следующем, 1956 году этой оперой на сцене чикагского театра впервые дирижировал Бруно Бартолетти. В 2006 году - ровно полвека спустя - он снова стоял за дирижерским пультом Лирик-оперы! Партию Леоноры тогда исполняла Сондра Радвановски, партию Азучены - Долора Заджик.


Новый старый “Трубадур” - возобновление постановки сэра Дэвида Маквикара. В многочисленных интервью перед премьерой Маквикар подчеркивал, что спектакль сделан под влиянием работ Франсиско Гойи. Действительно, влияние Гойи чувствуется, но при этом ничего лишнего, никакого “выпендрежа”.


Мы хорошо знакомы с творчеством Маквикара. Мне запомнились его остроумная интерпретация “Юлия Цезаря” Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов), поэтичная “Русалка” А.Дворжака (сезон 2013-14 годов) и блестящий “Воццек” А.Берга (сезон 2015-16 годов).


Американская певица Тамара Уилсон дебютирует в Лирик-опере в партии Леоноры. В 2014 году она исполнила партию Донны Анны в концертном исполнении “Дон Жуана” в Равинии (дирижер – Джеймс Конлон). Этим летом мы слышали ее в Равинии в качестве одной из солисток Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Уилсон закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони Фрейда. В ближайших планах певицы - “Аида” в Метрополитен-опере и “Сила судьбы” в Ковент-Гарден.


В партии Графа ди Луны на сцене Лирик-оперы дебютирует польский баритон Артур Ручински. Его международная карьера началась весной 2010 года, когда по приглашению Даниэля Баренбойма он исполнил партию Онегина в Берлинской опере (Ленским был Роналдо Виллазон). На американской оперной сцене он дебютировал в сезоне 2011-12 годов в Опере Лос-Анджелеса в партии Марселя (“Богема”). В январе 2015 года именно Ручински заменил Дмитрия Хворостовского в Ковент-Гарден в партии Онегина, когда российский баритон объявил о необходимости пройти курс лечения.


В партии Манрико - американский тенор Расселл Томас. Его дебютом в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини (сезон 2016-17 годов).


Победительница конкурса “Певец мира” 2013 года Джейми Бартон исполнит партию страстной Азучены. Подобно Уилсон, Бартон закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони Фрейда. Бартон запомнилась мне по выразительному исполнению партии Джованны Сеймур в “Анне Болейн” В.Беллини (сезон 2014-15 годов). Тогда Сондра Радвановски – она пела Болейн – сказала мне, что “работать в паре с такой замечательной певицей, как Бартон, - подлинное наслаждение! У голоса Джейми есть сила, диапазон, гибкость...”.


Итальянский маэстро Марко Армилиато с 1996 года плотно сотрудничает с Метрополитен-оперой, дирижирует там по несколько раз за сезон. С Рене Флеминг он записал альбом “Verismo”, удостоенный в 2010 году премии “Грэмми”. В Лирик-опере маэстро дебютировал в сезоне 2013-14 годов с оперой “Мадам Баттерфляй”, в прошлом сезоне дирижировал “Риголетто”.



Nota bene! Билеты на оперу ”Трубадур” и другие спектакли сезона 2018-19 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.



Фотографии к статье:
Фото 1-15. Сцены из спектакля “Трубадур”. Фото – Тодд Розенберг

Комментариев нет: