Бесспорно, Чикагский симфонический оркестр могуч и велик, но иногда для полноты картины хочется послушать другие оркестры. Для этого в Симфоническом центре создана специальная серия, знакомящая любителей музыки с симфоническими коллективами других стран. Среди них были великие, были уровнем пониже. Оркестр, который мы услышим и увидим 16 ноября, непременно входит в избранный круг великих. Ему всегда есть место в десятке лучших, пятерке лучших, и так далее. Маэстро Риккардо Мути любит говорить о тройке величайших оркестров мира (Венский филармонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр), и в этом самом коротком списке есть оркестр, которому сегодня я посвящаю Музыкальное обозрение. В рамках турне по городам США 16 ноября в Чикаго состоится единственный концерт Берлинского филармонического оркестра (далее - БФО) под управлением главного дирижера Кирилла Петренко. В программе - Седьмая симфония Г.Малера.
Образованию БФО человечество обязано жадности немецкого скрипача, дирижера и композитора Беньямина Бильзе. В 1867 году он основал в Берлине симфонический оркестр и назвал его “Капелла Бильзе”. Осенью и весной оркестр играл в столице и пригородах, а летом выезжал в Варшаву. Бильзе был одержим идеей экономии и платил музыкантам сущие копейки. Музыканты терпели пятнадцать лет, но летом 1882 года взбунтовались. Бильзе умудрился понизить их гонорар, а в Варшаву они должны были отправиться в вагоне низшего, четвертого класса. Терпеть подобное было недопустимо. Пятьдесят четыре музыканта ушли от Бильзе и организовали свой оркестр. Уже в сентябре 1882 года они выступили с первым концертом. На афише - видимо, для того, чтобы показать, откуда “мятежники” родом, - было написано: “Бывшая капелла Бильзе”. С октября 1882 года у коллектива появилось название - “Капелла фон Бреннера”, по имени первого главного дирижера - Людвига фон Бреннера. Название “Берлинский филармонический оркестр” коллектив носит с 1887 года, когда его возглавил один из крупнейших дирижеров своего времени Ганс фон Бюлов. За несколько лет оркестр из рядового превратился в выдающийся, а великими его сделали Артур Никиш, работавший главным дирижером с 1895 до 1922 года, и Вильгельм Фуртвенглер (он возглавлял оркестр с 1922 до 1945 и с 1952 до 1954 годов).
Позорная страница в истории оркестра - время
прихода к власти нацистов. В книге “Оркестр Третьего рейха” (“Das
Reichsorchester”) канадский историк Миша Астер рассказывает о том, как БФО стал
послушным орудием пропаганды: “Соглашение, заключенное с нацистским режимом,
стало результатом ужасной финансовой ситуации, в которой находился оркестр,
начиная с середины двадцатых годов, некоторого чувства превосходства со стороны
коллектива оркестра и особенностей понимания Геббельсом процесса проведения
культурной пропаганды”. В обязанности БФО входили, помимо прочего, трехдневные
выступления по случаю дня рождения фюрера, а также обязательные концерты для
некоторых нацистских организаций. Исключительной привилегией стало освобождение
музыкантов от службы в армии, что позволило Берлинской филармонии работать
почти до самого окончания войны. Музыканты оркестра превратились в послушных
винтиков нацистской государственной машины.
В ноябре 1933 года в Германии была создана Имперская музыкальная палата. Ее президентом стал Рихард Штраус, Фуртвенглер занял пост вице-президента. В 1934 году маэстро планировал дирижировать оперой Пауля Хиндемита “Художник Матис”, однако постановка была запрещена, а Хиндемит был причислен нацистами к представителям “дегенеративного искусства”. Фуртвенглер написал письмо в защиту Хиндемита и отказался от всех официальных постов. На личной встрече в феврале 1935 года Фуртвенглер и Геббельс заключили сделку: маэстро получает возможность работать, но отказывается участвовать в нацистской пропаганде. В апреле 1935 года Фуртвенглер вернулся за дирижерский пульт. В мае его концерт посетил Гитлер. В отличие от зрителей Фуртвенглер не стал приветствовать вождя нацистским салютом. На нацистское приветствие “Хайль Гитлер!” он всегда отвечал “Гутен таг”.
Фуртвенглер был до известной степени свободен в
своих действиях, подчиняясь только
Геббельсу. Дирижер использовал свое влияние для того, чтобы защитить
четырех евреев-музыкантов оркестра. Тем не менее, все они, включая
концертмейстера Шимона Голдберга, покинули Германию через два года после
установления фашистского режима, когда антисемитские преследования стали
невыносимыми. После войны Фуртвенглер скажет: “Я любил родину и мой народ, я
чувствовал ответственность за царившую несправедливость и пытался предотвратить
ее. Только здесь я мог бороться за душу немецкого народа, в другом месте люди
могут только протестовать, это может сделать любой... Одно-единственное
исполнение великой немецкой музыки уже есть отрицание духа Бухенвальда и
Освенцима, куда более сильное и насущное, чем любое слово”. Не правда ли,
похоже на то, что сегодня говорят некоторые представители российской культуры,
оправдывая свое соучастие в преступлениях путинского режима?!
С 1945 до 1952 годов БФО руководил румынский дирижер Серджиу Челибидаке. С 1954 года в оркестре началась эра Герберта фон Караяна. Он возглавлял БФО на протяжении тридцати пяти лет (1954-1989), уже в 1955 году ему был присужден титул пожизненного музыкального руководителя.
Эра Караяна - золотая эпоха в истории БФО.
Эталонные записи, легендарные концерты, уникальный звук, непререкаемый
авторитет... При Караяне БФО окончательно стал Первым оркестром мира. Тем не
менее отношения дирижера с музыкантами всегда оставались напряженными. В 1982
году музыканты оркестра отказались принять в свои ряды кларнетистку Сабин
Майер, которую Караян объявил гениальной. Оркестранты сказали, что тон ее игры
вступает в противоречие с остальной группой духовых инструментов. Караян
потребовал право самому выбирать музыкантов, а оркестр ему в этом праве отказал
со словами: “Вы - всего лишь главный дирижер”.
Следующие два руководителя БФО в представлении не
нуждаются, поэтому я просто их перечислю: Клаудио Аббадо (1989-2002) и сэр
Саймон Рэттл (2002-2018).
На протяжении всей своей долгой истории музыканты
БФО поддерживали принципы свободы и независимости. Не администрация, а они сами
выбирают солистов, дирижеров и своего руководителя. 22 июня 2015 года новым
главным дирижером оркестра музыканты выбрали Кирилла Петренко. В финале “битвы”
за пост “генералмузикдиректора Европы”, как называли этот пост при Караяне,
маэстро собрал больше голосов, чем недавний гость Чикаго Кристиан Тилеманн, не
говоря уже о претендовавших на заветный пост Даниэле Баренбойме и Андрисе
Нельсонсе. Как музыканты, так и солисты обожают Кирилла. Я помню, как хорошо
отзывался о нем Владимир Галузин на репетициях “Хованщины” в Метрополитен-опере
в марте 2012 года. Я был в те дни в Нью-Йорке свидетелем триумфа маэстро. После
дебюта в МЕТ он заехал в Чикаго и провел концерты с Чикагским симфоническим
оркестром.
Кирилл Петренко родился в Омске в мае 1972 года в
музыкальной семье: мама - музыковед, папа - концертмейстер Омского
симфонического оркестра. Занимается музыкой с шести лет. В одиннадцать уже
дебютировал как солист с Омским симфоническим оркестром. Учился на отделениях
фортепиано и теории музыки в Омском музыкальном училище. В 1990 году с семьей
переехал в Австрию. Выпускник Венской высшей музыкальной школы (ныне - Венский
университет музыки и исполнительского искусства). Его дебют как оперного
дирижера состоялся в 1995 году в городке Фельдкирх (земля Форарльберг) с оперой
“Давайте создадим оперу” Б.Бриттена. В последующие несколько лет карьера Петренко
стремительно пошла вверх. С 1997 до 1999 года - капельмейстер Венской
фольксоперы, с 1999 до 2002 года - музыкальный руководитель Südthüringisches
Staatstheater (Майнинген, Германия), с 2002 по 2007 года - главный дирижер
Комической оперы Берлина, с 2013 до 2020 года - музыкальный руководитель
Баварской оперы. С 24 августа 2019 года Кирилл Петренко - главный дирижер БФО.
В этот день оркестр дал бесплатный концерт (исполнялась Девятая симфония Л.ван
Бетховена) у Бранденбургских ворот. Назначение Петренко на должность главного
дирижера БФО окончательно закрепило за ним место на музыкальном Олимпе.
Что мы знаем о Кирилле Петренко? Знаем про его
энциклопедические музыкальные знания; знаем, что он не любит давать интервью и
все время посвящает музыке. Уходя из Комической оперы Берлина, он говорил, что
никогда в жизни не станет больше руководителем какого-либо театра: “Я не желаю
половину своего времени проводить на заседаниях и заниматься не связанной с
музыкой работой”. Правда, спустя пять лет дирижер “рискнул” и возглавил
Баварскую оперу. Знаем о его триумфальном дирижировании операми Вагнера. О его
“Кольце нибелунга” в Байройте немецкие газеты писали как о “событии века”.
Знаем, что Петренко - человек очень закрытый, скромный, мягкий. Требовательным
он становится, когда дело касается музыки.
Знаем, что дирижирует Петренко без палочки и, в
основном, по партитуре, хотя, конечно, все произведения знает наизусть. Его
жесты один немецкий журналист сравнил с “танцем среднеазиатских красавиц”.
Знаем, что Кирилл Петренко - НЕ родственник, а
однофамилец еще одного дирижера российского происхождения Василия Петренко.
Знаем, что у Петренко есть
свои твердые убеждения. Во время второго витка пандемии в ноябре 2020 года
власти Берлина снова закрыли город, и прервался сезон БФО. Когда Петренко узнал
об этом, он добавил к основной программе последнего перед закрытием концерта
еще одно произведение - пьесу “4’33” американского композитора Джона Кейджа в
переложении для оркестра. В пьесе три части, она длится четыре минуты тридцать
три секунды. При этом звуков никаких не издается. Пианист садится за рояль, и
мы четыре минуты тридцать три секунды слышим “прекрасность молчания”.
Сохранилась видеозапись концерта, и видно, как Петренко сумел жестами и мимикой
передать широкий спектр эмоций. Никакие звуки были не нужны - движения маэстро
оказались красноречивее слов! В комментариях говорилось о том, что это самое
захватывающее исполнение. В беззвучной музыке Кейджа слышался протест против
локдауна как явления, заставившего музыку замолчать.
Кроме Чикаго, БФО посетит Нью-Йорк (Карнеги-холл,
10-12 ноября), Бостон (Symphony Hall, 13 ноября), Анн-Арбор (штат Мичиган, Hill
Auditorium, 18-19 ноября), Нейплс (штат Флорида, Hayes Hall, 21-22 ноября). Во
всех городах БФО исполнит еще вторую программу (в Нью-Йорке, Анн-Арборе и Неплс
- две программы): пьесу “Unstuck” (2008 год) американского композитора Эндрю
Нормана, Первый скрипичный концерт В.А.Моцарта (солистка - концертмейстер БФО
Ной Бендикс-Белгли), Симфонию фа диез мажор Э.В.Корнгольда.
БФО гастролировал в разных городах США двадцать
три раза. Первый американский тур состоялся в 1955 году под управлением Г.фон
Караяна, последний (пока) - в 2016 году под управлением сэра Саймона Рэттла. В
Чикаго БФО дал тридцать четыре концерта. Первый - 11 марта 1955 года (дирижер -
Караян), последний (пока) - 16 ноября 2009 года (дирижер - Рэттл) с
произведениями Вагнера, Шенберга, Брамса.
БФО финансируется мэрией Берлина и корпорацией Deutsche Bank. БФО - многократный лауреат премий “Грэмми”, “Граммофон”, “ЭХО” и других самых почетных музыкальных наград.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Берлинский
филармонический оркестр. Фотография предоставлена пресс-службой БФО
Фото 2-4. К.Петренко дирижирует БФО. Все фотографии предоставлены пресс-службой БФО
Комментариев нет:
Отправить комментарий