Новый спектакль третьего сезона международного
проекта “Stage Russia HD” -
мюзикл “Анна Каренина” Московского
театра оперетты. Либретто - Юлий Ким. Композитор - Роман Игнатьев.
Режиссер - Алина Чевик. Хореограф - Ирина
Корнеева. В главных ролях: Екатерина Гусева (Анна Каренина), Сергей Ли
(Вронский), Александр Маракулин (Каренин), Наталья Быстрова (Кити), Денис
Демков (Левин).
Бессмертный роман Льва
Николаевича Толстого не дает покоя людям творческим: более пятидесяти экранизаций в разных - подчас самых неожиданных
- жанрах! Только за последние несколько лет мы увидели несколько абсолютно
разных театральных, музыкальных и балетных инсценировок. В 2012 году на экраны
мира вышел британский фильм Джо Райта с Кирой Найтли и Джудом Лоу. В санкт-петербургском театре “Балтийский дом” Александр Галибин поставил
спектакль “Анна. Трагедия”. В Москве в Музыкальном театре имени Станиславского
и Немировича-Данченко идет балет “Анна Каренина” в постановке Кристиана
Шпука. Два года назад в проекте “Stage Russia HD” шла “Анна Каренина” Московского театра имени Вахтангова в
постановке Анжелики Холиной с блистательной
Ольгой Лерман. Тогда же, в 2017 году, был показан
российский телевизионный сериал Карена Шахназарова с Елизаветой Боярской и
Максимом Матвеевым в главных ролях. Я хорошо запомнил эпизод с посещением
Карениной и Вронского Большого театра. Толстовские герои пришли на концерт
Аделины Патти. Ее роль исполнила (спела!) неподражаемая Альбина Шагимуратова.
(В эти дни она играет Виолетту в “Травиате” Лирик-оперы Чикаго.) Совсем недавно в Чикаго Балет Джоффри показал
мировую премьеру балета Ильи Демуцкого. И вот - новая встреча с классикой.
Когда-то на премьере в Большом
театре балета Щедрина шутники говорили, что Каренина-Плисецкая, танцуя,
бросается под поезд. В Московском театре оперетты Каренина-Гусева это делает и
с танцем, и с песней...
В команде постановщиков - много
знакомых фамилий. Либретто создано поэтом и драматургом Юлием Кимом, а уж он-то
знает, как сочинить нескучный текст! Для
композитора Романа Игнатьева “Анна Каренина” - третий
(после “Графа Орлова” и “Монте-Кристо”) совместный проект с Театром
оперетты. За художественное и световое оформление отвечают
петербургские театральные художники Вячеслав
Окунев и Глеб Фильштинский, известные по многочисленным
драматическим и оперным спектаклям (Фильштинский много работал в
Метрополитен-опере), за грим и прически - один из самых модных в Москве
стилистов Андрей Дрыкин.
Продюсеры спектакля Владимир
Тартаковский и Алексей Болонин признаются, что “Анна Каренина” стал самым
сложным проектом в их жизни: “Великий
роман Толстого - абсолютный мировой шедевр на все времена, всегда актуальный,
близкий и понятный каждому из нас. Это история, у которой нет однозначных
ответов, она дает возможность думать, сравнивать и сопереживать. Именно язык
мюзикла, как никакой другой, способен в полной мере передать многогранность и
глубину романа Льва Николаевича. Мы собрали вместе фантастическую команду лучших
из лучших: авторов, постановщиков, артистов, и наш спектакль по достоинству
принят зрителем”.
Премьера мюзикла состоялась 8
октября 2016 года. Рецензии все были очень хорошими. Приведу фрагменты из трех.
В статье “Жестокий рок в стиле симфо-рок” в
“Московском комсомольце” Марина Райкина пишет: “Действие
стремительно и не тормозит нигде - ни в красивых мелодичных ариях шансонного
типа, ни в танцевальных эпизодах, в которых традиционно занята балетная труппа,
ни тем более в ансамблях, в которых как раз интенсивно развивается действие...
Это - шоу, которое, конечно, может быть трагическим, но не перегруженным
сюжетными коллизиями. А вот элементов шоу в мюзикле много не бывает. И таким
важнейшим элементом становится световая партитура Глеба Фильштинского. Лучи,
пронзающие затемненную сцену со всех сторон и образующие световую клетку, - это
настоящее произведение искусства... Финал спектакля очень сильный. Анна стоит
спиной к залу. Из глубины сцены на нее (и на нас) движется махина паровоза.
Слепящие фары... И сразу - темнота и полная тишина...”.
Валерий Кичин в “Российской газете” полагает, что
“Анна Каренина” стал “важным звеном в деле создания российского Бродвея”:
“Роман Толстого легко поддается трансформациям: это и любовная мелодрама, и
портрет русского общества с его природной нетерпимостью, и драма обманутого
мужа - в зависимости от ресурсов выбранного жанра. И при этом всегда будет
угадываться глубина. Но какая глубина в мюзикле, где прежде всего звезды,
костюмы, музыка, зрелище! Мюзикл может быть дидактичным, но не философским. Его
фабула ясна и остра, как шампур, на который нанизаны музыкальные номера.
Оказалось, для этого роман тоже пригоден. Юлий Ким написал собственную “Анну” -
в стихах. Это единственный способ уйти от буквы романа, сохранив его дух и даже
полифонию: есть мотивы Левина, Кити, Стивы, есть толстовское почвенничество,
есть холод петербургского “света” и пламень мятущейся души, а доминирует тема
задавленной обществом, обреченной страсти. Суверенного права любить не по
правилам. Тема начинается с первых моментов - со сцены на вокзале, похожем на
ад шарниров, шестеренок, лязга, шипенья и грохота, где подобно дьяволу мечется
Распорядитель, неустанно напоминая о едином ранжире - правилах движения по
жизни. О молохе, способном перемолоть все живое. И с этих первых моментов стало
ясно, что подобного мы еще не видели “на театре”. Огромная сцена - как
живопись. Она трансформируется мгновенно, как в кино. Она красива, она полна
реалистических картин: если поезд - то настоящий, весь из XIX века,
с роскошью литерных вагонов, трогается с места и уносится вдаль, в Питер, где
уже другой вокзал, набережные Мойки и хрустальные люстры дворцов. А вот хлопья
снега падают на лед катка, и бесшумно скользят конькобежцы - перед нами
“Россия, которую мы потеряли” с хрустом морозных сугробов, золотом пшеничных
полей и удалыми пейзажами на пленере, лихо выводящими свое “Коси, коса!..”. Эта
тотальная красота - как знак неизбежной гибели; в ней уже проступает роскошь
осеннего тлена, и трехглазое чудище - паровоз - уже надвигается на зал, как
когда-то всех напугавший люмьеров поезд. Гибелью начинается и завершается это
на вид праздничное, а по сути зловещее шоу. О мультимедийных технологиях спектакля и думать не
хочется - они невидимы, но нельзя не оценить их совершенства... Говорить о
“бродвейском уровне” спектакля - значит его принизить: по силе и яркости
визуальных впечатлений новая постановка мало имеет аналогов на мировой сцене.
Теперь нашему Уэст-энду осталось найти своего Уэббера...”.
Светлана Наборщикова в статье “Любовь и кровь” в “Известиях” резюмирует: “Главная ценность спектакля в
том, что он способен заинтересовать как любителей мюзиклов, знакомых с
первоисточником по сокращенной интернет-версии, так и знатоков Толстого. Первые увидят
высокоградусную историю любви светской дамы и кавалергарда, где балы, рауты и
выезды в оперу разрежены семейными и просто трогательными сценами. Вторые
отметят, что отдельные вещи, на которые Лев Николаевич намекал, но так и не
опредметил, здесь стали почти что главными. Другими словами, мюзикл с его
лирическим посылом позволил укрупнить линии, намеченные в романе пунктиром
или вовсе отсутствующие. Есть здесь, например, примирение Кити и Анны, чей
красивый дуэт разворачивается на фоне бескрайних осенних полей. И аналогичный
дуэт Каренина и Вронского, объединившихся в желании спасти Анну от неминуемой
гибели. Даже болтливый свет, проскандировав обвинения, готов устраниться и дать
героине возможность выжить. А как иначе? Мюзикл - жанр позитивный, готовый
примирить правых и виноватых. Не хочет такого развития событий сама Анна. Ну и,
безусловно, создатели спектакля, воплощающие тайные мечты зрителей. Чем мельче
нравы, тем сильнее тяга к великим страстям, а в этой сфере любовь всегда
рифмуется с кровью”.
Спектакль “Анна Каренина” - лауреат премий “Гвоздь сезона” и “Звезда Театрала” в
номинации “Лучший музыкальный спектакль”, обладатель специальной премии
компании Ticketland.ru как самый посещаемый спектакль сезона 2016-17 годов, первый российский мюзикл, поставленный по лицензии за границей (2017
год, Южная Корея). Киноверсия мюзикла создана в 2018 году.
Nota bene! В “большом”
Чикаго показ киноверсии спектакля ”Анна Каренина” состоится 10 марта в 2 часа
дня в The Wilmette Theatre по
адресу: 1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091. Билеты - на сайте
https://ticketing.us.veezi.com/purchase/11495?siteToken=bclQlQh1gkmW47aQVQljkg%3D%3D&fbclid=IwAR1Z501ZD3GRbdGAkcfRt95J3wsEkVjx8QUczQtQTuT4pr9gHlx8lnqr9vY. Все новости о проекте “Stage Russia HD” - на сайте http://www.stagerussia.com.
Фотографии к статье:
Фото 1-5. Сцены из спектакля “Анна Каренина”. Фото - Stage Russia
Комментариев нет:
Отправить комментарий