6 августа, 8.00 pm. Павильон. В этот вечер Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) дирижирует бывший музыкальный руководитель фестиваля Равиния Джеймс Конлон. В программе - только В.А.Моцарт: увертюра к опере “Милосердие Тита”, Пятый скрипичный концерт (солист - Уильям Хаген), Сорок первая (“Юпитер”) симфония. Дебют молодого (ему двадцать семь лет) и талантливого скрипача из Солт-Лейк-Сити Уильяма Хагена состоялся на фестивале 2018 года. Тогда он с блеском исполнил Четвертый скрипичный концерт Моцарта.
Как музыкальный руководитель фестиваля Конлон последний раз выходил на сцену в День рождения Равинии 15 августа 2015 года. (В этот день парку исполнилось сто одиннадцать лет.) Конлон работал с ЧСО каждое лето, начиная с 1974 года. Сначала - как приглашенный дирижер, потом - одиннадцать лет - в качестве руководителя. Конлон - четвертый (и пока последний) музыкальный руководитель за более чем столетнюю историю. До него фестиваль возглавляли Сейджи Озава (1964-1971 годы), Джеймс Ливайн (1971-1993 годы) и Кристоф Эшенбах (1995-2003 годы). Блестящий музыкант, полиглот, интеллектуал - в добавление ко всем своим замечательным достоинствам Джеймс Конлон еще и великолепный рассказчик. Его характеристики точны и остроумны, его размышления глубоки и мудры, его взгляды на музыку и искусство нестандартны и независимы. Наша беседа с маэстро в 2009 году стала первым обращением дирижера к многочисленной русскоязычной аудитории Америки. Разговор начался неожиданно. Конлон попросил выслать ему копию интервью со словами: “Я читаю по-русски. Медленно, но читаю. Правда, почти не говорю. Хватит слов только, чтобы не потеряться в метро...”
- Мои прадеды были музыкантами. Прадедушка по
материнской линии - эмигрант из Италии. Он приехал в Америку в семидесятых
годах XIX века. Мать - наполовину итальянка. Дедушка - немец. Я родился в
Нью-Йорке в многодетной семье. С детства родители прививали мне интерес к
литературе. В одиннадцать лет мой лучший друг, сын немецких эмигрантов, пригласил
меня в Оперу, и с этого момента я влюбился в театр. В течение четырех месяцев
моя жизнь полностью изменилась.
С середины восьмидесятых до начала двухтысячных
Джеймс Конлон жил в Европе. За “годы странствий” он руководил оркестром
Роттердамской филармонии (1983-1991), Кельнским симфоническим оркестром
(1989-2002) и оркестром Парижской национальной оперы (1995-2004). В сентябре
2002 года в знак признания заслуг Конлона перед Францией тогдашний президент
страны Жак Ширак вручил ему орден Почетного легиона. В середине двухтысячных
Конлон возвращается в США. Дирижер объясняет это семейными обстоятельствами.
Жена Джеймса Конлона - певица Дженнифер Ринго. В семье двое детей. Старшая
Луиза родилась в Нью-Йорке, но большую часть детских лет провела в Европе: в Германии
и Франции. Младшая дочь Эмма родилась и первые семь лет провела в Париже.
Маэстро говорит: “Когда мы вернулись в Соединенные Штаты, дружно решили, что
дети должны продолжить французское образование. Коль уж так получилось, что
дети свободно говорят на двух языках, то зачем это терять?! Они пошли во
Французский лицей. Луиза училась в Нью-Йоркском университете. Мы всю жизнь
живем между Европой и Америкой”.
С 2005 года Джеймс Конлон является музыкальным
руководителем фестиваля Равиния, но связи с фестивалем у него гораздо давние.
Дирижер рассказывает:
- Я знаком с Равинией больше тридцати лет! В
период, когда Джеймс Ливайн был здесь музыкальным руководителем, я дирижировал
в Равинии каждое лето. Семнадцать лет подряд! Ни разу не пропустил! В Равинии
замечательный фестиваль. Чикагский оркестр - жемчужина Равинии. Способность
замечательно исполнять музыку многих стилей и направлений - отличительная
особенность оркестра! В дополнение к блестящему качеству звука музыканты
великолепно читают с листа и невероятно быстро разучивают новые произведения.
Работать с таким оркестром четыре недели каждое лето - огромный источник
вдохновения!
Одной из важнейших инициатив Конлона стала
программа “Воскрешение из небытия”, в которой он заново открыл миру музыку
композиторов, погибших или пострадавших от фашизма. Дирижер рассказывает:
- Около пятнадцати лет назад я заинтересовался
музыкой Александра Землинского, стал изучать его биографию и через нее открыл
для себя много новых имен. Я понял, что нами потерян огромный пласт музыки. Не
один, не два композитора, а двадцать, двадцать пять, может быть, больше...
Целый пласт музыки был объявлен дегенеративным искусством и подлежал
уничтожению. Мы восхищаемся творчеством Шенберга, но не знаем, что его учителем
был Землинский. Именно Землинский и композиторы его круга были связующим звеном
между Малером и послевоенной музыкой. То, что эта музыка остается неизвестной,
- величайшая несправедливость и огромная потеря для нашей цивилизации. Я начал
предпринимать попытку вернуть сочинения забытых композиторов в историю культуры
XX века. Пока этот процесс идет медленно. В Парижской опере я впервые поставил
первую оперу Землинского, в Ла Скала - его “Флорентийскую трагедию”. Опера
Лос-Анджелеса стала первым крупным американским театром, проявившим интерес к
этому репертуару. Я делаю все, что могу, и понимаю, что должны пройти годы,
прежде чем эта музыка займет свое достойное место в истории мировой культуры.
Эта музыка разная. Кому-то она нравится, кому-то - нет. Это совершенно
нормально. Единственное, чего я хочу, - чтобы она была доступна широкому
слушателю.
Джеймс Конлон создал специальный фонд “OREL”,
посвященный памяти композиторов, пострадавших от фашизма. Среди них - Виктор
Ульман, Эрих Вольфганг Корнгольд, Павел Хаас, Франц Шрекер, Эрвин Шульхоф и
многие другие. Информацию о задачах и направлениях деятельности фонда можно
найти на сайте orelfoundation.org/.
- Когда вы познакомились с
русской музыкой?
- Я люблю Россию с детства. Я
был очарован ею по смешной причине задолго до того, как стал музыкантом. Я
очень рано научился печатать на машинке. Когда моя сестра прочитала
“Преступление и наказание” и ей надо было написать сочинение по этому роману, я
перепечатал его. Один из моих старших братьев учил русский язык. Ему было
пятнадцать, мне - девять. У него были русские друзья, один студент приходил в
наш дом. Я впервые услышал русский язык, был очарован звучанием русской речи,
влюбился в русскую музыку. Первым услышал Мусоргского. Помню, закрылся у себя в
комнате и со слезами на глазах стал слушать предсмертный монолог Бориса
Годунова. Потом пришел черед Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича.
Мое увлечение Россией не ограничивалось только музыкой. В школе я прочел
“Братьев Карамазовых” и “Идиота”, влюбился в героев русских романов и мечтал
поехать в Россию. Я был в Санкт-Петербурге, дирижировал оркестром Мариинского
театра. Я благодарен Владимиру Спивакову за то, что он предложил дирижировать
его оркестром. Я не пропускаю ни одного года, чтобы не поработать с
Национальным филармоническим оркестром России. Делаю это с большим
удовольствием.
- Что самое главное в работе дирижера?
- Мое кредо состоит в том, что дирижер должен
отказаться от показа себя, не использовать музыку для выпячивания своей
собственной артистической сущности, а лишь выражать мысли и идеи композитора.
Между зрителем и композитором не должно быть препятствий. Объектом внимания
должна быть музыка, а не ее интерпретация дирижером. Главное - музыка!
- Кто ваши кумиры в мировой музыке?
- Композиторы. Кто может быть большим кумиром, чем
Моцарт, Верди, Бах, Брамс..? В истории есть, конечно, примеры, когда кумиры в
музыке могут оказаться ужасными людьми в жизни. Вагнер - ужасный человек и
великолепный композитор. Мой любимый Клод Дебюсси был в жизни неприятным
человеком. То же самое можно сказать о Стравинском. Но мы ведь говорим о
кумирах в музыке!
- Как вы относитесь к музыке как к фону, к
музыке, которая звучит в ресторанах?
- Я не люблю музыку в
ресторане - предпочитаю салат... Я люблю тишину. Тишина прекрасна. Музыка как
фон отвлекает. Вообще, правило, при котором музыка должна быть легкой, мне
кажется ущербным. Оно вредит интеллектуальному уровню страны. Я - американец,
люблю эту страну, но имею право ее критиковать. Каждая страна имеет хорошие и
плохие стороны. Слабая сторона Америки - недостаток интеллекта. Политические
волны восьмидесятых привели к тому, что музыку перестали изучать в школе. В
итоге мы получили целое поколение, которое не знает классическую музыку. То же
самое можно сказать о классической литературе, танцах, об искусстве
вообще. В Америке люди не знают ничего
о Достоевском, Пушкине, Данте. Стыдно, но они не знают даже Шекспира!.. Моя
основная миссия состоит в том, чтобы бороться за возвращение классического наследия
(искусства, литературы, музыки) в детские сады и школы. Дети должны постигать
азы классического образования с ранних лет. В этом - залог нашего будущего...
Музыка - мое хобби и моя страсть. В одиннадцать лет я страстно, в один момент
влюбился в музыку. С тех пор моя любовь движет мною. Я всегда говорю детям:
надо найти увлечение в жизни и страстно следовать ему. Увлеченность кормит и
направляет нас. Увлеченность - вот что делает нашу жизнь насыщенной! А еще я
увлечен языками.
- Сколько иностранных языков вы знаете?
- Кроме английского я свободно говорю на
французском, немецком, итальянском, могу объясниться по-испански,
по-голландски, читаю по-русски. Кроме испанского (в детстве я два года учил
испанский язык), я не учил языки специально. Для языков мне нужны время и
контакты с людьми. Если бы у меня было время выучить еще один язык, этим языком
стал бы русский. Но для этого мне надо пожить в России! Увлеченность языком -
как увлеченность музыкой. Я слушаю языки, запоминаю новые слова, читаю то на
одном, то на другом языке... Это моя страсть!.. Недавно я встретил человека,
который сказал мне мудрые слова: “Главное - окружить себя людьми, которых ты
любишь и которые любят тебя”. Надеюсь, у меня это получилось...
После одиннадцати лет руководства фестивалем
Равиния Джеймс Конлон решил оставить свой пост. Дети выросли, пора было
возвращаться в Европу. “Я скучаю по Европе, - признавался Конлон в интервью
газете The Chicago Sun-Times. - Дженнифер, дети - мы все скучаем. Для нас важно
иметь возможность находиться в Европе.”
Летом 2016 года Джеймс Конлон оставил еще один
американский музыкальный фестиваль, которым он бессменно руководил с 1979 года
(тридцать семь лет - беспрецедентный по современным понятиям срок), - один из
старейших хоровых фестивалей Америки Cincinnati's May Festival. В США дирижер
оставил за собой только один - он продолжает оставаться музыкальным
руководителем Оперы Лос-Анджелеса. А вот в Европе у маэстро появился новый
оркестр. С сезона 2016-17 годов Конлон стал главным дирижером Симфонического
оркестра Турина (Orchestra Sinfonica Nazionale della Rai). Конлон - первый
американец на посту руководителя этого оркестра.
Итак, Джеймс Конлон возвращается в Равинию только
на один день. С нетерпением жду встречи с любимым маэстро!
7 августа, 11.00 am. Павильон. В серии концертов для детей (Kids Concert Series) - ставшее уже традиционным выступление певицы Лори Беркнер. Ее специализация - детские песни. Они просты, мелодичны, прекрасно запоминаются юными зрителями. Самые яркие из них - “We are the Dinosaurs”, “I Know a Chicken”, “The Cat Came Back”, “Pig on Her Head”, “The Great Big Dog”. Журнал People назвал певицу королевой детской музыки, а в The New York Times было написано, что Беркнер - ”Адель для дошкольников”. Есть даже такое направление в музыке - “kindie rock”, и Беркнер - самая яркая его представительница. Так что приходите с самыми маленькими! Подробности творчества певицы и фрагменты записей - на ее сайте www.laurieberkner.com/.
7 августа, 8.00 pm. Павильон. Этим летом с ЧСО дебютируют несколько перспективных дирижеров. Среди них - музыкальный руководитель Симфонического оркестра Луисвилла (штат Кентукки) Тедди Абрамс. Под его управлением оркестр исполнит фрагменты из мюзиклов Л.Бернстайна “Увольнение в город”, “Чудесный город”, “Кандид”, “Вестсайдская история”. Концерт называется “CSO: Bernstein on Broadway”. В нем участвуют вокалисты Морган Джеймс, Шели, Брайан Стокс, Тони Язбек. К концерту музыки Бернстайна приурочено новое открытие Ravinia Music Box (не путайте с легендарным чикагским кинотеатром “Music Box”, помнящим Чарли Чаплина и прочих великих) - здания на северной стороне лужайки (North Lawn). Новое, потому что торжественное открытие здания состоялось в 2019 году. В “Музыкальной шкатулке“ есть театральный зал на шестьдесят пять мест и галерея для различных выставок и экспозиций. Первой презентацией (4D presentation) стал фильм о Леонарде Бернстайне, первой выставкой - путешествующий по городам обладатель премии “Грэмми” музей Бернстайна с его личными вещами, включая детское фортепиано и стол, за которым была написана партитура “Вестсайдской истории”. Посмотрим, чем порадует нас “...Шкатулка” в это лето.
Кстати, не забудьте, что на
крыше здания работает Rooftop BMO Club, где можно заказать напитки и закуски
или просто посидеть и насладиться обзором парка сверху. Через новое здание по
новому мосту попадают на территорию двухэтажного павильона (Dining Pavilion),
где находятся бар, ресторан и сувенирный магазин.
8 августа, 5.00 pm. Павильон. Парад дирижеров продолжается. В этот вечер с ЧСО дебютирует Джу Бао - ассистентка дирижера Хьюстонского симфонического оркестра. В программе: Дуэт для камерного оркестра американской скрипачки и композитора китайского происхождения Чен Йи, Концертная симфония для скрипки и альта В.А.Моцарта (солисты - Стелла Чен, скрипка; Мэтью Липман, альт), Четвертая сюита (“Моцартиана”) П.Чайковского.
9 августа, 3.00 pm и 5.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерты студентов вокального отделения Музыкального института при фестивале Равиния (Ravinia Steans Music Institute). Музыканты сыграют в пустом зале, концерт будет транслироваться на YouTube-канале фестиваля.
10 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт джазовых исполнительниц Джуди Коллинз и Мадлен Пейру.
11 августа, 8.00 pm. Carousel Stage. Концерт американской кантри-группы Sideline. История создания группы и фрагменты записей - на сайте www.sidelinebg.com/bio.html.
Nota bene! Полная программа фестиваля Равиния и заказ билетов - на сайте ravinia.org/. Все концерты фестиваля проходят по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.
Фотографии к статье:
Фото 1. Джеймс Конлон на фестивале Равиния. Фото - Тодд
Розенберг
Фото 2. Выставка в Ravinia Music Box. Фото -
Ravinia Festival
Фото 3. Лори Беркнер. Фото - Ravinia Festival
Фото 4. Джу Бао. Фото - Ravinia Festival
Фото 5. Мадлен Пейру. Фото - Ян Орхан
Фото 6. Sideline. Фото - Ravinia Festival
Комментариев нет:
Отправить комментарий