18 мар. 2023 г.

Новые американские оперы. Лирик-опера представляет


В Чикаго продолжается парад новых опер. В прошлом выпуске Оперного обозрения я писал о мировой премьере Чикагского оперного театра - опере “Жизнь и смерть Алана Тьюринга” (“The Life and Death(s) of Alan Turing”) Джастин Чен. В это же время в Лирик-опере нас ждут целых три мировые премьеры. Общее название спектакля - “Близость” (“Proximity”. A trio of new American operas.). Композиторы - крупнейшие фигуры современной музыкальной жизни. В программе: “Ходоки” (“The Walkers”) Даниэля Бернара Рамейна по либретто Анны Девер Смит, “Четыре портрета” (“Four Portraits”) Кэролин Шоу по либретто Кэролин Шоу и Джоселин Кларк, “Ночь” (“Night”) лауреата Пулитцеровской премии Джона Лютера Адамса (не путайте с другим Джоном Адамсом, автором оперы “Доктор Атомик”) по либретто Джона Адамса и Джона Хайнса. Оперы рассказывают о важных проблемах, волнующих современное общество. Это одиночество и стремление к общению в мире, управляемом современными технологиями; доступность огнестрельного оружия и разрушительные последствия насилия; уважение и защита природных ресурсов.

Солисты: Тализ Тревин, Зое Ремс, Джон Холидей (дебют), Люсия Лукас (дебют), Гордон Хоукинс.


За дирижерским пультом Лирик-оперы дебютирует Казем Абдулла. Он родился в Индиане. С десяти лет играет на кларнете и фортепиано. Учился в средней школе в Цинциннати и даже успел поиграть на кларнете в местном Молодежном симфоническом оркестре. Выпускник Interlochen Arts Academy, консерватории Цинциннати, университета Южной Калифорнии. С 2012 по 2017 год был художественным руководителем Оркестра города Аахен (Германия). Запомнился нестандартным подходом к концертам классической музыки. При нем современная музыка звучала не только в концертном зале города, но и в парках, на улицах, во дворах. За пять лет Абдулла успел продирижировать более чем двадцатью пятью операми, поработать с Анжелой Георгиу и с такими музыкантами, как Иоханнес Мозер, Августин Хаделик, Мидори. В Метрополитен-опере дебютировал в 2009 году с оперой “Орфей и Эвридика” К.В.Глюка. Живет в Нюрнберге.


Режиссер спектакля - лауреат  MacArthur Genius Grant Ювал Шарон. Он знаком нам по чикагской премьере спектакля “Сумерки: боги” (“Twilight: Gods”) в мае 2021 года. “Сумерки…” были созданы под влиянием оперы Р.Вагнера “Гибель богов”, которой весной 2020 года должна была завершиться тетралогия “Кольцо нибелунга”. Увы, случилась пандемия, и Лирик-опера закрылась. “Сумерки…” сыграли в помещении… гаража парка “Миллениум” (Millennium Park Parking Garage). Мы увидели необычную оперную “арт-инсталляцию”, а Шарон зарекомендовал себя весьма изобретательным постановщиком. Скоро он поднимется из гаража на сцену Лирик-оперы.

Ювал Шарон родился недалеко от Чикаго, в городе Нэпервилл (штат Иллинойс) в семье выходцев из Израиля. Учился в университете Беркли. Какое-то время жил в Нью-Йорке, Берлине, Лос-Анджелесе, где создал оперную компанию The Industry. В настоящее время является художественным руководителем Оперы Детройта (прежнее название - Оперный театр Мичигана).

Куратор проекта - Рене Флеминг. Продолжительность спектакля - 2 часа 10 минут с одним антрактом. 24 марта - 8 апреля 2023 года.


Последний раз Лирик-опера представляла мировую премьеру в декабре 2015 года. Это была опера “Бельканто” Джимми Лопеса Беллидо - того самого композитора, чья пьеса “Айно” прозвучала на недавних концертах ЧСО под управлением Клауса Мякеля. В планах театра - первые в Чикаго постановки опер бывшего (2018-2021 годы) композитора-резидента ЧСО Мисси Маццоли “Доказательство” (“Proving Up”) и “Слушатели” (“The Listeners”).

Последним спектаклем сезона (3-25 июня) станет мюзикл Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма “Вестсайдская история”. Режиссер и хореограф оригинальной постановки - Джером Роббинс. Возобновление совместной постановки Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и фестиваля “Глиммергласс”. Режиссер - художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы и фестиваля “Глиммергласс”, театральный и оперный режиссер Франческа Замбелло. Она третий раз работает в Чикаго. Предыдущими постановками были оперы “Саломея” Р.Штрауса (сезон 2006-07 годов) и “Тристан и Изольда” Р.Вагнера (сезон 2008-09 годов), а также первый американский мюзикл “Плавучий театр” Дж.Керна и О.Хаммерстайна (сезон 2011-12 годов).

14 марта Лирик-опера объявит планы на сезон 2023-24 годов. Все подробности читайте в ближайших выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Билеты на все спектакли сезона 2022-23 годов Лирик-оперы Чикаго - по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org/ или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. 

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Близость”. Фото - Lyric Opera of Chicago

Фото 2. Даниэль Бернар Рамейн. Фото - www.danielroumain.com/

Фото 3. Кэролин Шоу. Фото - www.roomfulofteeth.org

Фото 4. Джон Лютер Адамс. Фото - www.johnlutheradams.net/

Комментариев нет: