22 июн. 2019 г.

Андрей Кислицин: “В ожидании чуда”. Интервью с артистом Cirque du Soleil


Снова в Чикаго с гастролями Цирк Солнца (Cirque du Soleil). Блистательная канадская труппа показывает свою последнюю премьеру - шоу VOLTA. В роли клоуна Мистера Вау - Андрей Кислицин. В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту единственный русскоязычный участник спектакля рассказывает о своих номерах и о том, как он оказался в Цирке Солнца.



- Рад приветствовать вас в Чикаго, Андрей!

- Я тоже очень рад. Уже третий раз в Чикаго. Я был здесь со спектаклями Alegria и Varekai. Классный город. Зажигаем по полной.

- Мистер Вау - плод вашей фантазии, или вы следовали сценарию постановщиков?

- Я - за коллективное творчество. Когда по-новому создавалось шоу VOLTA, мне предложили роль Клоуна с двумя номерами: со стиральными машинами и на пляже. Первый номер я взял у предыдущего исполнителя, но изменил финал, приспособил его для себя. У меня стиль другой. Вообще, невозможно повторить номер другого артиста. Каждый артист - индивидуальность... Когда я начал работать над вторым номером, наш художественный руководитель Майкл Смит познакомил меня с живущим в Монреале канадским актером и мимом Мишелем Куртманшем (Michel Courtemanche). Я с шестнадцати лет был большим фанатом Мишеля. Он для меня стоит в одном ряду с Чарли Чаплиным, Марселем Марсо, Леонидом Енгибаровым, Джимом Керри... Моя классика на полке. Я приехал на две недели в Монреаль. Мишель показал мне номер на пляже, его готовый номер. Начали его примерять на меня, и в результате от его номера осталось двадцать процентов. Поработать с Мишелем - священной коровой театра - для меня было большой честью и бесценным опытом... Доделывал номер я на зрителях. Проверял, где смешно, где - не очень, где нужно сократить, где - добавить, где взять паузу, где - следует поторопиться. Теперь я могу сказать, что номер готов и он хорошо работает.

- Вы работаете без замен?

- Да, но если я заболею, у меня есть дублер. Он может отработать номер со стиральными машинами. Второй сделать не может, для него нужна специальная подготовка.


- У драматического актера есть разнообразие ролей, а вы изо дня в день выступаете с одним и тем же номером. Не возникает чувства скуки?

- Надо делать так, чтобы встряхнуться. (Бьет себя по щекам.) Людям мой персонаж нравится. Это смешно. Это работает. Людей это вдохновляет. Это хороший продукт, его можно повторить триста двадцать раз в году. Это первая прививка от скуки. Вторая: я все-таки наконец-то что-то сделал сам. И третье. Я всегда думаю о мальчике Бобе (я его так называю), который приехал из другого района или города. Это, может быть, его первый и последний шанс, когда он видит Cirque du Soleil. Он заплатил большие деньги, пришел на спектакль с родителями и сидит в зале в ожидании чуда. Когда я думаю о нем, вопросы рутины и усталости улетучиваются. Я выхожу на сцену и каждый раз выступаю, как будто впервые. VOLTA - мой третий спектакль. Все-таки разнообразие...

- Есть ли у вас возможность импровизации?

- Конечно. Номера никогда не повторяются. Каждый день - что-то новое. Я иногда залетаю в историю самовлюбленного человека, а этого делать не стоит. Надо трезво, с ясным умом работать. Вот за этим я очень слежу.

- Насколько я знаю, в каждом шоу Cirque du Soleil участвуют русскоязычные гимнасты и акробаты. Почему так получилось, что вы - единственный русскоязычный артист в VOLTA?

- Это для меня до сих пор удивительно. Один русскоязычный, и тот - клоун...

- Главная задача клоуна - рассмешить зрителя. Было у вас, когда это не получалось?

- Бывало. Я научен такими странами, как Австрия и север Франции. Я выступаю, а в ответ - тишина. Неприятное ощущение. Больно...

- Что вы делаете в этом случае?

- В структуре номеров есть парочка проверенных шуток, которые по-любому выстрелят. Иногда я на них нажимаю... Сейчас другая история. Я все время в Америке. Когда поедем в Европу, первые два дня снова буду “прицеливаться. Франция - нужен безупречный костюм; Англия - понеслась правда жизни... Я готовлюсь ко встрече со зрителями. Мне кажется непрофессиональным работать просто так, вслепую, без учета специфики аудитории.


- Вы сказали, что все время в Америке. Где вы уже выступили, куда собираетесь?

- С шоу VOLTA - в Нью-Йорке, Сиэттле, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сан-Хосе, Майами. Сейчас в Чикаго. Потом нас ждут Вашингтон, Атланта и мой любимый Лос-Анджелес.

- Вы родились и выросли в Новосибирске, закончили Новосибирское театральное училище, играли в Новосибирском молодежном театре Глобус. Вы были театральным актером. Как и почему из драматического актера вы перешли в цирк?

- Я специально не приходил в цирк. В театре у меня появился новый стиль клоунады - физический театр. Я вроде бы клоун, но вместе с тем не совсем... У меня нет задачи ТОЛЬКО рассмешить. Задача другая - рассказать драматическую историю, полную жизненного абсурда. Как бы странно это не звучало, но иногда мне кажется, что у меня накопилось внутри много Солнца, и я его выпил”, а сейчас дарю зрителям... В номере со стиральными машинами есть очень деликатный момент. Обычному клоуну его очень непросто сыграть. Его не все клоуны вообще понимают. Когда ты промахиваешься сеткой, сетка вылетает... - это надо правдиво, по-настоящему сыграть. Вот где мне понадобились уроки Михаила Чехова, Мейерхольда, Станиславского и все то, что я изучал в институте. Сейчас я создаю новый стиль клоунады, который мне самому было бы приятно смотреть, если бы я, будучи зрителем, пришел с детьми в цирк.


- Как поживают ваши российские проекты? Шоу “Понтымимо”, уличный театр МиМО в Новосибирске? 

- Шоу “Понтымимо” начиналось, как такая “кабарешная” история, где люди пьют виски или пиво и смотрят на сцену. Мне стало скучно, я взял и “развернул” это шоу в детское. Мне захотелось, чтобы на это шоу дети приходили с родителями и было это не в ночное, а в дневное время... Я меняюсь, и шоу меняется со мной. Но шоу живет не только в России. Сейчас в Чикаго на разных площадках я играю это шоу для детей и взрослых. Все понедельники расписаны... (Подробности шоу “Понтымимо” в Чикаго вы найдете на странице в Фейсбуке https://www.facebook.com/RussianEducationChicago/. Вырученные средства идут на поддержку организации “Добродоми" в Санкт-Петербурге, а именно - на бесплатные обеды для пенсионеров. Девиз Андрея: Дети смеются, пожилые люди едят! Представления шоу проходят при организации и поддержке Русского Дома в Чикаго, https://www.chicagorussianhouse.com/. - Прим. автора.) А вот театр МиМО заморозился. У меня нет на него времени. Этот проект я положил “под ключ“.

- Что отличает Cirque du Soleil от других цирковых компаний?

- Во-первых, как человек, проработавший два года в Росгосцирке, я скажу главное: я рад, что больше не работаю с животными. Как вегетарианец и кришнаит, я верю, что животным не место в цирке!.. Цирк Солнца не лучше и не хуже других компаний. У него просто свое лицо. Для меня имеет значение не глобальность проекта, а конкретный спектакль, конкретное шоу “VOLTA” и мои два номера длительностью по восемь минут. Это для меня самое важное. В Цирке Солнца мне дают шанс выйти на сцену и сказать свое слово. Я благодарен цирку за это. Это что касается творческой стороны. А с бытовой - о нас заботятся хорошо. Вкусно кормят, у нас хорошая зарплата... Это счастье - в хороших условиях хорошо делать свою работу.

- Долгие годы считалось, что Cirque du Soleil - лучший в мире. Но в последнее время все чаще говорят о его закате. В Cirque du Soleil одно время работал клоун Леонид Лейкин. Несколько лет назад он вернулся в Санкт-Петербург. На вопрос “Почему?” ответил: “Надоело жить в золотой клетке. Все чисто, стерильно, комфортно, но ни шага в сторону... В номерах - по контракту! - ничего менять нельзя. Тебя купили, и все”. Вячеслав Полунин говорит о том же. Ему в Cirque du Soleil не хватает свободы. Что вы думаете по этому поводу? Судя по вашим предыдущим ответам, предположу, что вы с этим не согласны?

- Вячеслав Полунин - это целая планета, особый, уникальный мир. Я бесконечно ему благодарен. Я сделал с ним маленький проект в рамках Снежного шоу. Работать с ним - все равно что закончить три университета. Он имеет право так говорить. Я не считаю Cirque du Soleil золотой клеткой. Если тебе повезло, если материал хороший, если тебе есть что сказать, если ты вложил в номер свою душу, то работать можно... Я трезво оцениваю ситуацию. Если бы я сейчас ушел из Цирка, я бы мог создать что-то свое. Это свое смотрело бы какое-то время двести человек в неделю. Сейчас мой маленький “островок“ смотрят тысячи людей. Нас по статистике смотрят больше, чем Мадонну. Такая популярность придает стимул нашей работе. Но самая главная причина - мне нравится то, что я делаю сегодня, здесь и сейчас. Нравится прекрасный коллектив, нравится именно это шоу VOLTA, нравится драйв, который мы получаем от общения со зрителями, нравится энтузиазм, с которым нас принимают, в том числе в таком театральном городе, как Чикаго.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

- Моя жена - Ирина Голуб, бывшая балерина Мариинского театра. Мы уже семь лет вместе колесим по свету. У нас - классная, дружная, цыганская семья. Ваньке моему шесть лет, Алисе - два года.

- Где постоянный дом у цыган?

- В Санкт-Петербурге, рядом с Мариинским театром.

- Обычно я спрашиваю своих героев, что бы вы хотели добавить из того, о чем я не спросил. Вам слово...

- Люблю всех очень сильно. Всем желаю счастья. Всех приглашаю на наше шоу VOLTA. Мы ждем вас, чикагцы!



Nota bene! Шоу “VOLTA” идет до 6 июля по адресу: Big Top at the Soldier Field South Lot, 1410 Museum Campus Drive, Chicago, IL 60605. Заказ билетов на сайте cirquedusoleil.com/volta или по телефону 1-877-924-7783 (1-877-9CIRQUE). Действуют скидки для членов Клуба любителей Цирка (Cirque Club members). Стать членом клуба можно, зарегистрировавшись на сайте www.cirqueclub.com. Подробную информацию о Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.



Фотографии к статье:

Фото 1. Андрей Кислицин. Фото - Cirque du Soleil

Фото 2-4. Сцены из шоу “VOLTA“. Фото - Мэтт Берд. Костюмы - Zaldy

Фото 5. Шоу “Понтымимо” (Чикаго, 7 июня 2019 года). Фото - Facebook

Комментариев нет: