Во первых строках статьи смею уведомить вас,
уважаемые читатели, что я не сошел с ума, и заголовок сей - не плод моего
воспаленного воображения. Действительно, спустя шестьдесят четыре года после
своего последнего выступления в Чикаго и сорок два года после смерти великая
оперная певица XX века Мария Каллас снова споет на сцене Лирик-оперы. Никакого
волшебства - только лазерная голограмма и отреставрированные записи! И вот она
с нами и музыкантами оркестра на сцене, в проекте компании Live Nation “Callas in Concert: The Hologram Tour”.
...Компьютерные технологии делают чудеса. Давно
уже никого не удивляют фильмы, полностью сделанные на компьютере; давно стали
обычным явлением компьютерные спецэффекты на драматической сцене. Вот и в
тяжело поддающийся изменениям оперный мир пришел XXI век. Голографический
спектакль-концерт-шоу (назовите, как хотите) с участием Каллас является первым
подобным экспериментом в истории. Как говорят создатели, Каллас по-прежнему остается
одной из самых продаваемых певиц. Так почему бы не начать с нее? Впереди -
встречи с Шаляпиным и Карузо, Джудиттой Пастой и Аделиной Патти. А там,
глядишь, и до примадонн эпохи Монтеверди дойдем...
В программе концерта - арии из опер Россини, Верди,
Гуно, Бизе... Оркестром Лирик-оперы руководит ирландский композитор и дирижер
Аймер Нун.
Автор сценария и режиссер
спектакля - Стивен Уодсворт. Любитель оперы и знаток творчества Каллас, он
поставил на Бродвее спектакль о ее жизни “Мастер-класс” по
пьесе Терренса Макналли. Уодсворт гордится тем, что
работал в оперных театрах, в которых блистала Каллас, - Ла Скала,
Метрополитен-опера, Ковент-Гарден. Уодсворт - руководитель оперной программы
для выпускников высших учебных заведений в Джульярдской школе. Он говорит:
“Мы вложили много усилий в создание персонажа по
имени Каллас и привнесли на сцену настоящие чувства. Думаю, зрители уйдут со
спектакля восхищенные!”
Газета New York Times называет концерт “удивительным”, а National Public Radio высоко оценивает “удивительно реалистичную,
трехмерную голограмму дивы”.
Созданием голографического спектакля мы обязаны
компании из Лос-Анджелеса BASE Hologram (www.basehologram.com), которая разрабатывает, производит и распространяет по всему миру развлекательные
программы и постановки, объединяющие голографическое кино и реальность. В
представлениях BASE Hologram используются передовые голографические цифровые и лазерные технологии, а
знаменитости в области музыки и искусства появляются в реалистичных, трехмерных
изображениях с живыми музыкантами и исполнителями.
Мария Каллас была для Лирик-оперы
Чикаго первой настоящей примадонной. День рождения театра - 5 февраля 1954
года. Для первой постановки была выбрана опера Моцарта
“Дон Жуан”. Премьера прошла с огромным успехом. Основательница
театра Кэрол Фокс говорила: ”Стандарты Лирик-оперы будут такими же, как в
ведущих оперных театрах мира - в Ла Скала, в Метрополитен-опере, Венской
опере... Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов”. Фокс
понимала, что для успеха театру необходимы звезды, причем звезды первой
величины. Спустя одиннадцать дней после второго представления “Дон Жуана” Фокс
летит в Италию с одной-единственной целью - привезти в Чикаго Марию Каллас.
Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но так случилось, что до 1954 года она
ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас
предложение, от которого певица не смогла отказаться, - $2000 за каждый
спектакль! Это был гонорар, казавшийся в те годы просто невероятным! (Верхняя
планка гонорара в Метрополитен-опере в начале пятидесятых не поднималась выше
$1000.) Результат - Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей
сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела “Норму” на
сцене Лирик-оперы! Это был ее американский дебют в первом сезоне чикагского
театра.
После трех исполнений Нормы в этом же
сезоне Каллас трижды спела Виолетту (“Травиата” Дж.Верди) и Лючию (“Лючия ди
Ламмермур” Г.Доницетти).
Каллас была, конечно, главной, но не
единственной звездой Лирик-оперы. Джульетта Симионато, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби... - усилиями Фокс чикагский театр сразу получил название “Ла
Скала Запада”. Легендарный миланский театр традиционно открывает сезон 7
декабря - в Милане этот день называют “днем пира святых патронов театра”. Боясь
возможных отказов артистов, Фокс сдвинула начало сезона в Лирик-опере на два
месяца раньше, чтобы певцы Ла Скала успевали порадовать своим искусством
жителей Чикаго до открытия домашнего сезона.
Звезды, спускавшиеся с трапа самолета
в Чикаго, сразу попадали в поле зрения фотографов и журналистов. Это была умело
разработанная в Лирик-опере рекламная компания. Позволяя журналистам
присутствовать, например, на генеральных репетициях, театр не платил за
фотографии, и все были довольны: журналисты - возможностью наблюдать; театр -
созданием уникального архива фотографий.
Перед началом второго сезона
музыкальный критик Ирвинг Саблоски писал: “Чикаго совершил рывок от города, в
котором не было своей оперы, до города с самой впечатляющей оперой в Америке”.
Второй сезон начался 31 октября 1955 года оперой В.Беллини “Пуритане” с
участием Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Николы Росси-Лемени и Этторе
Бастиани. На следующий день в “Аиде” Дж.Верди дебютировала Рената Тебальди.
Когда она с эскортом автомобилей и двадцатью пятью чемоданами приехала на улицу
Лассаль, тысячи папарацци уже поджидали ее возле отеля. Газеты писали о
яростной битве-соперничестве между Каллас и Тебальди, о том, что гречанка
вынудила итальянскую певицу покинуть Ла Скала, а чикагским любителям оперы не
было дела до битв - они наслаждались пением лучших!
Перефразировав одного известного персонажа из
фильма Эльдара Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово”, можно сказать:
“Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в ней появляется
оперный театр”. Каждый спектакль Лирик-оперы
становился событием, о каждом говорил весь город. Тем более, почти в каждом
пела Каллас. Кроме Эльвиры, во втором сезоне Лирик-оперы она спела Леонору в
“Трубадуре” Дж.Верди и Мадам Баттерфляй в опере Дж.Пуччини - единственный
случай сценического исполнения Каллас этой партии. Все билеты на два спектакля
в зале на 3563 места были проданы, и Лирик-опера добавила еще один. Билеты на
третью “Мадам Баттерфляй” с Каллас в главной партии были проданы за 98 минут
(кто-то подсчитал - видимо, для истории)!
К сожалению, “Мадам Баттерфляй” стала
последней оперой, в которой пела в Чикаго Мария Каллас. Выйдя за кулисы после
спектакля, она была остановлена судебным приставом. Речь шла об одном давнем
случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, Каллас
подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять
процентов от всех ее возможных доходов в течение десяти лет. Позднее она
отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет
отношения, однако от встречи певицы с приставом пострадала чикагская опера.
Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-оперы, хотя менее всего
Фокс хотелось устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий
день фотографии с разъяренной Каллас-Баттерфляй в кимоно обошли страницы газет
во всем мире. Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-оперу
не возвращаться.
После неожиданного расставания с
театром Каллас абсолютной примой чикагской оперы становится Рената Тебальди, но
это уже другая история. А Каллас все-таки еще раз вернулась в Чикаго. Было это
в 1974 году. Она пела в концерте с Джузеппе ди Стефано.
Напомню, что шестьдесят пятый сезон 2019-20 годов
Лирик-оперы Чикаго открывается 28 сентября шедевром Джакомо Россини - оперой
“Севильский цирюльник”. Созданная по мотивам одноименной комедии Бомарше, эта
опера - наверно, самое популярное комическое музыкальное произведение всех
времен. Звучит невероятно: Россини написал свою бессмертную оперу за двадцать
дней. Двадцать дней работы - и почти два века славы! Как и в случае с
“Травиатой”, постановка “...цирюльника” всегда обречена на успех. Не
сомневаюсь, что так будет и на этот раз.
Исполнители главных партий в “Севильском
цирюльнике” - Марианна Кребасса (Розина),
Лоуренс Браунли (Альмавива), Адам
Плачетка (Фигаро) и дебютирующий в Лирик-опере польский
бас Кшиштоф Басжик (Базилио). Все подробности - в следующем выпуске Оперного
обозрения.
Nota bene! Вечер “Callas in Concert: The Hologram Tour” состоится 7 сентября в 7.30 pm. Билеты - на сайте lyricopera.org/Callas или по телефону 312-827-5600. Абонементы
и одиночные билеты на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать на сайте
Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244 и в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото - Base Hologram
Фото 2. Каллас
- Мадам Баттерфляй, Пинкертон - Джузеппе ди Стефано. Сцена из оперы “Мадам
Баттерфляй” (Лирик-опера, 1955 год). Фото из архива Лирик-оперы
Фото 3. Мария Каллас с хором Лирик-оперы после
спектакля “Лючия ди Ламмермур” (Лирик-опера, 1954 год). Фото из архива
Лирик-оперы
Фото 4. Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото - Base Hologram
Фото 5. Сцена из спектакля “Callas in Concert: The Hologram Tour”. Фото - Base Hologram
6 сент. 2019 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий