22 апр. 2023 г.

“Страсти по Матфею” в Нью-Йорке. Об одном концерте и одном оркестре


В марте мне удалось побывать в Нью-Йорке. Дней было мало, а событий - много. Одним из главных стал вечер в Нью-Йоркской филармонии. Давали “Страсти по Матфею” И.С.Баха. Нью-Йоркским филармоническим оркестром (далее - НЙФО) дирижировал его музыкальный руководитель Яп ван Зведен.


Духовная оратория “Страсти по Матфею” (Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum, Matthäus-Passion, BWV 244) на основе сцен из Евангелия от Матфея задумывалась и создавалась Бахом как церковная музыка. За три часа перед нами проходят события последних трех дней из жизни Иисуса - тайная вечеря, моление о чаше на горе Елеонской, суд, предательство Иуды, отречение Петра, шествие на Голгофу, распятие, страдания, смерть... “Страсти...” звучат на немецком языке в переводе Лютера. Премьера состоялась в Страстную пятницу, 11 апреля 1727 года в Лейпциге, в Церкви святого Фомы, где Бах на тот момент шестой год служил кантором. Современники не оценили гениального произведения. Один критик написал: “Когда закончилась музыка, все были крайне удивлены и, переглядываясь, спрашивали: “Что это значит?” Одна благородная старая вдова сказала: “Господи, помилуй нас! Где я нахожусь, в опере-комедии..?” Тем не менее исполнения продолжались, последний раз - в 1749 году. После смерти Баха о “Страстях...” долго не вспоминали. Вторая жизнь баховского шедевра началась благодаря усилиям Феликса Мендельсона, исполнившего “Страсти...” в Берлине в марте 1829 года. С тех пор мир уже не забывал и, уверен, никогда не забудет этого произведения. Бах думал, что пишет музыку для Церкви святого Фомы. Оказалось, он делал это для вечности...


Дирижер Яп ван Зведен был полным хозяином положения, ведя за собой оркестр, два хора и солистов, выстраивая из музыки и голосов драматургически цельное произведение. От бессмертных вступительных тактов до медитативного финала все прозвучало абсолютно слаженно и стилистически безупречно. Ансамбль исполнителей умело передал все оттенки музыки Баха, все нюансы, как выразился композитор, “обновления души”. Проникновенный глубокий голос меццо-сопрано Тамары Мамфорд был особенно хорош в ариях “Buss und Reu” и “Erbarme dich, Mein Gott” - в сцене, когда трижды отрекшийся от Иисуса апостол Петр терзается угрызениями совести. Прозрачный звук сопрано Аманды Форсайт (дебют с НЙФО) выделялся в арии “Aus Liebe will mein Heiland sterben”. (Эту певицу мы услышим в мае в Чикаго.) Лирический тенор Николас Фан был выразителен в партии Евангелиста. Глубокий бархатный бас-баритон Давон Тайнс исполнил партию Иисуса с особым трепетом в голосе, звук которого приобрел неотразимый оттенок скорби в сцене распятия. Прибавьте к этому воздушный голос тенора Пола Эпплби и сильный, звучный - бас-баритона Филипа Слая (дебют с НЙФО). Его арии “Komm, süsses Kreuz” и “Mache dich, mein Herze, rein” прозвучали особенно трепетно. 


Равноправными партнерами солистов были хор Musica Sacra (руководитель - Кент Тритл) и лауреат премии “Грэмми” Бруклинский молодежный хор (руководитель - Диана Беркун-Менакер), расположившийся в точном соответствии с замыслом Баха выше всех - на террасе.

В составе оркестра были как аутентичные, так и традиционные инструменты. Отмечу запоминающееся звучание виолы да гамба (Матт Зукер), гобоев д’амур (Шерри Сайлар и Райан Робертс) - “гобоев любви”, как писал Юрий Тынянов в рассказе “Подпоручик Киже”, скрипок (Франк Ханг и Шерил Стейплс), флейты (Роберт Лангевин), органа (Кент Тритл), виолончели (Картер Брей), контрабасов (Джудит Леклер и Роджер Най).

“Страсти по Матфею” звучат почти три часа с одним антрактом. Меня поразила реакция публики. Давно я не слышал такой абсолютной сосредоточенности на музыке. Во время сцены шествия на Голгофу сидевший рядом со мной молодой человек плакал. Величайшее творение человеческого гения, музыка, равной которой нет в истории, звучит сегодня вне связи с религией или национальностью, и слова героев “спектакля” актуальны независимо от веры. Впрочем, главной остается все-таки Ее величество Музыка. Слушая “Страсти...”, я ловил себя на мысли, что слова иногда нуждаются в музыке, но музыка - ТАКАЯ музыка - не нуждается ни в чем...

“Страсти по Матфею” были приняты благожелательно не только публикой, но и строгими нью-йоркскими критиками. Критик New York Times Джошуа Барон назвал исполнение “одним из лучших концертов ван Зведена в этом сезоне”, а его коллега из Financial Times Клеменси Бартон-Хилл пошла еще дальше, закончив рецензию одним словом: “Захватывающе!”

Где еще слушать “Страсти по Матфею”, как не в новом здании Нью-Йоркской филармонии. С 2015 года здание называется David Geffen Hall в честь мецената Дэвида Геффена, подарившего филармонии чек на сто миллионов долларов. Зал филармонии с августа 2022 года тоже сменил имя. Теперь он называется Wu Tsai Theater, в честь нью-йоркских филантропов Джо и Клары Ву Тсай, передавших оркестру пятьдесят миллионов долларов. Реконструкция здания обошлась в более чем полмиллиарда долларов и закончилась летом 2022 года. Торжественное открытие обновленной филармонии прошло 8 октября, так что я побывал на концерте инаугурационного сезона. Вместительность зала уменьшилась с 2738 до 2200 человек. Благодаря этому сидения стали шире и гораздо комфортнее, а самое главное - заметно улучшилась акустика. Стены концертного зала облицованы волнистыми деревянными панелями из бука, созданными для отражения и рассеивания звука. Старожилы филармонии по-прежнему говорят о недостатках акустики, но я этого не заметил. Звучание органа, голоса солистов - все было на высочайшем уровне. Многоярусные фойе филармонии со стеклянными стенами светлые и очень просторные: достаточно мест, где посидеть и где прогуляться. Лобби второго этажа выходит на террасу знаменитой площади, где напротив - здание Нью-Йоркского балета, а справа - Метрополитен-опера. Перед началом концерта меня поразило огромное количество людей в фойе на первом этаже (Karen and Richard LeFrak Lobby). Уже потом я узнал, что люди занимают места перед огромным пятидесятифутовым телевизором (Hauser Digital Wall), чтобы посмотреть концерты, транслируемые бесплатно из концертного зала (Livestreams). Это происходит не каждый день, но довольно часто: примерно пять раз в месяц. “Страсти по Матфею” были как раз в программе. Список концертов можно найти на сайте НЙФО.

Концерт 25 марта 2023 года стал 16873-м (цифру я узнал из программки) со дня основания НЙФО - старейшего симфонического коллектива Америки. Оркестр был создан в 1842 году, почти на полвека раньше чикагского. Первоначальное название было не связано с городом - Филармоническое общество независимости и свободы (Philharmonic Society of Independance and Freedom). Оркестр объединил лучших музыкантов со всей страны и стал хорошим трамплином для развития классической музыки. На первом концерте 7 декабря 1842 года прозвучала Пятая симфония Л.ван Бетховена. Первая крупная мировая премьера - Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака - состоялась 16 декабря 1893 в Карнеги-холл.

За стовосьмидесятилетнюю историю оркестра его возглавляли двадцать шесть дирижеров. Среди них были те, кто не оставил большого следа в истории музыки. Вряд ли кто-то сегодня вспомнит, например, такие имена, как Генри Тимм, Эмиль Паур или Адольф Нойендорф. Но были в истории оркестра золотые годы, когда им руководили самые блистательные дирижеры. Первым я хочу вспомнить основателя Чикагского симфонического оркестра Теодора Томаса. До переезда в Чикаго он жил и работал в Нью-Йорке и пять лет (1877-1878 и 1879-1891 годы) руководил нью-йоркским оркестром. С 1909 до 1911 года (вплоть до своей смерти) музыкальным руководителем был Густав Малер, с 1922 до 1930 года - Виллем Менгельберг, сделавший впоследствии великим Симфонический оркестр Амстердама Концертгебау. НЙФО руководили Артуро Тосканини (1928-1936 годы), Бруно Вальтер (1947-1949 годы), Леопольд Стоковский (1949-1950 годы), Димитрис Митропулос (1949-1958 годы). Расцвет НЙФО оркестра связан с именем Леонарда Бернстайна. Его дебютное выступление с оркестром состоялось в 1943 году, с 1958 по 1969 год Бернстайн был его главным дирижером. Выбор Бернстайна на место руководителя был сделан не от хорошей жизни. К 1957 году НЙФО потерял изрядную часть слушателей. Требовались отчаянные меры, и правление оркестра бросилось на поиски способной привлечь публику звезды. Выбор пал на молодого Ленни. Он был звездой Бродвея. Пересадив “Ромео и Джульетту” в среду латиноамериканских уличных бандитов, ему предстояло вот-вот побить все рекорды своей “Вестсайдской историей”. До серьезной классической музыки, казалось, было так же далеко, как до Луны. Тем не менее менеджеры оркестра пришли к Бернстайну. Он ухватился за их предложение двумя руками. “Впервые в нашей истории у нас появился крепкий мост, связавший Филармонический с молодым населением страны”, - радовался один из скрипачей. Тридцатидевятилетний, элегантный, Бернстайн быстро приобретал известность на телевидении, рассказывая о музыке в выражениях самых простых, однако оркестровый опыт у него был совсем маленький. Прошедший строгую выучку Фрица Райнера и Сергея Кусевицкого, он вышел на музыкальный рынок Америки в пору маккартистской “охоты на ведьм”. Его левые симпатии, гомосексуальные наклонности, еврейское происхождение - все вместе делали Бернстайна человеком практически безработным. Как писал Норман Лебрехт, Кусевицкий умолял Бернстайна сменить имя, жениться и вести себя поскромнее, однако тот шел своим путем, и нежелание что-либо скрывать лишило его каких бы то ни было шансов возглавить Бостонский симфонический оркестр, а в Нью-Йорке рискнули и не прогадали. В филармонию стали ходить, о концертах оркестра - говорить. Фигуры популярнее Бернстайна в Нью-Йорке не было, а сам он прочно ассоциировался с НЙФО.

Громкие имена возглавляли оркестр и после Бернстайна: Пьер Булез (1971-1977), Зубин Мета (1978-1991), Курт Мазур (1991-2002), Лорин Маазель (2002-2009). С 2009 до 2017 годов оркестром руководил Алан Гилберт, с 2018 года коллектив возглавляет голландский маэстро Яп ван Зведен.

Традиционно НЙФО всегда находился в пятерке (“big five”) ведущих симфонических оркестров США, но на деле очень часто это было лишь следствием его географического расположения. С оркестром всегда считались, потому что он был в Нью-Йорке - столице мира, но его музыкальные достижения не всегда были на высочайшем уровне. В последние десятилетия симфонические оркестры Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Питтсбурга, Сент-Луиса притягивали к себе гораздо большее внимание.

После ухода Риккардо Мути из Ла Скала администрация нью-йоркского оркестра обхаживала итальянского маэстро и уговаривала его стать новым руководителем. Тогда Мути выбрал Чикаго. Похоже, сейчас Нью-Йорк берет реванш. Пока в Чикаго идет поиск нового руководителя, Нью-Йорк свой выбор сделал. С сезона 2026–27 годов музыкальным руководителем оркестра станет Густаво Дудамель. Контракт на пять лет был подписан в феврале. Харизматичная фигура такого масштаба позволит вновь заговорить о НЙФО во всем мире - впервые после “золотого” десятилетия с Бернстайном.

Недавно оркестр объявил планы на сезон 2023-24 годов. Нью-Йоркских меломанов и других “понаехавших” ждет много интересного. Но это уже тема для другой статьи. 

Nota bene! Билеты на концерты сезона 2022-23 годов и абонементы на сезон 2023-24 годов Нью-Йоркского филармонического оркестра - на сайте nyphil.org/, по телефону (212) 875-5656 или в кассе по адресу: 10 Lincoln Center Plaza, New York, NY 10023-6970.

Фотографии к статье:

Фото 1-3. “Страсти по Матфею” в Нью-Йоркской филармонии. 23 марта 2023 года. Все фото - Крис Ри

Фото 4. Яп ван Зведен. Фото - Дарио Акоста

Комментариев нет: