23 июня, 7.30 pm; 25 июня, 8.00 pm; 28 июня, 7.30 pm. Апофеоз сто тридцать первого сезона Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) - первое в его истории концертное исполнение оперы “Бал-маскарад” (“Un ballo in maschera”) Дж.Верди. Исполнители: Ричард - Франческо Мели, тенор; Амелия - Джойс Эль-Хури, сопрано (дебют с ЧСО); Ренато - Лука Салси, баритон; Ульрика - Юлия Маточкина, меццо-сопрано (дебют с ЧСО); Оскар - Дамиана Мицци, сопрано (дебют с ЧСО); Судья - Лунга Эрик Халлам (дебют с ЧСО); Сэмюэль - Альфред Уолкер, бас-баритон (дебют с ЧСО); Сильван - Рикардо Хосе Ривера, баритон; Том - Кевин Шорт, бас-баритон (дебют с ЧСО). Дирижер - Риккардо Мути. Чикагский симфонический хор. Хормейстер - Дональд Палумбо. Его возвращение в Чикаго - событие исключительной важности. Пятнадцать лет он работал хормейстером Лирик-оперы, а с сезона 2007-2008 годов занял аналогичный пост в нью-йоркской Метрополитен-опере. За годы работы в Чикаго Палумбо подготовил около ста спектаклей, превратив хор Лирик-оперы в выдающийся суперпрофессиональный коллектив. Мы могли критиковать постановки, голоса солистов, оркестр... - все что угодно, только не уровень хора, который всегда оставался на высочайшем уровне. Дональд Палумбо пришел в чикагский театр после стажировки в Ла Скала и работы в крупнейших оперных театрах Европы и Америки. Он стал первым американцем, занимавшим пост руководителя хора на престижном Зальцбургском музыкальном фестивале (1999-2001 годы). Тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон, комментируя уход Палумбо, был краток: “МЕТ получил лучшего”. И вот Лучший возвращается в Чикаго. На этот раз - для новой для него работы с Чикагским симфоническим хором.
Маэстро Риккардо Мути боготворит Джузеппе Верди. Он говорит: “Я посвятил свою жизнь изучению творчества Верди. Мне кажется, правда у меня в кармане. Тем не менее, если существует загробная жизнь, я боюсь встретить там Верди. Если он скажет, что я был неправ, я умру второй раз. Но эта встреча невозможна. Верди, конечно, в раю, а я, наверно, попаду в ад... Я всегда подчеркиваю связь между Верди и Моцартом. Верди, как и Моцарт, - композитор будущего. Верди говорит с нами о нас, о нашей любви, зависти, желаниях, слабостях. Мир Верди отличается от мира Глюка или метафизического, идеологического мира супергероев Вагнера. Верди актуален сегодня и останется актуален всегда… Я много раз повторял слова, сказанные великим итальянским поэтом Габриэле д’Аннунцио: “Верди озвучил все наши надежды и печали. Он плакал и любил всех нас”.
Маэстро Мути давно и заслуженно считается лучшим интерпретатором творчества Верди. Карьеру оперного дирижера Мути начал в 1969 году с “Разбойников” Верди на флорентийском музыкальном фестивале “Maggio Musicale Fiorentino”. Мути интересовался не только популярными операми Верди, но и Verdi minore, то есть теми операми, которые не сильно интересовали оперные театры. Среди них - “Аттила”. Мути дирижировал этой оперой первый раз во Флоренции в 1972 году с Николаем Гяуровым (Аттила) и Лейлой Генсер (Одабелла). Маэстро говорит: “У меня сохранились прекрасные воспоминания об этой работе. Мне так нравилась “Аттила”, что когда театр Ла Скала искал музыкальную тему для телефонных операторов в кассе, я выбрал мелодию Увертюры к этой опере. Многие годы, когда вы звонили в Ла Скала, вы слышали эту мелодию”.
За девятнадцать лет руководства Ла Скала Риккардо
Мути поставил около пятидесяти опер. Он говорит: “Самое важное - даже не то,
что я повысил качество исполнения, а то, что вернул в Ла Скала трилогию Верди
“Травиата”-“Риголетто”-“Трубадур”. Я бы хотел, чтобы мой период в Ла Скала
запомнился именно этим”.
В 2001 году - столетнюю годовщину со дня смерти
Верди - маэстро дирижировал в Ла Скала восемью (!) операми и отдельно провел
специальный концерт с редкими сочинениями композитора. Одной из причин открытия
Риккардо Мути Академии молодых дирижеров было желание передать новому поколению
музыкантов секреты исполнения музыки Верди. Маэстро получил их от Антонино
Вотто, ассистента Тосканини. А Тосканини знал Верди и исполнял его музыку при
его жизни (первой была “Аида” в 1886 году). Прямая традиция, идущая от
композитора.
“Бал-маскарад” у Джузеппе Верди получился
случайно. По заказу театра Сан-Карло (Неаполь) композитор начал работу над
“Королем Лиром”, но что-то пошло не так, а именно солисты не устроили Верди.
Тогда и родился вариант с пьесой французского драматурга Эжена Скриба. Джузеппе
Верди сказал: “Драма блестящая, всецело в нравах нашего времени”. Премьера
оперы состоялась 17 февраля 1859 года в Риме. Спустя год опера начала
триумфальное шествие по театрам мира, став одной из самых популярных в истории.
Опера двенадцать раз (начиная с 1955 года) ставилась на сцене Лирик-оперы, но
никогда прежде не звучала в Симфоническом центре.
“Бал-маскарад” - пятая опера Верди, которую
маэстро Мути представляет в Чикаго в концертном исполнении. Исполнение оперы
симфоническим оркестром Мути называет “фундаментом, на котором строится
остальная музыка”. Каждый раз такие исполнения становились событиями. Апрель
2011 года - “Отелло” Дж.Верди; сентябрь-октябрь 2013 года - “Макбет” Дж.Верди;
апрель 2016 года “Фальстаф” Дж.Верди; июнь 2019 года - “Аида” Дж.Верди; февраль
2020 года - “Сельская честь” П.Масканьи. Всякий раз маэстро Мути устраивал нам
“открытый урок” на тему “Как исполнять оперу?”
В составе солистов “Бала-маскарада” много новых
лиц. В партии Амелии с ЧСО дебютирует канадская певица ливанского происхождения
Джойс Эль-Хури, в партии Ульрики - российская певица Юлия Маточкина. Основные
солисты-мужчины - Франческо Мели и Лука Салси - известны нам по предыдущим
выступлениям с маэстро Мути.
27 июня, 6.30 pm. Впервые с 2018 года Риккардо Мути и ЧСО проводят специальный бесплатный концерт для жителей Чикаго (Concert for Chicago). В программе: Фестивальная увертюра Д.Шостаковича, Четвертая симфония П.Чайковского.
Концерт состоится в павильоне Джей Притцкер парка
“Миллениум” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601.
30 июня, 1 и 2 июля, 7.30 pm. Последний в этом сезоне “эпизод” популярной серии “CSO at the Movies”. На огромном, почти десятиметровом экране - фильм “Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая” (“Star Wars: Return of the Jedi”, 1983, 131 мин.) Стивена Спилберга, на сцене - ЧСО под управлением Ричарда Кауфмана с музыкой пятикратного лауреата премии “Оскар” и 25-кратного (!) лауреата премии “Грэмми”, американского композитора и дирижера Джона Уильямса.
15 и 16 июля, 8.00 pm. Весь вечер на арене - Странный Эл Янкович (“Weird Al” Yankovic)! Самый популярный пародист в американской истории, обладатель четырнадцати номинаций и пяти премий “Грэмми”, легендарный певец, композитор, музыкант-мультиинструменталист работает в своем привычном жанре пародии.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Франческо Мели и Крассимира Стоянова в
концертном исполнении оперы “Аида” Дж.Верди (Чикаго, 21 июня 2019 года). Фото -
Тодд Розенберг
Фото 2. Роза Феола, Чикагский
симфонический хор и ЧСО под управлением Р.Мути в концертном исполнении оперы
“Фальстаф” Дж.Верди (Чикаго, 21 апреля 2016 года). Фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий