4 и 5 марта, 8.00 pm; 8 марта, 7.30 pm. В течение марта за дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) мы увидим несколько приглашенных дирижеров. Первый в этом ряду - эстонский дирижер Пааво Ярви. В программе: увертюра “Римский карнавал” и Фантастическая симфония Г.Берлиоза, Второй фортепианный концерт Ф.Шопена (солист - Бенджамин Гросвенор).
С Фантастической симфонией Берлиоза у чикагских
любителей музыки отношения особые. Симфония прозвучала в сентябре 2010 года на
первой в Симфоническом центре программе Риккардо Мути в качестве нового
музыкального руководителя ЧСО. Я помню, как поразили меня тогдашние
концертмейстеры оркестра. Я услышал прелестный звук гобоя Евгения Изотова,
флейты Маттье Дюфора, валторны Дэйла Клевенджера, кларнета Ларри Комбса.
Неслыханные созвучия, невероятное сочетание музыкальных тембров и оркестровых
красок Берлиоза требуют от оркестра особого внимания к деталям, ритмической
четкости и инструментального баланса. Всего этого удалось достичь музыкантам
под руководством Мути - оркестр звучал просто вдохновенно. За одиннадцать лет
состав ЧСО сменился кардинально. Иных уж нет, а те далече...
Интересно, что осенью 2010 года Фантастическая
симфония прозвучала в связке с монодрамой Берлиоза “Лелио, или Возвращение к
жизни”. Соседство “Фантастической симфонии” и “Лелио” Мути объяснял так: “Мы
часто слышим “Фантастическую симфонию” во второй части концерта. Но она
рассматривалась Берлиозом как пролог к драме “Лелио”, а “Лелио” - как продолжение “Фантастической
симфонии”. Берлиозом задумывались два произведения вместе, и исполнять одно без
другого, начало без продолжения - это ошибка”. Почему ЧСО решил пойти на эту
ошибку, и ошибка ли это, узнаем, услышав интерпретацию Пааво Ярви.
Маэстро Ярви родился в Эстонии в 1962 году.
Первые уроки дирижирования получил от своего отца - известного эстонского
дирижера Нееме Ярви. Потом была Таллинская школа музыки (там он учился игре на
перкуссине). В 1980 году семья Ярве переехала в Америку. Пааво продолжил
обучение в Институте музыки Кертиса в Филадельфии, а также в Лос-Анджелесском
филармоническом институте, где он получил бесценные уроки у Леонарда
Бернстайна. Пааво Ярви - человек, фанатично преданный музыке. Его энергия и
работоспособность стали у музыкантов притчей во языцех. В девяностых годах XX
века он был главным приглашенным дирижером Королевского филармонического
оркестра Стокгольма и симфонического оркестра Бирмингема, с 2001 до 2011 года -
главным дирижером симфонического оркестра Цинциннати, сейчас занимает в этом
оркестре пост дирижера-лауреата. С 2006 года Ярви стал главным дирижером
Симфонического оркестра Франкфуртского радио, сейчас - дирижер-лауреат
оркестра. С 2018 года Ярве является главным дирижером Tonhalle Orchester
(Цюрих), последний, седьмой, сезон возглавляет NHK Symphony Orchestra (Токио).
Кроме этого, он - многолетний (с 2004 года) художественный руководитель
оркестра “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” и руководитель Эстонского
фестивального оркестра (он создал его в 2011 году). Дирижер не забывает свой
родной город. Являясь артистическим советником Эстонского национального
симфонического оркестра, он часто бывает в Таллине и является горячим
популяризатором музыки эстонских композиторов. В 2019 году Ярве назван
Дирижером года по мнению немецкой студии Opus Klassik. Лауреат премии “Грэмми”
за запись Кантат Я.Сибелиуса с Эстонским национальным симфоническим оркестром.
Бременских музыкантов с Ярви за дирижерским пультом
мы слышали дважды на Музыкальном фестивале Равиния: в 2005 и 2014 годах.
Британский пианист Бенджамин Гросвенор известен любителям музыки с 2004 года, когда в возрасте одиннадцати лет победил на конкурсе молодых музыкантов Би-Би-Си. Выпускник Лондонской королевской академии музыки. Играет с крупнейшими симфоническими оркестрами мира. В Симфоническом центре впервые выступил в феврале 2017 года в престижной серии сольных фортепианных концертов. Он замечательно исполнил романтическую музыку Шумана, Моцарта, Листа, Скрябина.
Обратите внимание. За полтора часа перед концертами (4 и 5 марта, 6.45 pm; 8 марта, 6.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы альтиста и педагога, музыканта ЧСО Макса Райми об исполняемых произведениях.
5 марта, 10.00 am и 11.45 am. Сорокапятиминутные интерактивные концерты из серии ”Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”) предназначены для детей от трех до пяти лет. Эти концерты станут для них первым знакомством с инструментами и миром классической музыки. Концерты ведут профессиональные актеры. На этот раз музыканты из ЧСО не просто исполняют, а инсценируют английскую народную сказку “Джек и бобовый стебель” (“Jack and the Beanstalk”). В ней рассказывается история мальчика Джека, обменявшего единственную корову семьи на... бобы. Когда бобы превращаются в гигантский бобовый стебель, Джек поднимается по нему и сталкивается с грозным великаном, который охраняет золото и волшебную арфу. Великан засыпает, Джек забирает золото и перерезает стебель. Великан повержен, справедливость восстановлена... В создании серии участвует Чикагский детский театр. Обратите внимание! Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
6 марта, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт пианиста Даниила Трифонова. В программе:
фортепианный цикл “Сарказмы” С.Прокофьева, Третья соната К.Шимановского, сюита
“Для фортепиано” К.Дебюсси, Третья соната И.Брамса.
Этот многострадальный концерт переносился дважды. Надеюсь, третья попытка наконец будет удачной и мы услышим замечательного пианиста. Билеты с датой “12 ноября” и “5 февраля” действительны. Подтверждения не требуется.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Пааво Ярви. Фото из пресс-службы ЧСО
Фото 2. Бенджамин Гросвенор. Фото - bechstein.com.ua/news-46/
Комментариев нет:
Отправить комментарий