Продолжается восемьдесят шестой летний музыкальный фестиваль Grant Park Music Festival, продолжается мой рассказ о концертах фестиваля.
21 июля, 6.30 pm. Программа хоровых шедевров прошлого и настоящего. В концерте прозвучат Псалом 24 “La terre appartient à l'Éternel” для тенора, хора, органа и оркестра Л.Буланже, хоральный цикл “The Passing of the Year” Дж.Доува (премьера на фестивале), Месса N2 ми минор А.Брукнера. Оркестр и Хор Грант-парка. Дирижер - музыкальный руководитель и главный дирижер оркестра и фестиваля Карлос Кальмар. Хормейстер - Кристофер Белл.
Французский
композитор Лили Буланже (1893-1918) - младшая сестра педагога и композитора
Нади Буланже. Ее мать Раиса Мышецкая - певица из Санкт-Петербурга; отец Эрнест
Буланже - композитор, педагог Раисы по Парижской консерватории. Дедушка
Фредерик Буланже был известным французским виолончелистом, бабушка Джульетта -
певицей. Когда Лили исполнилось два года, друг семьи Буланже, композитор Густав
Форе обнаружил у нее абсолютный слух, и родители стали учить девочку музыке.
Ноты она научилась читать раньше, чем буквы. До пяти лет посещала классы
Парижской консерватории, потом занималась на курсах теории музыки, брала уроки
пения и игры на органе, фортепиано, скрипке, виолончели и арфе. (В скобках
замечу, что она прекрасно играла на всех этих инструментах!) С детства Лили
часто болела, поэтому образованием, в основном, занималась дома. В 1913 году в
возрасте девятнадцати лет она получила Большую римскую премию за кантату “Фауст
и Елена”, став первой женщиной - лауреатом этой премии. (Спустя год ее успех
повторит ее старшая сестра Надя.) Трагическое восприятие жизни было присуще
Лили с детства. Отсюда - темы горя и утрат в ее сочинениях. Последние годы она
тяжело болела и умерла от туберкулеза кишечника (теперь это заболевание
называется болезнью Крона). В ее комнате осталась незаконченная партитура оперы
“Принцесса Малеин”. Автор книги “Мои друзья-музыканты”, музыковед Элен
Журдан-Моранж пишет: “Худенькая, белокурая, воздушная, Лили напоминала ангела с
картин итальянского Возрождения. Надя была всей душой предана сестре и
постоянно восторгалась ею. Но увы, Лили Беранже пробыла лишь год на вилле
Медичи. Она умерла в возрасте двадцати четырех лет, оставив достаточно
значительное музыкальное наследие... Надя посвятила всю жизнь обработке
сочинений сестры, совершенно позабыв о собственных”.
Псалом
24 написан Лили Буланже в 1916 году, за два года до трагической гибели.
Шестидесятидвухлетний английский композитор Джонатан Доув невероятно
плодовит. Он автор многочисленных произведений для хора и оркестра, камерных
сочинений, но самое главное - он сочинил двадцать одну оперу. Не все из них
получили счастливую сценическую жизнь, но почти все шли в оперных театрах
Европы и США, многие имели успех, как, например, его опера “Приключения
Пиноккио”, которая была поставлена в Московском детском музыкальном театре
имени Н.Сац. С 2019 года у Доува появился почетный титул командора Ордена
Британской империи. Посвященный матери композитора семичастный хоральный цикл
“The Passing of the Year” написан в 2000 году. Музыка Доува исполняется на
фестивале впервые.
Концерт
завершится редко исполняемой Второй мессой Брукнера.
23 и 24 июля, 6.30 pm. В программе: пьеса “Blow, Fly, Pop!!” Т.Кима (премьера на фестивале, солист - Дэвид Гордон), Первый фортепианный концерт Д.Шостаковича (солистка - Наташа Паремски), Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака. Оркестр Грант-парка. Дирижер - Юн Сан Ким.
Еще
одна фестивальная премьера - восьмиминутная пьеса “Blow, Fly, Pop!!”
корейско-американского композитора Тексу Кима. Сочинение 2016 года создано по
заказу и впервые исполнено Корейским симфоническим оркестром.
Девятая
симфония Дворжака - это музыкальные впечатления чешского композитора о Нью-Йорке,
Америке, Новом свете. В 1891 году Дворжак стал профессором композиции в
Пражской консерватории. В том же году его пригласили в Америку занять пост
директора Национальной консерватории в Нью-Йорке. Дворжак вначале отказывается,
ссылаясь на возможные опасности и нью-йоркский климат. К тому же он не хотел
надолго оставлять свою семью. У него было шестеро детей, он был счастлив в
семейной жизни и не привык уезжать один. Однако жена Анна убедила его. По
воспоминаниям сына, окончательное решение было принято за обеденным столом
путем голосования всей семьи. По результатам голосования семья решила: ехать
надо! Анна подала Антонину ручку, придвинула бумаги, и контракт был подписан.
После обеда Дворжак зацепился за последнюю возможность, сказав, что, дескать, контракт
подписан, но это не окончательное решение, потому что он его не отослал. Боясь,
что муж передумает, Анна бросилась на почту и послала подписанный с великим
трудом контракт. 15 сентября 1892 года Антонин, Анна и двое старших сыновей
покинули Прагу. Четверо младших остались дома с матерью Анны. В 1892-1895 годах
Дворжак преподавал в Нью-Йоркской консерватории, произведя там подлинную
революцию. Он фактически перестроил консерваторскую систему музыкального
обучения, сделав ее более эффективной и современной. Дворжак первым из крупных
композиторов обратил внимание на музыку спиричуэлс. Он не прибегал к сравнению
африканской и афро-американской музыки, но интуицией большого музыканта понимал
спиричуэлс не как узко афроамериканское искусство, убеждая американцев, что
здесь они имеют дело с подлинным американским фольклором. В своей симфонии “Из
Нового света” Дворжак использовал характерные интонации этих песен, чтобы
показать американский колорит... Первоначально планировалось возвращение
Дворжака летом 1893 года. Одним из тех, кто убедил его задержаться в Америке
еще на год, был известный американский скрипач чешского происхождения Джозеф
Коварик. Именно Коварик предложил Дворжаку попутешествовать по Америке,
посетить городок Спилвил в штате Айова, где проживало большое количество
эмигрантов из Чехии и откуда был родом сам скрипач. Побывал композитор и в
Чикаго. 12 августа 1893 года на проходящей в то время в Чикаго Всемирной
выставке был объявлен “День Чехии”. Дворжак участвовал в концерте в качестве
дирижера. Однако ни новые музыкальные впечатления, ни напряженная концертная и
педагогическая деятельность не могли заглушить в нем тоски по родине. В 1894
году Дворжак вернулся в Чехию.
Снова на фестивале - замечательная Наташа Паремски. На этот раз американская пианистка российского происхождения исполнит Первый фортепианный концерт Д.Шостаковича. Наташа родилась в Москве. Занимается фортепиано с четырех лет. В восемь лет с родителями переехала в США. Ее первое концертное выступление состоялось в возрасте девяти лет в Калифорнии. В пятнадцать она солировала в концерте с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром. Наташа училась в Сан-Францисской консерватории и Mannes College of Music в Нью-Йорке. К двадцати годам она уже была лауреатом премий Gilmore Young Artists Prize, Prix Montblanc and Orpheum Stiftung Prize (Швейцария). В 2010 году организация Classical Recording Foundation назвала ее “Молодым артистом года”. Активно гастролирует. Выступает с концертами в Европе и США. На фестивале в Грант-парке дебютировала в 2014 году со Вторым фортепианным концертом П.Чайковского. В 2015 году на фестивале она с блеском исполнила Фортепианный концерт современного американского композитора Пола Шонфилда “Four Parables”. В 2016 году Наташа дебютировала на фестивале Равиния в камерном вечере русской музыки. На концерте исполнялись произведения И.Стравинского, С.Прокофьева, С.Рахманинова. В 2018 году в Грант-парке был снова ее любимый Рахманинов - Третий фортепианный концерт.
Дебют
новой дирижерской звезды: на фестивале впервые выступит южнокорейский дирижер
Юн Сан Ким. С 1 августа она станет музыкальным руководителем Оперы
Сан-Франциско. Юн Сан Ким начинала учиться композиции и дирижированию в Сеуле,
а продолжила в консерватории Штутгарта. После окончания учебы завоевала Первую
премию на Международном конкурсе дирижеров Хесуса Лопеса Кобоса в мадридском
театре Реал. Дирижерскую карьеру начала в Европе в качестве ассистентки Лопеса
Кобоса в Реале и Кирилла Петренко в Национальной опере Лиона. Несколько лет
работала с Даниэлем Баренбоймом. Петренко и Баренбойм очень высоко отзываются о
ее профессиональных качествах. Оперный дебют Юн Сан Ким состоялся в 2012 году.
Она дирижировала оперой “Богема” во Франкфуртской опере. В Опере Сан-Франциско
дебютировала в июне 2019 года с оперой “Русалка” А.Дворжака. В Лирик-опере
Чикаго Юн Сан Ким дебютирует весной 2022 года с “Тоской” Дж.Пуччини.
28 июля, 6.30 pm. В программе: симфоническая прелюдия “Послеполуденный отдых фавна” К.Дебюсси, Концерт ми минор для флейты с оркестром Саверио Меркаданте (солист - Энтони Трионфо), Вторая симфония К.Сен-Санса. Оркестр Грант-парка. Дирижер - Карлос Кальмар.
Как часто в Чикаго мы слышим сочинения одного из самых блистательных мастеров итальянской музыки XIX века Саверио Меркаданте (1795-1870)?! Фестиваль в парке “Миллениум” дает нам такую возможность. Из огромного музыкального наследия композитора (одних только опер он сочинил около шестидесяти!) организаторы выбрали его Концерт для флейты с оркестром. Соло на флейте - дебютирующий на фестивале и в Чикаго Энтони Трионфо. Он учился в престижной Interlochen Arts Academy (Interlochen, Michigan) и Colburn School Conservatory of Music в Лос-Анджелесе. Лауреат многочисленных международных конкурсов. Активно гастролирует по всему миру.
Nota bene! Все концерты Grant Park Music Festival пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные, все проходят без антракта. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-сезоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов - на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.
Фотографии к статье:
Фото 1.
Карлос Кальмар. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Фото 2.
Юн Сан Ким. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Фото 3.
Наташа Паремски. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Комментариев нет:
Отправить комментарий