11 августа, 6.30 pm. Этот концерт в программе фестиваля подается как семейный. В программе: увертюра из оперетты “Орфей в аду” Ж.Оффенбаха, сюита “Карнавал животных” К.Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Э.Грига. Оркестром Грант-парка дирижирует Норман Хьюнх. Солисты - Эшли Ким и Колин Сонг, фортепиано.
Камиль Сен-Санс называл “Карнавал животных”
“большой зоологической фантазией”. Он сочинил ее для своих учеников в Школе
классической и религиозной музыки, где работал преподавателем по фортепиано.
Премьера сочинения прошла с огромным успехом, но сам композитор всегда
стеснялся этой музыки, считая ее несерьезной. Он запретил исполнять
“Карнавал...” на концертах, только на частных вечерах камерной музыки. В историю
вошел один из таких вечеров в парижском доме Полины Виардо, куда специально,
чтобы послушать эту музыку, приехал Франц Лист. К счастью для всех нас, в
завещании Сен-Санса нет запрета на исполнение “Карнавала...” и издание
партитуры. Впервые такая партитура появилась в 1922 году. Самой известной
пьесой сюиты остается “Лебедь”, из которого родилась балетная композиция
Михаила Фокина “Умирающий лебедь”, исполнявшаяся всеми великими балеринами XX
века, начиная с Анны Павловой.
Немногие знают, что Эдвард Григ в высшей степени
неохотно - по сути дела, только из-за гонорара - согласился написать
симфоническую музыку к драме Генрика Ибсена “Пер Гюнт” на сюжет старинной
норвежской сказки: произведение, ставшее главным в его жизни. Он жил в те годы
в тихом Бергене. Философ Владимир Адмони отмечает: “Многими в Норвегии и Дании
“Пер Гюнт” был воспринят как произведение, стоящее за границами поэзии, -
грубое и несправедливое. Ганс Христиан Андерсен называл его худшей из
когда-либо прочитанных им книг”. Может быть, все дело в том, что в сюите Григ
усилил романтическое звучание пьесы Ибсена, хотя сама пьеса была написана для
того, чтобы полностью свести счеты с романтикой, освободиться от нее... Григ мучительно сочинял. В одном из писем он признался: “Мое сочинение
отдает коровьими лепешками, норвежским духом и самодовольством”. В другом
письме он скажет, что за “Пер Гюнта” его заставила взяться денежная нужда, и
что, возможно, не следовало бы принимать предложение Ибсена. Было и другое
признание: “Я все еще вожусь с музыкой к “Пер Гюнту”, которая меня не
интересует”...
Музыка к “Пер Гюнту” первоначально
предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в
две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес. Все части сюиты отличаются
исключительной красотой и совершенством художественной формы. Пьеса “В пещере горного короля” отражает неистовый дух
Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях; в
“Арабской пляске” узнается мир, полный интриг и предательств; наконец,
финальная пьеса “Песня Сольвейг” - пронзительная мелодия любви. Ибсен посвятил
образу Сольвейг самые поэтичные страницы своей драмы, а Григ с огромным
художественным чутьем передал ее душевную чистоту и силу духа.
Дирижер Норман Хьюнх живет в городе Бозмен, штат
Монтана. Он совмещает обязанности музыкального руководителя Симфонического
оркестра Бозмена и ассистента дирижера Орегонского симфонического оркестра. На
этом концерте на сцене будет установлен мультимедийный экран (серия Festival
HD). Концерт будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции Чикаго
98.7WFMT (волна классической музыки) и на сайте wfmt.com/streaming.
13 и 14 августа, 6.30 pm. Какое же лето без музыки из лучших бродвейских мюзиклов! В концерте “Классический Бродвей” мы услышим главные хиты из лучших мюзиклов XX века. Среди них - “Wonderful Guy” из мюзикла “Юг Тихого океана” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна, “Maria” из мюзикла “Вестсайдская история” Л.Бернстайна, “Be Our Guest” из мюзикла “Красавица и чудовище” А.Менкена, “Why God, Why?” из мюзикла “Мисс Сайгон” К.-М.Шенберга, “Memory” из мюзикла “Кошки” и “All I Ask of You” из мюзикла “Фантом оперы” Э.Л.Уэббера, “Defying Gravity” из мюзикла “Злая” С.Шварца. Оркестром Грант-парка дирижирует Лоуренс Ло - музыкальный руководитель симфонических оркестров Симфориа (Сиракьюс, штат Нью-Йорк) и Западной Виргинии (Бленнерхассетт, Западная Виргиния). Вокалисты - Мэми Пэррис, Мэдисон Клер Паркс, Бронсон Норрис Мерфи.
18 августа, 6.30 pm. В программе: Восьмая симфония Ф.Мендельсона, Месса Ф.Шуберта до мажор, кантата “Возвеселитесь в Агнце” Б.Бриттена. Хором и Оркестром Грант-парка дирижирует художественный руководитель и главный дирижер фестиваля Карлос Кальмар. Хормейстер - Кристофер Белл. Солисты: Лора Андерсон, сопрано; Кейтлин Фоли, сопрано; Линдси Адамс, меццо-сопрано; Джон Консепсион, тенор; Джо Шаддей, тенор; Джон Ордуна, баритон; Райан Кокс, Ryan Cox, баритон.
Франц Шуберт. Гениальный композитор-романтик,
перевернувший представление о возможностях музыки. Семь полных и шесть
неоконченных симфоний, двадцать две фортепианные сонаты, пятнадцать струнных
квартетов, шесть месс, девять полных опер и столько же неоконченных, около
шестисот вокальных сочинений... - поразительно, но все это Шуберт сочинил за
тридцать один год жизни! При жизни он был известен главным образом как
сочинитель песен, и даже родственники и друзья не знали всего, что он сочинил.
Его рукописи десятилетиями пылились в шкафах и ящиках. Гений Шуберта одним из
первых оценил Шуман. В восемнадцать лет он написал ему полное любви письмо, но
так и не отправил его. Настоящее признание пришло к Шуберту спустя несколько
десятилетий после смерти. Даже сегодня в активном репертуаре оркестров и
солистов только десятая часть произведений, написанных композитором, - меньше,
чем сочинений его равновеликих предшественников, современников и
последователей. Практически неизвестны оперы Шуберта, его духовная музыка -
области, в которых он оставил заметный след. Только недавно в репертуар
пианистов вошли гениальные фортепианные сонаты Шуберта. Благодаря музыкальному
руководителю Риккардо Мути в сезоне 2013-14 годов Чикагский симфонический
оркестр (далее - ЧСО) и приглашенные солисты фокусировались на музыке великого
композитора. Второй раз в истории оркестра в репертуар были включены мессы
Шуберта. В 1975 году в Чикаго звучала Месса ми-бемоль мажор, в сезоне 2013-14
годов - Месса ля-бемоль мажор. В том же сезоне впервые в своей истории ЧСО
исполнил все симфонии Шуберта.
На фестивале в парке Миллениум мы услышим Мессу до мажор. Шуберт сочинил ее в девятнадцать лет, летом 1816 года.
“Возвеселитесь в Агнце” -
кантата для четырех солистов, хора и органа. Бенджамин Бриттен сочинил ее в
1943 году на текст поэмы “Jubilate Agno” английского поэта Кристофера Смарта
(1722-1771) в честь празднования пятидесятой годовщины освящения церкви Святого
Матфея в Нортгемптоне (графство Нортгемптоншир). Говорят, таким образом Бриттен
откликнулся на просьбу знатока и ценителя музыки, викария церкви Святого Матфея
Уолтера Хасси. Первое исполнение состоялось 21 сентября 1943 года. Хором церкви
Святого Матфея дирижировал композитор.
Nota bene! Все концерты Grant Park Music Festival проходят в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные, все проходят без антракта. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-сезоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов - на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.
Фотографии к статье:
Фото 1.
Норман Хьюнх. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Фото 2.
Солисты Хора Грант-парка. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Комментариев нет:
Отправить комментарий