Действующие лица и исполнители:
Флория Тоска - Мишель Брэдли (дебют в
Лирик-опере),
Марио Каварадосси - Расселл Томас,
Барон Скарпиа - Фабиан Велоз, Сполетта
- Роделл Розел.
12 марта - 10 апреля (восемь
спектаклей).
Дирижер - Юн Сун Ким (дебют в
Лирик-опере).
Новая для Чикаго постановка сделана
Оперой Сан-Франциско. Режиссер - Луиза Миллер. Опера исполняется на итальянском
языке с английскими субтитрами.
Продолжительность спектакля - 2 часа
50 минут с двумя антрактами.
Сначала - немного истории. Одна из лучших опер классического репертуара, “Тоска” ставилась на сцене Лирик-оперы семнадцать раз, начиная с первого сезона 1954 года. Первым Каварадосси в Чикаго был великий тенор Джузеппе Ди Стефано. Когда только образовалась Лирик-опера, будущий многолетний генеральный директор театра, ныне - директор-лауреат Уильям Мэйсон еще не думал об административной работе. Он готовился стать певцом, пел в детском хоре и был ужасно горд, когда ему доверили партию Мальчика-пастуха в “Тоске”. Мэйсон повторил свой успех в 1956 и 1957 годах, а потом во всех интервью (в том числе со мной) подчеркивал, что выступал в Лирик-опере в качестве солиста.
В “Тоске” пели все великие певцы
прошлого. Многие из них - на сцене чикагского театра. В 1960 году в постановке
Карло Маэстрини встретились вместе Рената Тебальди, Джузеппе Ди Стефано и Тито
Гобби. “Крестный отец” Лирик-оперы, итальянский баритон Тито Гобби исполнял
партию Скарпиа в восьми постановках, в том числе, в 1971 году, в своей
собственной. Спектакль имел грандиозный успех, и его повторяли несколько раз
вплоть до середины восьмидесятых. В 1964 году в партии Каварадосси блистал
Ричард Такер, в 1971 - Карло Бергонци, в 1976 - Лучано Паваротти, в 1982 -
Пласидо Доминго; Тоску исполняли Рената Скотто (сезон 1987-88 годов) и Мария
Гулегина (сезон 1993-94 годов).
В 2004 году в честь пятидесятилетия со
дня образования Лирик-оперы театр выкупил права на легендарную постановку
Франко Дзефирелли, созданную им в 1964 году для лондонского Ковент-Гарден.
После трех лет уединения Марии Каллас Дзефирелли благодаря “Тоске” вернул на
сцену великую певицу. Встреча с режиссером стала событием в ее жизни.
Лирик-опера возобновляла постановку Дзефирелли дважды. Я в те годы уже был в Чикаго
и помню эти спектакли.
В сезоне 2004-05 годов очень хороша
была румынская певица Доина Димитриу в партии Тоски. Партию Каварадосси
исполнял тогда Нил Шикофф, партию Скарпиа - Сэмюэль Рэми. В сезоне 2009-10
годов мы увидели второе возобновление спектакля. В “Тоске” снова были два
состава. Осенью 2009 года в главных партиях выступили блистательные Владимир
Галузин и Дебора Войт, весной 2010 года в главной партии впервые в Чикаго мы
услышали Виолетту Урману.
В сезоне 2014-15 годов в постановке
британского режиссера Джона Кейрда мы увидели, как шутили в театре, “русскую
“Тоску”. В партии Тоски в Чикаго дебютировала солистка Мариинского театра
Татьяна Сержан, в партии барона Скарпиа выступил лауреат Второй премии
Международного конкурса имени П.Чайковского (1998 год), солист Мариинского
театра Евгений Никитин. Наконец, в “Тоске” состоялся американский дебют
дирижера Дмитрия Юровского.
Теперь несколько слов о новом составе
исполнителей. В партии Тоски на сцене театра дебютирует сопрано Мишель Брэдли.
В 2018 году она закончила Молодежную программу при Метрополитен-опере и уже
успела завоевать славу одной из главных вердиевских певиц нашего времени. В
прошлом сезоне она дебютировала в Венской опере в партии Виолетты (“Травиата”),
впереди - выступления в Ковент-Гарден и МЕТ.
О теноре Расселле Томасе я подробно писал совсем
недавно, перед его концертом “Вердиевские голоса”. Каварадосси - одна из
любимейших партий певца.
В партии Скарпиа состоится дебют аргентинского
баритона Фабиана Велоза. Эту партию он пел на сценах миланского театра Ла Скала
и Римской оперы. Из недавних ангажементов певца отмечу главные партии в операх
“Риголетто”, “Богема”, “Травиата” и “Андре Шенье” в театре Колон
(Буэнос-Айрес), “Травиата” в Опере Неаполя, “Сельская честь” и “Паяцы” в Опере
Болоньи, “Макбет” и “Набукко” в Триесте.
Исполнитель партии Сполетты, американский тенор
филиппинского происхождения Роделл Розел - выпускник Центра Райана при
Лирик-опере. С сезона 2005-06 годов исполнил более двадцати партий на сцене
чикагского театра, в том числе в прошлой постановке “Тоски” в сезоне 2014-15
годов.
С “Тоской” в Чикаго дебютирует дирижер
из Южной Кореи Юн Сун Ким. С прошлого сезона она является музыкальным
руководителем Оперы Сан-Франциско.
В прошлом в Лирик-опере мы видели две постановки
Луизы Миллер: “Мадам Баттерфляй” и “Кармен”. Постановка “Тоски” интересна еще и
тем, что сценография спектакля принадлежит выдающемуся французскому режиссеру
Жан-Пьеру Поннелю (1932-1988). Он знаком любителям оперы в Чикаго с 1972 года,
поставил в Лирик-опере десять спектаклей, которые неоднократно возобновлялись.
Поннель - легендарное имя в истории мировой оперы.
До конца сезона мы увидим еще оперу “Огонь в душе моей” (“Fire Shut Up In My Bones”) Т.Бланшара. 24 марта - 8 апреля. Новая постановка совместно с Метрополитен-оперой и Оперой Лос-Анджелеса по заказу Метрополитен-оперы. Оригинальный заказ от Оперного театра Сент-Луиса и Jazz Saint Louis. Дирижер - Даниелла Кандиллари. Режиссеры - Джеймс Робинсон и Камилла Браун (дебюты в Лирик-опере). В главных партиях: Латония Мур (Билли, дебют в Лирик-опере), Жаклин Эколс (Судьба/Одиночество/Гретта; дебют в Лирик-опере), Уилл Ливерман (Чарльз), Кристофер Кенни (Честер).
Выдержанной в джазовой традиции оперой
лауреата премии “Грэмми”, джазового трубача и дирижера из Нового Орлеана
Теренса Бланшара 27 сентября 2021 года открылся новый сезон Метрополитен-оперы.
Спустя шесть месяцев спектакль показывает Лирик-опера. Русский сокращенный
перевод названия оперы неточный. Точнее полный вариант - “Горящий огонь, заключенный
в костях моих”. Его использовал музыковед Соломон Волков в недавней программе
на радио Свобода. Название отсылает нас к Библии, это цитата из Книги пророка
Иеремии. Опера написана по мотивам одноименной книги колумниста New York Times
Чарльза Блоу и рассказывает о его тяжелом детстве в Луизиане. Первая в истории
опера афроамериканского композитора на сценах МЕТ и Чикаго.
Nota bene! Билеты на оперу “Тоска” и другие концерты и спектакли сезона 2021-22 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2022-23 годов - на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Тоска” (Опера Сан-Диего). Фото - Кен Ховард
Комментариев нет:
Отправить комментарий