На десять дней Чикаго становится кукольной столицей мира. С 20 по 30 января в городе пройдет Четвертый международный фестиваль театров кукол (The Chicago International Puppet Theater Festival). Несмотря на то, что фестиваль проходит только четвертый раз, он уже является крупнейшим смотром достижений кукольного искусства в США. В этот раз в нем примут участие театральные компании из Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Висконсина, Северной Каролины, Вермонта, труппа из Южной Африки, ведущие кукольные коллективы из Чикаго. В программе фестиваля: театры марионеток в натуральный рост и крошечных кукол, театры кукольной пантомимы и анимации, песочных картинок и объектов, постановки с элементами драматического и кукольного театров, многие-многие другие. Всего на разных площадках Чикаго будут сыграны более ста представлений. Перед вами - краткий путеводитель по фестивалю. Вначале - о гастролерах.
“Bill’s 44th” - спектакль кукольников из Нью-Йорка Энди Манджака и Дороти Джеймс, комическая история о герое, ожидающем прибытия гостей на его день рождения. 25-27 января, Chopin Theatre.
“The Bluest Eye” - спектакль Маргарет Лорены Кемп (Калифорния) и Джанни Йонг (Южная Африка) по книге Тони Моррисон (адаптация Лидии Даймонд). 28-30 января, The DuSable Museum of African American History.
“Chimpanzee” Ника Леана (Нью-Йорк) - история об экспериментальных исследованиях о повадках шимпанзе. 22-24 января, Instituto Cervantes of Chicago.
“New Mony!” Марии Камиа (Нью-Йорк) - научно-фантастическое кукольное представление. 21-22 января, Chopin Theatre.
“Object of Her Affection” Марсиана Де Леллиса (Лос-Анджелес) - отчасти кукольный спектакль, отчасти перформанс о сексуальных объектах и людях, вступающих в интимные отношения с неодушевленными предметами. 27-29 января, Links Hall.
“The Persians” - спектакль Элки и Питера Шуманов (труппа Bread & Puppet Theater, Вермонт), знаменитых создателей масштабных театрализованных представлений марионеток в США в шестидесятых годах. 28-29 января, Epiphany Center for the Arts.
“Skeleton Canoe” Тая Дефоя (Нью-Йорк-Висконсин) - новая работа одного из создателей спектакля “Аджаак на Черепашьем острове” (“Ajijaak on Turtle Island”), которым открывался Международный фестиваль театров кукол в 2019 году. 29-30 января, American Indian Center. Вход свободный.
От гостей - к хозяевам. Чикагские мастера кукольного театра подготовили к фестивалю немало сюрпризов.
“I
OBJECT!” Представление театра The Neo-Futurists, в котором за один
час мы увидим тридцать кукольных пьес. 22-23 и 29-30 января, The
Neo-Futurarium.
“Invitation to a Beheading” по роману В.Набокова “Приглашение на казнь”. Спектакль Rough House Theater Co., в котором герои великого писателя оживают на сцене с помощью кукол и масок. 27-29 января, Chopin Theatre.
Как и на прошлых фестивалях, поздно вечером по выходным работает популярнейшее кукольное кабаре “Nasty, Brutish & Short: A Puppet Cabaret”. Артисты разных школ и направлений собираются после спектаклей, чтобы встретиться друг с другом, подурачиться, поэкспериментировать. Они исполняют скетчи, импровизируют и наслаждаются жизнью, а мы смотрим и радуемся вместе с ними...
21-22 и 28-29 января,
Links Hall. Вход только для взрослых.
“Sea Change” - спектакль театра Cabinet of Curiosity о силе моря и божественном женском начале. 20-22 января, MCA Chicago.
“TIMBER!” - представление Rootstock Puppet Co. о снежном человеке и непостижимо огромном лесе. Режиссер - художественный руководитель театра Марк Блашфорд.
29-30 января, Instituto
Cervantes de Chicago.
На протяжении всего фестиваля на Великолепной миле (Chicago’s Magnificent Mile) будет работать “ода вечности” - иммерсивная инсталляция “The Plastic Bag Store” нью-йоркского художника Робина Фрохардта. Перед нами - продуктовый магазин, заполненный сотнями предметов ручной работы из пластика: фруктами, овощами, суши, мясными деликатесами... Несколько раз в день инсталляция превращается в микрокинотеатр, где показывают кукольные фильмы, переносящие зрителей из сегодняшнего дня в далекое прошлое или не менее далекое будущее. Робин Фрохардт заставляет нас задуматься о том, как будущие поколения будут судить о нас по тому, что мы оставляем после себя.
В рамках серии “Festival Neighborhood Tour” в пяти районах
города (Segundo Ruiz Belvis Cultural Center, Art on Sedgwick, Navy Pier, the National Museum of Mexican Art, 345 Art Gallery) пройдут бесплатные и открытые
для всех представления известных кукольных артистов Тая Дефоя, Джеррелла
Л.Хендерсона и Джошуа Холдена.
В рамках фестиваля в Школе при
Арт-институте (the School of the Art Institute) состоится
кукольный симпозиум (Volkenburg Puppetry Symposium) о планах и направлениях развития кукольного театра. Билеты на симпозиум
не требуются, вход свободный.
Начинающие артисты смогут
принять участие в программе “Catapult Artist Intensive”. Предусмотрены
семинары, обмен опытом с артистами, возможность побывать за кулисами и многое другое.
Шесть лет назад перед Первым фестивалем его основатель и бессменный художественный руководитель Блэр Томас (Blair Thomas & Company) говорил: “Мне бы хотелось видеть Чикаго в качестве лидера возрождения древнего искусства кукольного театра. Наш город хорошо известен особым интересом публики к театру. Зрители не только посещают спектакли, но и поддерживают новые формы развития театрального искусства. Надеюсь, они не останутся в стороне и от кукольных театров”.
В прошлом уже предпринимались попытки создания
такого рода фестиваля. С 1986 по 1994 годы кукольные
спектакли были частью Международного театрального фестиваля. В
2000 году Арт-институт провел четырехдневный Международный фестиваль кукольных
театров. Наконец, в 2001 году под эгидой департамента
по делам культуры мэрии Чикаго
состоялся десятидневный фестиваль “Puppetropolis”. К
сожалению, все эти фестивали не имели продолжения, поэтому я очень рад, что
новая попытка оказалась успешной! Инаугурационный фестиваль 2015 года прошел
при переполненных залах с огромным успехом. На восьмидесяти трех спектаклях, в
которых участвовали более пятидесяти артистов из разных стран мира, побывали
более четырнадцати тысяч зрителей. Еще больший успех сопутствовал фестивалям
2017 и 2019 годов. Сто девять спектаклей, почти пятнадцать тысяч зрителей,
гости из Гонконга, Чили, Италии, Австралии, Швеции, Израиля, Польши. Мексики,
Канады... С 2022 года фестиваль станет проходить в ежегодном формате.
Блэр Томас любит кукольный театр с детства. В
десять лет он создал в своем родном Джексонвилле (штат Алабама) первую
кукольную труппу The Palace Puppeteers и на протяжении трех лет выступал с ней в церквах и школах. С 1989 до 1998
годы он был художественным руководителем чикагского Redmoon Theater, а в
2002 году основал собственную фирму “Blair Thomas & Co.”.
Томас преподает кукольное искусство в Школе при Арт-институте Чикаго. Он
участвовал в создании кукол для спектаклей Lookingglass Theatre “Mr. and Mrs. Pennyworth” и “The Steadfast Tin Soldier”, для
предыдущей постановки оперы “Волшебная флейта” в Лирик-опере Чикаго
(симпатичный дракон - его рук дело).
В Америке многие считают Чикаго родиной современного кукольного театра. В самом деле, до 1912 года в английском языке даже не существовало такого термина - “кукловод”. В том году в историческом Fine Arts Building на Мичиган авеню (410 South Michigan Avenue) открылся Маленький театр (Little Theater of Chicago). Для спектакля “Сон в летнюю ночь” режиссер Эллен Ван Волкенбург хотела использовать кукол-марионеток. Тут-то и выяснилось, что никто из актеров не знает, что такое марионетка. Тогда кукольных артистов называли “шоуменами”, их работа была связана, в основном, с цирковыми аттракционами. Именно Ван Волкенбург впервые использовала слово “кукловод” применительно к театру кукол.
Сегодня Чикаго может похвастаться разнообразием
передовых театральных форм, в том числе в кукольном театре. В рамках фестиваля,
как и в прошлые годы, запланированы семинары, мастер-классы, беседы об истории
кукол, секретах их изготовления и много других интересных мероприятий. Не
пропустите уникальную возможность увидеть все лучшее, что есть в кукольных
театрах. Встретимся на фестивале, штаб-квартира которого находится в том самом Fine Arts Building на Мичиган авеню, где больше ста лет назад началась
история кукольного театра в Америке.
Nota bene! Подробная информация и билеты на спектакли Международного фестиваля театров кукол - на сайте chicagopuppetfest.org.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Bill’s 44th”. Фото
- Ричард Термин
Фото 2. Сцена из спектакля “The Bluest Eye”. Фото - Люк Янг
Фото 3. Сцена из спектакля
“Invitation to a Beheading”. Фото - Rough House Theater Co.
Фото
4. Сцена из спектакля “Sea Change”. Фото - Cabinet of Curiosity
Фото 5. Сцена из спектакля “TIMBER!”. Фото - Rootstock Puppet Co.
Фото 6. Блэр
Томас. Фото - Саверио Трулья
Комментариев нет:
Отправить комментарий