Действующие лица и исполнители:
Леонора - Тамара Уилсон (дебют на
сцене Лирик-оперы),
Азучена - Джейми Бартон,
Манрико - Расселл Томас,
Граф ди Луна - Артур Ручински (дебют
на сцене Лирик-оперы),
Феррандо - Роберто Тальявини (дебют на
сцене Лирик-оперы),
Инес - Лорен Декер, Рюиц - Марио
Рохас.
Дирижер - Марко
Армилиато.
Режиссер-постановщик - сэр Дэвид
Маквикар.
Совместная
постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и
Оперы Сан-Франциско.
17 ноября – 9 декабря 2018 года (семь спектаклей).
Продолжительность спектакля - 2 часа 45 минут с
одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Лирик-опера возвращается к традиционному
репертуару и представляет шедевр Джузеппе Верди – оперу “Трубадур”.
Верди был на вершине славы после
“Риголетто”, когда в марте 1851 года написал письмо либреттисту Каммарано с
предложением обратить внимание на пьесу Гутьерреса “Трубадур”, как на сюжет для
новой оперы. Пьеса была впервые поставлена в Мадриде в 1836 году. Это –
типичная романтическая драма с запутанной интригой, кровавой развязкой,
непременными поединками, мщением, ядом и роковыми тайнами; пьеса, полная ярких
красок, остротой сценических ситуаций и кипением страстей. Верди был
заинтригован центральным женским персонажем - цыганкой Азученой, раздираемой,
подобно Риголетто, двумя страстями: безграничной любовью и жаждой мести...
Работа над либретто продолжалась два года, однако
в 1852 году неожиданно умер Каммарано. По оставшимся эскизам конец Третьего и
полностью Четвертое действие дописал молодой поэт Бардаре. А что касается
музыки к опере, то Верди сочинил ее за двадцать девять дней! Композитор вначале
ругал драму Гутьерреса за “излишний мистицизм, запутанность сюжета и
кровожадность событий”, а после премьеры оперы, созданной по этой пьесе, в
ответ на подобные обвинения уже в его адрес, невозмутимо ответил: “А что, разве
в жизни не так..?”
“Трубадур” – одна из самых популярных вердиевских
опер. Тем не менее она всегда подвергалась атакам критики за ее совершенно
нереалистический сюжет. В сравнении с “Травиатой” или “Риголетто” опера всегда
получала упреки за некий формализм сюжета. Затем пришли другие времена, и
критика принялась восхвалять Верди за малоподвижные характеры и статичное
либретто, упирая на то, что слушатель может сконцентрироваться на музыке...
Единственное, в чем были едины все критики, - это в том, что достоинства
замечательной музыки Верди – энергичной, бурной, страстной - намного
превосходят все недостатки либретто.
Закончив работу над оперой, Верди
пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого
недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами
оперы. “Как вам моя новая опера?” - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.
“Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это мне кажется довольно плоским и невыразительным, господин
Верди.” “Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв,
как счастлив!” - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю
руку. “Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне
не понравилась...” - “Теперь я совершенно уверен в успехе моего “Трубадура”, -
объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно,
несомненно, понравится публике!”
Мировая премьера “Трубадура” с триумфальным
успехом состоялась в Римском театре “Аполло” 19 января 1853 года. Опера сразу
завоевала всеобщее признание. В 1855 году она была исполнена в Петербурге итальянской
труппой. Первая русская постановка “Трубадура” состоялась в Москве, в Большом
театре, в 1859 году.
Премьера “Трубадура” на сцене Лирик-оперы
состоялась в 1955 году - на следующий год после образования театра. Партию
Леоноры исполнила Мария Каллас. За дирижерским пультом стоял Никола Рескиньо. В следующем, 1956 году этой оперой на сцене чикагского
театра впервые дирижировал Бруно Бартолетти. В 2006 году - ровно полвека спустя
- он снова стоял за дирижерским пультом Лирик-оперы! Партию Леоноры тогда исполняла
Сондра Радвановски, партию Азучены - Долора Заджик.
Новый старый “Трубадур” - возобновление постановки
сэра Дэвида Маквикара. В многочисленных интервью перед премьерой
Маквикар подчеркивал, что спектакль сделан под влиянием работ Франсиско Гойи. Действительно,
влияние Гойи чувствуется, но при этом ничего лишнего, никакого “выпендрежа”.
Мы хорошо знакомы с творчеством Маквикара. Мне
запомнились его остроумная интерпретация “Юлия Цезаря” Г.Ф.Генделя (сезон
2007-08 годов), поэтичная “Русалка” А.Дворжака (сезон 2013-14 годов) и
блестящий “Воццек” А.Берга (сезон 2015-16 годов).
Американская певица Тамара Уилсон
дебютирует в Лирик-опере в партии Леоноры. В 2014 году она исполнила партию
Донны Анны в концертном исполнении “Дон Жуана” в Равинии (дирижер – Джеймс
Конлон). Этим летом мы слышали ее в Равинии в качестве одной из солисток
Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Уилсон закончила
Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там
руководителем Энтони Фрейда. В ближайших планах певицы - “Аида” в
Метрополитен-опере и “Сила судьбы” в Ковент-Гарден.
В партии Графа ди Луны на сцене Лирик-оперы
дебютирует польский баритон Артур Ручински.
Его международная карьера началась весной 2010 года, когда по приглашению
Даниэля Баренбойма он исполнил партию Онегина в Берлинской опере (Ленским был
Роналдо Виллазон). На американской оперной сцене он дебютировал в сезоне 2011-12 годов в
Опере Лос-Анджелеса в партии Марселя (“Богема”). В январе 2015 года именно Ручински заменил Дмитрия Хворостовского в Ковент-Гарден
в партии Онегина, когда российский баритон объявил о необходимости пройти курс
лечения.
В партии Манрико - американский тенор Расселл
Томас. Его дебютом в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини
(сезон 2016-17 годов).
Победительница конкурса “Певец мира” 2013 года Джейми
Бартон исполнит партию страстной Азучены. Подобно Уилсон,
Бартон закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в
бытность там руководителем Энтони Фрейда. Бартон запомнилась мне по
выразительному исполнению партии Джованны Сеймур в “Анне Болейн” В.Беллини
(сезон 2014-15 годов). Тогда Сондра Радвановски – она пела Болейн – сказала
мне, что “работать в паре с
такой замечательной певицей, как Бартон, - подлинное наслаждение! У
голоса Джейми есть сила, диапазон, гибкость...”.
Итальянский маэстро Марко Армилиато с 1996 года
плотно сотрудничает с Метрополитен-оперой, дирижирует там по несколько раз за
сезон. С Рене Флеминг он записал альбом “Verismo”, удостоенный в 2010
году премии “Грэмми”. В Лирик-опере маэстро дебютировал в сезоне 2013-14 годов
с оперой “Мадам Баттерфляй”, в прошлом сезоне дирижировал “Риголетто”.
Nota bene! Билеты на оперу ”Трубадур” и другие спектакли сезона 2018-19 годов
Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1-15. Сцены из спектакля “Трубадур”. Фото – Тодд Розенберг
Фото 1-15. Сцены из спектакля “Трубадур”. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий