23 сентября открылся новый, сто тридцать первый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). За дирижерский пульт впервые с февраля 2020 года встал его музыкальный руководитель Риккардо Мути. Маэстро был в приподнятом настроении, и оркестр под его управлением звучал превосходно. Мы впервые услышали написанную в моцартовском стиле увертюру к опере “Анонимный любовник” французского композитора Жозефа Болони де Сен-Жоржа и пьесу Andante moderato американского композитора Флоренс Прайс. Апофеозом вечера стало величественное исполнение Третьей (“Героической”) симфонии Л.ван Бетховена. В приветственном слове маэстро Мути назвал героями представителей творческих профессий, которые на долгие месяцы были отлучены от слушателей и зрителей, но сумели остаться верными своему делу. “Героическая” симфония прозвучала в их честь...
В день открытия сезона пришла
еще одна замечательная новость: контракт с Риккардо Мути продлен еще на один
сезон! К общей радости всех любителей музыки маэстро остается с ЧСО до лета
2023 года. В этом сезоне зарубежных поездок оркестра не будет, а вот в январе
2023 года ЧСО проведет давно запланированное азиатское турне с концертами в
Китае, Тайване, Японии. Уже известно, что кульминацией эры Риккардо Мути в
Чикаго станет исполнение Торжественной мессы Л.ван Бетховена с ЧСО, хором и
солистами. Это случится в июне 2023 года. Сезон 2021-22 годов - двенадцатый
чикагский сезон маэстро. О концертах Риккардо Мути в Чикаго я писал в прошлых
выпусках Музыкального обозрения. А сегодня о том, что нас ждет после его
отъезда.
14 октября, 7.30 pm; 15 октября, 1.30 pm; 16 октября, 8.00 pm; 17 октября, 3.00 pm.
В программе: “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый
виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист - Джон Шарп), Вторая симфония
Р.Шумана. Дирижер - Николай Шепс-Цнайдер.
ЧСО продолжает заново открывать произведения
композиторов-женщин. Еще одно имя в этом ряду - французский композитор
ирландского происхождения Августа Ольмес (1847-1903). К столетию Французской
революции она сочинила Триумфальную оду, которая была исполнена в Париже, а
позже - на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Мы услышим Интерлюдию к оде
под названием “Ночь и любовь”.
Всегда интересно послушать в качестве солистов
музыкантов ЧСО. В эти дни на авансцену приглашается концертмейстер секции
виолончелей Джон Шарп. Он родился в городе Уэйко (штат Техас). Начал играть на
виолончели в десять лет. Музыкант вспоминает: “Учительница пришла в класс и спросила,
кто хочет записаться на струнные инструменты. К тому моменту я пробовал все:
рисование, боулинг... Я вспомнил, что моя тетя преподавала музыку в колледже,
ее специализацией была виолончель. Я поднял руку и сказал: “Буду играть на
виолончели”. Через три года Шарп стал частным образом заниматься у пережившего
Рижское гетто и советский лагерь (он бежал из него в американскую оккупационную
зону, а потом эмигрировал в США) педагога Льва Аронсона. Шарп попал в хорошую
компанию, ведь среди учеников Аронсона были Линн Харрелл и Ральф Киршбаум.
Шарп - выпускник Джульярдской школы (диплом
мастера). Лауреат Третьей премии Международного конкурса имени Чайковского
(Москва, 1986 год). Три года служил концертмейстером в Симфоническом оркестре
Цинциннати (1983-86 годы), один год - в виолончельной секции оркестра
Метрополитен-оперы, работал в Нью-Йоркском струнном оркестре под управлением
Александра Шнайдера. В ЧСО был принят Георгом Шолти в 1986 году на место
легендарного первого виолончелиста Фрэнка Миллера, занимавшего этот пост с 1959
по 1985 годы. Шарп называет Миллера “дедушкой всех
концертмейстеров-виолончелистов”. Шарп был одним из трех кандидатов и победил
своих конкурентов после месяца работы в оркестре под наблюдением Шолти. На
момент подписания контракта Шарпу было двадцать семь лет, и он оказался самым
молодым концертмейстером в истории оркестра. (Сегодня рекорд принадлежит
первому фаготисту ЧСО Кайту Банке. Он стал концертмейстером в двадцать один
год.) Оглядываясь назад, Шарп признает, что благоговел перед своим новым
музыкальным окружением: “Я чувствовал себя невероятно везучим. Я был молодым и
неопытным. Работал четыре года в профессиональных оркестрах, но, например,
никогда не играл симфоний Бетховена, а рядом со мной сидели музыканты, игравшие
их сотни раз. Я восторгался ими”. Шарп - профессор отделения виолончели Roosevelt University. Преподает музыкантам - членам секции виолончелей Civic Orchestra of Chicago.
Играет на инструменте 1694 года работы Джузеппе
Джованни Батисты Гварнери (младшего сына Андреа Гварнери).
Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец - руководитель рок-ансамбля - родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части - до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.
В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал
Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но
настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы
Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь
музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало
его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом, которое продолжается и
сегодня. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для
скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача
включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты
должен сыграть этот концерт”. Баренбойм постоянно побуждает скрипача к открытию
новых имен, постижению новых произведений. Например, они вместе работали над
Камерным концертом Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.
Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен ему Датским Королевским театром, ранее
скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. Последний
раз - в сентябре 2017 года - в венском Музикферайне. Он солировал в Первом скрипичном концерте соль
минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал музыкальный
руководитель Кристиан Тилеман. А вот в качестве дирижера я послушаю музыканта
впервые. С 2020 года он занимает пост музыкального руководителя
Национального оркестра Лиона.
16 октября, 10.00 am - 5.00 pm. В рамках проекта Open House Chicago в этот день Чикагский симфонический центр будет открыт для всех желающих! Вход свободный. Все подробности - на сайте openhousechicago.org.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов - на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЧСО под управлением Риккардо Мути. 23
сентября 2021 года. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Джон Шарп. Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Николай Шепс-Цнайдер. Фото из пресс-службы ЧСО
Комментариев нет:
Отправить комментарий